Публичная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие публичной собственности;
разновидности публичной собственности;
национализацию
разгосударствление и приватизацию;

Содержание работы

Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая публичная собственность.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

План:

 Введение 

1.  Понятие публичной собственности

2. Виды публичной собственности

I. Республиканская собственность

II. Муниципальная собственность

3. Национализация

4. Разгосударствление и приватизация

Заключение

 Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право собственности - это  система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию  и распоряжению собственником принадлежащей  ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также  по устранению вмешательства всех третьих  лиц в сферу его хозяйственного господства.

Собственность – становой хребет, основа любого цивилизованного  общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить  нашу каждодневную жизнь. На собственности  основываются все имущественные  отношения. В связи с этим неудивительно  то, что узбекский законодатель закрепил в Конституции РУз нормы о  собственности.

«Каждый имеет право на собственность», - гласит статья 36 Конституции. «Основу экономики Узбекистана  направленной на развитие рыночных отношений,составляет собственность в ее различных  формах. Государство гарантирует  свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда  с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность  наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке предусмотренных законом», - гласит статья 53 Конституции.

Эти фундаментальные нормы  и составляют основу правового регулирования  права собственности. Они конкретизированы в других законодательных и иных нормативных правовых актах. Немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности права собственности имеет правовое закрепление оснований, условий  и пределов применения прекращения  права собственности.

Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

  • рассмотреть понятие публичной собственности;
  • разновидности публичной собственности;
  • национализацию
  • разгосударствление и приватизацию;

Курсовая работа состоит  из четырех частей, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие публичной  собственности

Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов, поставленных перед данной работой, следует определить главный  исследуемый предмет - право собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых  главных вопросов, определяющих генерацию,  существование и пути развития человеческого  общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и  в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование  любого общества (как, впрочем, и каждого  отдельного члена   данного общества).

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность  как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к  истине мне представляется определение  собственности как особого, основополагающего  общественного отношения.

В самом деле, собственность  невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как  к своим, а  прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение  индивида к вещи. При этом, поскольку  речь идёт об отношении разных людей  к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность  немыслима не только без отношения  собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных  членов общества к данной вещи как  к чужой и, более того, как к  находящейся под суверенной властью  данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение.

При более полном развертывании  определения собственности, как  экономической категории, различные  экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности  этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике,  ее классового и исторического характера и  так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки  зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

Статика  отношений собственности  выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность”  за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем  ее производительного  или личного непроизводственного  потребления.  Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения  вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей  им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия  всех иных субъектов в ту сферу  хозяйственного господства, на которую  распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение  по поводу владения распоряжение и  распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме  урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение  не может не быть также урегулировано  правом. Таким образом, имеются основания  говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Публичная собственность  есть государственная собственность, которая состоит из республиканской  собственности и собственности  административно-территориальных образований (муниципальная собственность). Отношения собственности в Республике Каракалпакстан, в том числе публичной собственности, регулируются Гражданским Кодексом, а также законодательством Республики Каракалпакстан.1

В гражданско-правовых отношениях государство (публично-правовое образование) традиционно выступает особым, самостоятельным  субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Государство  выступает не только участником публичных  отношений, но и сохраняет за собой  возможность быть субъектом хозяйствования, используя публичное имущество.

Применительно к праву  публичной собственности положения  ст.213 ГК РУз закрепляют правило о  множественности субъектов публичной  собственности, в роли которых выступают  непосредственно Республика Узбекистан (в отношении имущества, составляющего  республиканскую собственность) и  ее административно-территориальные  образования (применительно к имуществу, составляющему муниципальную собственность). Последние выступают в имущественном  обороте от имени соответствующего государственного образования и  в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

 


Ст. 213 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции  Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

Это так называемое «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций  в обороте в качестве самостоятельных  юридических лиц. Оно не может  служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо  предприятия и учреждения как  юридические лица не отвечают своим  имуществом по долгам государства, не связанным с деятельностью юридического лица. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами.

