Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
Рассмотреть понятие принципа разделения властей
Рассмотреть понятие судебной власти
Проанализировать особенности разделения властей в разных странах
Рассмотреть особенности статуса прокуратуры в РФ
Проанализировать взаимодействие прокуратуры с органами власти других ветвей государственной власти
Рассмотреть функции прокуратуры
Рассмотреть эволюцию статуса прокуратуры в РФ
До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора РФ на должность, его подотчетность только высшим законодательным органам. Таким образом, прокурор был ориентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти — законодательной, только ей он был подконтролен и только ее решения обязан был выполнять.
В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
В этих условиях повышается
роль прокуратуры как
2.3Функции прокуратуры
Место прокуратуры в государственном механизме России находит свое предметное воплощение в ее функциях, они представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые, с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий (компетенции).
Перечень функций прокуратуры на различных этапах развития государства не остается неизменным. Их «набор» зависит от социальных и правовых условий развития общества и государства. Современную ситуацию отражает перечень функций прокуратуры, закрепленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 18 октября 1995 г.).
Одной из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за исполнением законов участниками общественных отношений. Традиционные особенности построения российской прокуратуры, ее сильная централизация, предусмотренная и ст. 129 Конституции, определяются прежде всего необходимостью осуществлять надзорную функцию.
Прокуратура играет заметную
роль в общем механизме
Согласно действующему законодательству, прокуратура осуществляет надзор за:
— исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
— исполнением законов
администрациями органов и
Осуществляя надзор за исполнением законов, который зачастую на практике называется общим, прокурор вправе использовать ряд полномочий, предоставленных ему законом: право беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий; проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений; требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления факта нарушения прав и законных интересов личности прокурор праве освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами, опротестовать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, возбудить уголовное дело или производство об административном нарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протесты, представления и постановления прокурора.
В целях усиления правозащитного потенциала прокуратуры в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации в качестве отдельного направления надзорной деятельности прокуратуры рассматривается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При этом в орбиту надзорной деятельности включены органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не
подменяют иные государственные
органы и должностных лиц, которые
осуществляют контроль за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
не вмешиваются в оперативно-
Для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен разнообразными полномочиями, перечень которых значительно превышает общепринятые в мировой практике права народного правозащитника (омбудсмена). При этом прокурор:
— рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; — разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений ' прав и свобод человека и гражданина, привлечению в ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; ]
— использует перечисленные выше полномочия, характерные для обще надзорной деятельности (требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении и др.).
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Важное значение для защиты прав граждан имеет надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Деятельность этих органов (МВД, ФСБ, налоговая полиция, органы пограничной охраны, Службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации) связана с ограничениями ряда конституционных, прежде всего личных, прав и свобод граждан. Прокурорский надзор должен быть средством противодействия возможным нарушениям в этой сфере. Применяются не только названные выше средства прокурорского реагирования, но и другие (отмена постановлений следственных органов о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела, санкционирование арестов как меры процессуального принуждения и др.).
Прокурорский надзор является важным инструментом защиты прав граждан, находящихся в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, отбывающих наказание. Прокурор обязан систематически посещать места содержания задержанных, предвари тельного заключения, уголовно-исполнительные учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных, знакомиться с документами, на основании которых эти лица лишены свободы, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации исправительных колоний и опротестовывать их в случае противоречия закону. Прокурор праве отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрические учреждения.
Особая функция прокуратуры — участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Специфика роли прокурора состоит в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой — осуществляет некоторые надзорные функции в отношении судебных решений.
Роль прокурора в судебном
разбирательстве уголовных дел
весьма значительна. Он обладает широкими
процессуальными правами, поддерживает
возложенную на него государством функцию
государственного обвинения. Не менее
значительны правовые возможности
прокурора как участника
При вынесении судом незаконных
и необоснованных решений органы
прокуратуры могут сыграть
Самостоятельная функция прокуратуры—расследование преступлений, которое является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Осуществляя уголовное преследование, прокуратура проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции.
Кроме того, согласно закону, прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следовательно расследование любого преступления.
На протяжении многих лет прокуратура успешно выполняла функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры должны координировать деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
Осуществляя координацию деятельности по борьбе с преступностью, прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодействие органов представительной, исполнительной и судебной властей в этой важнейшей для общества сфере функционирования государства. Одновременно создаются условия для взаимодействия в этой сфере федеральной власти с властями субъектов Федерации
Функцией прокуратуры является и участие в правотворческой деятельности государства. Прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов во всех сферах правовых отношений, могут использоваться государством в качестве надежных индикаторов соответствия ' действующих законов потребностям общества. Им должна быть предоставлена законом реальная возможность информировать законодательные и иные правотворческие органы о любом несоответствии права потребностям общества. Отказ от использования уникальных возможностей прокуратуры для своевременного преодоления государством противоречий между стабильностью и динамизмом права совершенно недопустим. В связи с этим трудно признать оправданным исключение Конституцией России Генерального прокурора из перечня субъектов права законодательной инициативы.22
Заключение
Итак, мы рассмотрели прокуратуру в российской конституционной системе власти, основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, а также систему и организацию деятельности прокуратуры.
Из всего вышеизложенного, а так же анализируя Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции, действующей на сегодняшний день, можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Прокуратура в российской конституционной системе власти