Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие публичной собственности;
разновидности публичной собственности;
национализацию
разгосударствление и приватизацию;
Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы
I.Республиканская собственность.
В республиканской собственности
находятся земля, недра, вода, воздушное
пространство, растительный и животный
мир и другие природные ресурсы,
имущество республиканских
Имуществом, находящимся
в республиканской
Имущество, находящееся в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Республиканская собственность
создается за счет налогов, сборов и
других обязательных платежей в республиканский
бюджет, а также за счет иных поступлений
по основаниям, предусмотренным
Часть 1 статьи ГК РУз содержит перечень объектов имущества, которые выступают объектом республиканской собственности.
При этом, в ч.1 ст. 214 ГК РУз
установлен особый режим земли и
природных ресурсов. Он заключается
в данном случае в том, что республиканской
собственностью объявлена вся та
земля и все те природные ресурсы,
которые прямо не переданы в частную
собственность граждан и
Иначе говоря, установлена
своеобразная презумпция республиканской
собственности на землю и другие
природные ресурсы. Этим правилом установлены
известные ограничения частной
собственности на землю и другие
природные ресурсы в том
Понятие земельного участка содержится в Земельном кодексе Республики Узбекистан и в Законе Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1. Согласно ст. 10 ЗК РУз, земельный участок как объект земельных отношений – часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в
______________________________
2 Ст. 214 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
государственном земельном кадастре.
Согласно Закону Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г. недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности или дна водных объектах, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
В соответствии со ст. 31 Закона
Республики Узбекистан «О недрах» землевладельцы
и землепользователи имеют
В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования. Так, согласно Закона Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II «иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок могут быть предоставлены исключительные права на поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор в свою очередь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск».
В республиканской собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также предприятия и иные имущественные комплексы, равно как и результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства.
Среди оснований возникновения
права республиканской
Государственный бюджет также пополняется и за счет средств от конфискации имущества, т.е. принудительного безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение и реквизиции (принудительного изъятия имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).
Таким образом, имущество
может поступать в
Отметим, что основанием
возникновения публичной
Имеется и специальное
основание прекращения права
собственности публично-
В ч.5. ст.214 ГК РУз указывается
на возможность отчуждения республиканского
имущества, т.е. его переход в установленном
законом порядке из публичной
в частную собственность. Одной
из наиболее распространенных форм данного
отчуждения является приватизация. При
этом следует иметь в виду, что
объектом приватизации может стать
любое недвижимое имущество, определенное
в этом качестве специальным законом,
кроме имущества, составляющего
исключительную собственность государства,
изъятого из оборота. Переход движимого
имущества от публично-правовых образований
к частным лицам, как правило,
совершается в порядке
Переход из публичной в
частную собственность таких
объектов недвижимости, как предприятия
(имущественные комплексы), жилые
дома, квартиры, земельные участки,
предусмотрен специальными законами.
Они же устанавливают условия
и порядок оформления такого перехода,
включая оформление права собственности.
Поэтому общие правила ГК РУз
о приобретении и прекращении
права собственности
Государственное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Государственное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством.
Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником его имущества.3
Часть 1 статьи имеет строго
императивный характер и устанавливает,
что государственное
Распоряжение имуществом
государственного предприятия в
следующих случаях
реализация основных средств, сдача их в аренду или в залог;
внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества;
приобретение акций (долей) хозяйственных обществ;
реализация принадлежащих государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах;
3 Ст. 179 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
иное распоряжение имуществом,
не соответствующее целям
Все сделки заключенные государственным предприятием без согласия учредителей – органа государственного управления, органов государственной власти на местах, уполномоченных на учреждение государственного предприятия – являются недействительными.
Осуществление права распоряжения
государственным предприятием, принадлежащим
ему имуществом, в том числе
с согласия собственника, не должно
приводить к невозможности
Государственное предприятие имеет право самостоятельно реализовать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми актами.
Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником имущества, т.е. органом государственного управления и органами государственной власти на местах. В соответствие с п. 24 Положения о государственных предприятиях, чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем. Кроме этого, учредители своим решением имеют право, определять предельную сумму денежных средств, направляемых на благотворительные цели и спонсорскую помощь сторонним юридическим и физическим лицам, с делегированием права распоряжения ими руководителю государственного предприятия.
II. Муниципальная собственность
В муниципальной собственности
находятся имущество местных
органов государственной
Имуществом, находящимся
в муниципальной собственности,
распоряжаются местные органы государственной
власти или уполномоченные ими органы,
если иное не предусмотрено
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Муниципальная собственность
создается за счет налогов, сборов и
других обязательных платежей в местный
бюджет, а также за счет иных поступлений
по основаниям, предусмотренным
Субъектами права
Субъекты права муниципальной
собственности – это, как правило,
сложные системные образования,
которые существуют и действуют
через разветвленную сеть своих
органов – административно-
4 Ст. 215 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
При этом, возникновение
правового режима муниципальной
собственности проистекает в
рамках регламентированного законом
процесса передачи собственности от государства
административно-
В данной ситуации следует
руководствоваться нормами ч.2 ст.8
Закона Республики Узбекистан «О государственной
власти на местах» от 2 сентября 1993г.
№913-XII где устанавливается, что «в
собственности области, района, города
находятся имущество