Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие публичной собственности;
разновидности публичной собственности;
национализацию
разгосударствление и приватизацию;
Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы
В случаях последующей передачи объектов из республиканской собственности в муниципальную, также необходимо соответствующее правовое обеспечение передачи с соблюдением всех прав собственника имущества и его свободного волеизъявления. Можно допустить, что существует возможность и других форм отчуждения республиканской собственности в муниципальную, такие как купля-продажа и т.д. Однако, важно учитывать, что эти вопросы не могут решаться исключительно в рамках гражданско-правовых конструкций сделок с частной собственностью. С учетом, публичных интересов в этих случаях должен быть также задействован специальный правовой режим данных объектов публичной собственности.
В силу этого, данные отношения могут также выступать объектом специальной правовой регламентации. В частности, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287 предусматривает порядок реализации имущества, принадлежащего Ташкентскому городскому хокимияту.
В целом же, имущество, являющееся
объектом права муниципальной
– имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
– имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальный бюджет, муниципальный жилищный фонд и др.
Имущество первой группы имеет
в основном социальное (образование,
медицина, культура) и производственное
значение. Имущество второй группы
призвано удовлетворять потребности
населения, связанные с проживанием
на территории соответствующей
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права республиканской собственности. По указанным параметрам оно более ограничено и специфично, поскольку предназначено для решения государственных задач местного значения.
3. Национализация
Национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом.
В случае последующей денационализации указанного имущества, бывшие собственники вправе требовать возврата этого имущества, если иное не будет установлено законодательными актами.5
Одним из принудительных способов
прекращения права
Каждое государство на своей территории устанавливает свою политическую и экономическую систему, а также систему права собственности именно исходя из государственного суверенитета, которым оно обладает. Государство обладает абсолютными правомочиями в деле определения форм и содержания права собственности, оснований его возникновения и прекращения.
Национализация частной
собственности является, можно сказать,
чрезвычайной мерой, подчиненной целям
обеспечения государственной
5 Ст. 202 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
В Республике Узбекистан право
государства на национализацию частной
собственности установлено
Если обратиться к истории,
то можно проследить попытки вытеснить
частную собственность из экономической
жизни, а также установить гегемонию
государства в хозяйственной
сфере в период первых лет после
возникновения бывшего
Национализация принадлежащего
юридическим лицам имущества
должна осуществляться исключительно
на основании закона, принятого по
данному поводу. Национализация же,
осуществляемая без такого рода, отдельно
взятого нормативно-правового
4. Разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.
Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:
определение форм разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудового коллектива;
сочетание возмездного и
безвозмездного характера передачи
собственности при
равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;
обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;
гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Разгосударствлению и
приватизации подлежат (полностью или
частично) объекты публичной
Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.
Перечень видов и групп предприятий и имущества, не подлежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также перечень объектов и предприятий, разгосударствление и приватизация которых осуществляется по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан, устанавливаются Олий Мажлисом.
При осуществлении
граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;
негосударственные юридические лица;
иностранные юридические лица и граждане.
Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключением открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:
преобразования
продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводятся с соблюдением следующих условий:
физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом;
физические и юридические лица других республик и иностранных государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции по квотам, устанавливаемым Кабинетом министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления.
Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности".
Разделение публичной
собственности Республики Узбекистан
на республиканскую собственность
и собственность
Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности.
Заявка подается распорядителю
объектов публичной собственности
в порядке, установленном
Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.
Решение о преобразовании
государственного предприятия в
открытое акционерное общество принимается
Госкомимуществом Республики Узбекистан
или его территориальным
Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать в случаях:
если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;
если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.
Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.