Развитие Определения «Суверенитет Народа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть развитие определения «суверенитет народа»;
- дать понятие и изложить сущность суверенитета народа;

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие Определения «Суверенитет Народа» 5
2. Понятие и Сущность Суверенитета Народа 12
3.Формы Осуществления Народовластия в Российской Федерации 14
Заключение 23
Список Использованных Источников 25

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласовано, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также – что особенно важно - представительные органы государственной власти. Они – связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент Российской Федерации. Институт всенародно избираемого Президента – действенное средство реализации народного суверенитета. Через него (а он возглавляет государство) народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной власти.

Еще одна форма осуществления народовластия – органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах свих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением – составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать некоторые выводы.

Все рассмотренные главные организационно - правовые формы осуществления народовластии взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа – единого и единственного конституционного источника власти в стране.

Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектных характер. В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне организации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялась бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство – политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия.

В осуществлении власти участвуют также другие организации - политические партии, иные общественные объединения.

Все упомянутые организации, демократические институты составляют политическую систему – комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система – сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство – это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации – лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.

Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразные государственные и негосударственные институты народовластия, входят государство, а также, общественные объединения (политические партии, массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав курсовую работу на тему: «Суверенитет народа и формы его проявления», сделаем выводы.

Суверенитет является одной из фундаментальных категорий теории государства и права. Проблемы суверенитета сложны теоретически и достаточно остро стоят в политическом плане, причем главной трудностью на сегодняшний день является то, что «у теоретиков и политиков имеются серьезные разночтения в понятиях».

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону – гласит части 4статьи 3 Конституции Российской Федерации. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Суверенитет народа воплощает единую волю политически и идейно единого народа, придает этой воле целенаправленный характер. Общенародная воля - это совокупная воля социальных групп общества. Народ наделяет свое государство правом на осуществление суверенитета. И воплощая в себе власть народа, его суверенитет, государство само становится суверенным. По своей социальной сущности суверенитет народа и суверенитет государства едины, нераздельны. Это единый народный суверенитет, осуществляемый как непосредственно народом, так и посредством его государственной власти.

Формы осуществления суверенитета народа - институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. Это, во-первых, институты непосредственной демократии или прямого властвования народа (референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.). Во-вторых, это, прежде всего, деятельность формируемых народом органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации). В-третьих, институты местного самоуправления (выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и другие). В-четвертых, институт политических прав и свобод и так называемый институт гражданских инициатив.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя свои властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно не осуществляет власть в современных государствах, он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2006г., с историко-правовым комментарием. -  М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752с.
  3. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М., 1977.
  4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  5. История буржуазного конституционализма XVII–XVIII вв. М., 1983
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.
  7. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.
  8. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.
  9. Конституционное право РФ. Курс лекций. / Скворцова С.А., Угольникова Н.В. - Инфра-М, 2001.
  10. Конституционное право современной России. Учебник для вузов. / Елисеев В.Н., Габричидзе В.Н. - ДИС, 2001.
  11. Конституционное право. / Тадевосян Э.В., Енгибарян Р.В. - Юристъ, 2002.
  12. Конституционное право. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. - Проспект, 2003.
  13. Конституционное право. Учебник для вузов. Автор Елисеев Б.П., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., 2001 - 416с.
  14. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. – 272с.
  15. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 – 160с.
  16. Конституционное право России в вопросах и ответах Учебное пособие. Малиновская В.М. Издательство: Проспект, ТК Велби. 2004 - 265с.
  17. Макиавелли Н. Государь. М., 1998.
  18. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998.
  19. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.
  20. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  21. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.

 

1 Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.


2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с. 85.

3 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. с. 326.

4 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с 665.

5 Макиавелли Н. Государь. М., 1998. с 49.

6 Гегель. Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. с 320.

7 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.170, 167; Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения.

Т. 2. М., 1981. с 174.

 

8 Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М., 1977 с.10

9 История буржуазного конституционализма XVII–XVIII вв. М., 1983. с. 207.

10 Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909. с. 174.

11 Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. с. 588.

 

12 Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2006г., с историко-правовым комментарием. -  М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80с.

 

Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.

 

14 Сборник Законов Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

15 Сборник Законов Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339.

16 Российская газета. 1999. 6 апреля.

17 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998.

 

18 Постников А.Е. Избирательное право России – М. Изд. Группа “ИНФРА” 1996г.

 

 

 


Информация о работе Развитие Определения «Суверенитет Народа»