Вторая составляющая публичной  собственности – это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так  называемое «нераспределенное» государственное  имущество. Это, прежде всего, средства соответствующего бюджета, золотой  запас, валютный фонд и иные государственные  фонды. Это имущество может выступать  объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Субъектами публичной  собственности является Республика Узбекистан в целом (республиканская  собственность) либо соответствующие  административно-территориальные образования (муниципальная собственность). При  этом, круг объектов публичной собственности  ГК РУз неограничен. В нем может  находиться любое имущество. Круг объектов муниципальной собственности несколько  уже. В его состав, в частности, не могут входить объекты исключительной республиканской собственности.

Вопрос разграничения  республиканской и муниципальной  в контексте регламентации права  публичной собственности имеет  ключевое значение. На сегодняшний  день в законодательстве Республики Узбекистан отсутствует специализированный акт, предусматривающий универсальный  порядок разграничения объектов республиканской и муниципальной  собственности.

В отсутствие данного нормативно-правового  акта следует руководствоваться  различными актами общего и специализированного  характера.

Рассматривая данный аспект в исторической ретроспективе, следует  отметить, что 23 сентября 1992г. Кабинетом  Министров Республики Узбекистан было принято Постановление «О мерах  по организации разгосударствления и приватизации предприятий и  организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной  торговли и общественного питания», которым были утверждены временные  нормативные документы во исполнение указанного нормативного акта. В результате, Временное Положение «О порядке  подачи и рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию государственного имущества  Республики Узбекистан» определяло порядок оформления заявки на разгосударствление и приватизацию имущества по объектам республиканской собственности  через Госкомимущество Республики Узбекистан, а по объектам муниципальной  собственности – через территориальные  органы Госкомимущества. Таким образом, имела место попытка отграничить  республиканскую собственность  от муниципальной в рамках категории  публичной собственности по формальному  ведомственному критерию.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. был также утвержден  «Порядок разделения государственной  собственности Республики на республиканскую  собственность и собственность  административно-территориальных образований (муниципальную собственность)». Согласно этому Постановлению, разделение государственной  собственности на республиканскую  и муниципальную осуществляется на основе безвозмездной передачи имущества  с баланса Республики Узбекистан на балансы Республики Каракалпакстан и местных Советов народных депутатов. При этом объекты, находящиеся на момент раздела на балансе административно-территориальных  образований, переходят в их собственность  в бесспорном порядке.

Ст.22 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г. в качестве объектов собственности области, района, города или другого административно-территориального образования обозначила имущество, созданное и приобретенное за счет местного бюджета, а также переданное из государственной собственности и имеющее местное значение. Тем же актом подчеркивается, что муниципальной собственностью не являются объекты, относящиеся к исключительной государственной собственности.

В свою очередь ст.7 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г. предусматривает, что «правом принимать решение  о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности  наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления». Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной  собственности наделяются местные  органы власти и управления. Ч.3. данной статьи детализирует: «разделение государственной  собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность  и собственность административно-территориальных  образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан».

Здесь также следует сослаться  на Инструкцию «О порядке государственной  регистрации зданий и сооружений» (Утверждена Минкомобслуживания 02.09.1997г. №04-0183, Госкомархитектстроем 17.12.1997г., Минмакроэкономстатом 10.12.1997г., Госкомимуществом 29.12.1997г. и Главным управлением  геодезии, картографии и государственного кадастра 02.09.1997 г. Зарегистрирована Министерством  юстиции Республики Узбекистан 07.01.1997г. №387), предусматривающую порядок  ведения Реестра зданий и сооружений, находящихся в республиканской  собственности (Приложение №9) и Реестр зданий и сооружений, находящихся  в муниципальной собственности (Приложение №11).

Однако, как уже было отмечено, на законодательном уровне критерии и порядок разграничения республиканской  и муниципальной собственности  не предусмотрен и, как правило, это  реализуется преимущественно на ведомственном уровне.

Основываясь на этом, следует  обозначить, что вопрос юридического разграничения между двумя формами  публичной собственности, республиканской  как таковой и муниципальной  все еще вызывает споры и требует  дополнительной регламентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды публичной  собственности.

Публичная собственность  есть государственная собственность, которая состоит из республиканской  собственности и собственности  административно-территориальных образований (муниципальная собственность).

Информация о работе Публичная собственность