Развитие Определения «Суверенитет Народа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть развитие определения «суверенитет народа»;
- дать понятие и изложить сущность суверенитета народа;

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие Определения «Суверенитет Народа» 5
2. Понятие и Сущность Суверенитета Народа 12
3.Формы Осуществления Народовластия в Российской Федерации 14
Заключение 23
Список Использованных Источников 25

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

1. Данный феномен на различных этапах исторического развития не меняет своей политико-правовой сущности — он остается верховной и независимой политической властью.

2. Принадлежность суверенитета как высшей политической власти господствующему субъекту предполагает структурное построение политической системы общества, где четко определяется место иных субъектов относительно суверена, что исходит из принципа неделимости суверенитета.

3. Анализ динамики и периодичности смены форм суверенитета показывает, что имеющаяся форма всегда сменяется альтернативной. На различных этапах исторического развития приоритет отдается интересам либо государства, либо общества (народа), либо личности. Таким образом, само социально-политическое развитие предстает попеременной сменой форм суверенитета.

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА

 

Конституция Российской Федерации провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления12.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону – гласит ч. 4ст. 3 Конституции Российской Федерации. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений. Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция Российской Федерации признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает  своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (часть 1 статья 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XXI веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на  неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.

 

 

3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Формы осуществления суверенитета народа - институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть.

Это, во-первых, институты непосредственной демократии или прямого властвования народа (референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и другие).

Во-вторых, это, прежде всего, деятельность формируемых народом органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

В-третьих, институты местного самоуправления (выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и другие).

В-четвертых, институт политических прав и свобод и так называемый институт гражданских инициатив.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя свои властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно не осуществляет власть в современных государствах, он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются и среди органов государственной власти, и среди органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения13.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяются их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время, таким образом, избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в ее составе (там, где предусмотрен этот пост), главы администраций, мэры городов. В течение определенного периода главы администраций, губернаторы, мэры, как правило, назначались, а их выборы не проводились.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением суверенитета народа является референдум. Законодательством предусмотрено проведение референдумов Российской Федерации, референдумов субъектов Федерации, местных референдумов. О референдуме Российской Федерации говорится в Конституции Российской Федерации, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года14, а также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года15 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года16.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. На референдум российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. Это вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или продления сока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, проведения их досрочных выборов, досрочного формирования Совета Федерации, отсрочки выборов, формирования этих органов; принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и свобод, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Кроме того, выносимые на референдум вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Референдум Российской Федерации проводится по инициативе не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10% из них и Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает не менее 2 миллионов подписей граждан в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту Российской Федерации. Президент, после проверки и признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения конституционных требований, назначает референдум Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районе, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума17. Граждане Российской Федерации, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проведения референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума; в день проведения референдума, а также в предшествующий ему день агитация запрещена. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего – «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате по словом «за», если же – против, то ставит знак «плюс» или любой другой знак в квадрате под словом «против». Обеспечивается тайна голосования.

Определяет результаты референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании.

Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста президента в России; 25 апреля 1993 года – по ряду вопросов: о доверии Президенту Российской Федерации, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 года Президентом и Правительством Российской Федерации, о досрочных выборах депутатов, Президента Российской Федерации; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции Российской Федерации. Референдумы могут, также проводится в субъектах Федерации, в административно-территориальных образованиях18. Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты, губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и так далее).

Информация о работе Развитие Определения «Суверенитет Народа»