Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование значения прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
Рассмотреть понятие принципа разделения властей
Рассмотреть понятие судебной власти
Проанализировать особенности разделения властей в разных странах
Рассмотреть особенности статуса прокуратуры в РФ
Проанализировать взаимодействие прокуратуры с органами власти других ветвей государственной власти
Рассмотреть функции прокуратуры
Рассмотреть эволюцию статуса прокуратуры в РФ
Подчеркнем, что речь идет
обо всем комплексе полномочий в
их неразрывной связи. Такой подход
обеспечивает самостоятельность, полноту
и высокий профессионализм
Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка.
Возникновение российской прокуратуры приходится на XVIII столетие и обусловлено объективной потребностью эффективного государственного контроля, который носители власти, в особенности Петр I, пытались установить, предпринимая неоднократные попытки учредить государственные органы и ввести самостоятельные должности с обязанностями наблюдения за деятельностью чиновничьего аппарата.15
1.3Особенности разделения властей в отдельных странах
Возникновение теории разделения
властей связано с борьбой
крепнувшей буржуазии против феодального
абсолютизма. Стремясь к ограничению
королевской власти, идеологи молодой
буржуазии выдвинули тезис о
разделении государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную. Предполагалось, что первая
будет вручена избираемому
Против такого организационно-правового
подхода к структуре
В конституциях получили отражение
оба эти подхода. Уже в первой
писаной конституции — основном
законе США 1787 г. — они, по существу,
были соединены. Словами: «Мы, народ
Соединенных Штатов...» —
В некоторых современных
конституциях триада разделения властей
подвергнута модификациям и дополнениям.
Конституционная доктрина ряда стран
Латинской Америки (конституции
Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Бразилии
1988 г. и др.) исходит из существования
четырех властей: дополнительно
названа избирательная власть (граждане,
составляющие избирательный корпус).
Свое организационное выражение
эта ветвь власти нашла в создании
специальных избирательных
В редких случаях в законодательстве говорится о пятой, контрольной государственной власти, в отдельных конституциях в развивающихся странах с однопартийной системой упоминалась партийная власть, рассматривавшаяся как особая разновидность государственной власти16.
2.Место и значение прокуратуры в системе разделения властей по Конституции РФ 1993г
2.1 Особенности статуса прокуратуры
Вначале стоит сказать
о системе и организации
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.17
Действующая Конституция Российской Федерации посвящает прокуратуре ст. 12918, где устанавливает, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Определяя порядок назначения Генерального прокурора (Советом Федерации по представлению Президента), Конституция устанавливает, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами (ч.З ст. 129). Таким образом, к ведению самих субъектов России отнесено решение вопроса о том, какой конкретно орган вправе согласовывать данную, кандидатуру. На практике чаще всего этот вопрос решается законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Иные прокуроры, согласно ч. 4 ст. 129, назначаются Генеральным прокурором РФ.
Как легко заметить из содержания ст. 129, Конституция не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона (ч. 5 ст. 129).
Отсутствие конституционного решения вопроса о функциях и полномочиях прокуратуры стало одной из причин различных подходов к определению таких функций, полномочий и, следовательно, места прокуратуры в государственном механизме
Российской Федерации. В настоящее время ясность в этот вопрос внесена Федеральным законом от 18 октября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»'.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Решение вопроса о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма российского государства, содержащейся в Конституции 1993 г., лежащих в ее основе принципов . разделения властей, законности, федерализма. Фундаментальные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, — олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из основных ветвей власти.
В российских условиях прокуратура и выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.19
2.2Взаимодействие прокуратуры с органами власти других ветвей государственной власти
Развитие правового
Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.
В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.
С одной стороны,
с подобными утверждениями
С другой стороны,
утверждение о том, что
Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.
Во-вторых, несмотря на
то что кандидатуру
Одновременно всей своей
деятельностью прокуратура
все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.
Подчинение прокуратуры
исполнительной либо судебной власти
может разрушить сложившуюся
в государстве систему «сдержек
и противовесов», усилить опасность
нарушения законов. И исполнительные
органы, и судебная власть так или
иначе применяют законы. Нарушения
Конституции, федеральных законов
судами, органами исполнительной власти
чреваты тяжкими последствиями.
Если не иметь независимого от судов
прокурорского надзора, то практически
не будет механизма реагирования
на нарушения законов судами, а
если подчинить прокуратуру
Из содержания Конституции РФ следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129).
Информация о работе Прокуратура в российской конституционной системе власти