Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие публичной собственности;
разновидности публичной собственности;
национализацию
разгосударствление и приватизацию;
Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы
Право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
Собственность – становой хребет, основа любого цивилизованного общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить нашу каждодневную жизнь. На собственности основываются все имущественные отношения. В связи с этим неудивительно то, что узбекский законодатель закрепил в Конституции РУз нормы о собственности.
«Каждый имеет право на
собственность», - гласит статья 36 Конституции.
«Основу экономики Узбекистана
направленной на развитие рыночных отношений,составляет
собственность в ее различных
формах. Государство гарантирует
свободу экономической
Эти фундаментальные нормы
и составляют основу правового регулирования
права собственности. Они конкретизированы
в других законодательных и иных
нормативных правовых актах. Немаловажное
значение для обеспечения
Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
Курсовая работа состоит из четырех частей, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема.
1. Понятие публичной собственности
Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов, поставленных перед данной работой, следует определить главный исследуемый предмет - право собственности.
Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).
При этом общественность, чаще
всего, рассматривает собственность
как категорию социально-
В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение.
При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.
Статика отношений собственности
выражается во владении, означающим полное
хозяйственное господство собственника
над данной вещью, ее “закрепленность”
за индивидами или их сообществами.
Пользование, в экономическом смысле,
определяется как извлечение из вещи
полезных свойств путем ее производительного
или личного
Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.
Публичная собственность
есть государственная собственность,
которая состоит из республиканской
собственности и собственности
административно-
В гражданско-правовых отношениях государство (публично-правовое образование) традиционно выступает особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Государство выступает не только участником публичных отношений, но и сохраняет за собой возможность быть субъектом хозяйствования, используя публичное имущество.
Применительно к праву
публичной собственности
1 Ст. 213 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
Это так называемое «распределенное»
государственное имущество
Вторая составляющая публичной собственности – это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так называемое «нераспределенное» государственное имущество. Это, прежде всего, средства соответствующего бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды. Это имущество может выступать объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.
Субъектами публичной
собственности является Республика
Узбекистан в целом (республиканская
собственность) либо соответствующие
административно-
Вопрос разграничения
республиканской и
В отсутствие данного нормативно-правового акта следует руководствоваться различными актами общего и специализированного характера.
Рассматривая данный аспект
в исторической ретроспективе, следует
отметить, что 23 сентября 1992г. Кабинетом
Министров Республики Узбекистан было
принято Постановление «О мерах
по организации разгосударствления
и приватизации предприятий и
организаций местной
Постановлением Кабинета
Министров Республики Узбекистан от
29 июня 1992г. был также утвержден
«Порядок разделения государственной
собственности Республики на республиканскую
собственность и собственность
административно-
Ст.22 Закона Республики Узбекистан
«О внесении изменений и дополнений
в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г.
в качестве объектов собственности области,
района, города или другого административно-
В свою очередь ст.7 Закона
Республики Узбекистан «О разгосударствлении
и приватизации» от 19.11.1991г. предусматривает,
что «правом принимать решение
о разгосударствлении и приватизации
объектов республиканской собственности
наделяются Кабинет Министров Республики
Узбекистан или уполномоченные им органы
государственного управления». Правом
принимать решения о
Здесь также следует сослаться на Инструкцию «О порядке государственной регистрации зданий и сооружений» (Утверждена Минкомобслуживания 02.09.1997г. №04-0183, Госкомархитектстроем 17.12.1997г., Минмакроэкономстатом 10.12.1997г., Госкомимуществом 29.12.1997г. и Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра 02.09.1997 г. Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 07.01.1997г. №387), предусматривающую порядок ведения Реестра зданий и сооружений, находящихся в республиканской собственности (Приложение №9) и Реестр зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности (Приложение №11).
Однако, как уже было отмечено,
на законодательном уровне критерии
и порядок разграничения
Основываясь на этом, следует
обозначить, что вопрос юридического
разграничения между двумя
2. Виды публичной собственности.
Публичная собственность
есть государственная собственность,
которая состоит из республиканской
собственности и собственности
административно-