Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности, поэтому данная тема является особо актуальной. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации
§ 1.1 Понятие гражданства Российской Федерации 5
§ 1.2 Принципы гражданства Российской Федерации 8
§1.3 Принципы гражданства Российской Федерации 9

Глава 2 Особенности института гражданства
§ 2.1 Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации 16
§ 2.2 Порядок прекращения гражданства 19
§ 2.3 Гражданство детей 21
§ 2.4 Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации 24

Заключение 27
Библиография 30

Файлы: 1 файл

Конституционное право (реферат).docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1 Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации                                                                                                       

§ 1.1 Понятие гражданства  Российской Федерации 5

§ 1.2 Принципы гражданства Российской Федерации 8

§1.3 Принципы гражданства  Российской Федерации 9

 

Глава 2 Особенности института  гражданства 

§ 2.1 Основания и порядок  приобретения гражданства Российской Федерации                                                                                                       16

§ 2.2 Порядок прекращения  гражданства 19

§ 2.3 Гражданство детей 21

§ 2.4 Порядок решения дел  о гражданстве Российской Федерации   24

 

Заключение                                                                                       27

Библиография 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек имеет  право на гражданство.

Никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства или  права изменить свое гражданство...

Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека

 

Гражданство является важнейшим  государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового  статуса личности, поэтому данная тема является особо актуальной. Обусловлено  это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством  объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с  гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

Конституция и закон о  гражданстве вкладывают более широкий  смысл термин «гражданин». Согласно ст. 2 Закона 1991 г. гражданином Российской Федерации является лицо, приобретшее  гражданство. Последнее определяется ст. 1 как устойчивая правовая связь  человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Следовательно, гражданином является человек, который  приобрел гражданство Российской Федерации  в предусмотренном законом порядке, находится в постоянной правовой связи с государством и обладает определенным правовым статусом.

В качестве так называемого  физического лица гражданин является субъектом права, т. е. носителем  прав и обязанностей, и может выступать  в качестве субъекта различных правовых отношений.

Правовое положение личности определяется действующим в России законодательством, а также принципами и нормами международного права, одним из основных нормативных актов  которого в этой области является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей Организации  Объединенных Наций 10 декабря 1946 г . В России такого рода актом общего характера является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, вступлением  в силу 1 июля 2002г. нового закона о  гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации.  Существующий ранее закон о гражданстве 1992г  за десятилетний период своего действия  не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение в  РФ основополагающих традиций правового  государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области  прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение.  Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено: «каждый  человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства». С точки  зрения международного права государство  является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных  цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность избранной  темы в значительной степени обусловлена  спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

Цель и задачи исследования. Цели  данной работы заключаются  в проведении комплексного анализа  юридической природы и содержания российского гражданства, определении  развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных  нормативно-правовых актов.

  Указанными целями  обусловлены, постановка и решение следующих задач:

– проследить развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации,

– определить понятие гражданства  Российской Федерации,

– определить принципы гражданства  Российской Федерации,

– изучить основания и  порядок приобретения и прекращения  гражданства Российской Федерации,

– определить порядок изменения  гражданства детей,

– ознакомиться с порядком решения дел о гражданстве  Российской Федерации.

 

Глава 1 Общие положения  о гражданстве Российской Федерации

 

§1.1 Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации

 

До 1917 года в России понятия  гражданства не существовало. Все  жители Российской империи считались  подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

Природных подданных, которые  в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских  обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей. Инородцев (евреи и восточные  народы), финляндских обывателей. Кроме  того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два  сословия – лица податного состояния  и лица неподатного состояния. С  принадлежностью к той или  иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях. Все это  шло из глубины веков, носило яркий  отпечаток феодальных начал и  не основывалось на юридическом равенстве  граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и  в правовом регулирования отношений гражданства. В 1917 году Россия стала Республикой, а понятие «подданство» связано с монархией – там, где есть царь, император, король и т.д., есть и его подданные.

«Так, декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» все существовавшие в императорской России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские  чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских  чинов и устанавливалось «одно  общее для всего населения  РФ наименование – гражданин Российской Республики»1 .

Выступая с докладом на сессии ЦИК СССР в связи с принятием первого Положения о союзном гражданстве (от 29 октября 1924 г.), нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин подчеркивал: Декларация прав человека и гражданина в 1791 году (Франция – С.А.) заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве2  .

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского  гражданства» установил право принимать  в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР  местным Советам. Народный комиссариат  по внутренним делам лишь регистрировал  принятых в российское гражданство  иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже  Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать  в российское гражданство лишь тех  иностранцев, которые проживая в  РСФСР и работая, принадлежали к  рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать  в российское, а с 1924 года, в гражданство  СССР, получила свое закрепление в  дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими  мотивами следует объяснить также  появление в законодательстве возможности  лишить человека гражданства, в том  числе решением суда.

Положение о гражданстве  Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином  СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином  той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению  считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать  гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь  подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение  к ведению Союза ССР решение  вопросов о союзном гражданстве  и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон  о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых  положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в  подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям, и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения  в положении СССР (например, присоединение  к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой  и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве  СССР 1978 года по новому сформулировал  условия принадлежности к гражданству  СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие  советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые  закреплял законодательные права  республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских  времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых  и суверенных государств, взамен союзных  республик потребовал в корне  иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно  важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего  Советского Союза волей судеб  оказавшихся за пределами Российской Федерации.

В настоящее время вопросы  гражданства в первую очередь  регулируются Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с  поправками от 30 декабря 2008 года) (далее  – Конституция РФ от 12.12.1993).

Не менее важным документом, регулирующим вопросы гражданства, является Закон о гражданстве  Российской Федерации №62-ФЗ от 31.05.2002 г. (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г.) (далее – Закон №62-ФЗ от 31.05.2002).

«В настоящем Федеральном  законе содержатся принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные  с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и  порядок приобретения и прекращения  гражданства Российской Федерации»3.

Другим специальным актом  является Положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 (с изменениями  от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.) (Далее – Положение от 14.11.2002).

Для понимания и применения категории «гражданство» важное значение имеют и подзаконные акты, в особенности принятые Министерством внутренних дел РФ.

 

 

§1.2 Понятие и сущность гражданства

 

Гражданство является важнейшей  предпосылкой обязанности каждого  государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права  и свободы личности.

Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации»4, понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории  своего государства, но и за рубежом.

Информация о работе Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации