Реформа гражданского права в проекте нового гражданского кодекса РФ на 2013 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ и выделение основных направлений развития Гражданского законодательства и, в частности, Гражданского кодекса РФ в период с 1992 по 2013 годы.
Задачи работы:
1) Выделить основные причины и предпосылки реформирования Гражданского кодекса РФ
2) Исследовать и предоставить информацию об основных изменениях и поправках а Гражданский кодекс РФ

Содержание работы

1. Введение
2. Причины реформы Гражданского кодекса РФ. Основные проблемы и недостатки гражданского законодательства
3. Разработка проекта изменений Гражданского кодекса РФ
4. Изменения в ГК РФ в 2013 году
4.1. Изменения в главы 1, 2, 3 и 4 части первой ГКРФ
4.2. Изменения в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГКРФ
5. Проекты изменений Гражданского кодекса РФ
5.1. Проект изменений в подразделы 4 и 5 части первой ГКРФ
5.2. Проект изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГКРФ
6. Реакция общественности на реформу Гражданского кодекса РФ.
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

Законом дополнена ст. 202 ГК РФ нормой, согласно которой срок исковой давности приостанавливается при наступлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 202 ГК РФ, если те возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности.

Закон уточняет положения ст. 207 ГК РФ о применении исковой давности к дополнительным требованиям. Помимо прочего установлено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим и срок исковой давности в отношении процентов, в том числе начисленных после истечения срока исковой давности по главному требованию.

5. Проекты изменений Гражданского  кодекса РФ

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 ноября 2012 г. N 1150-6 ГД "О порядке рассмотрения проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проект был разделён на несколько самостоятельных проектов. В связи с этим, ожидаемые изменения рассматриваются по отдельности.

5.1. Проект изменений в подразделы 4 и 5 части первой ГКРФ

Проект Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации" находится на рассмотрении Госдумы РФ.

Согласно проекта, в Гражданском кодексе РФ будет закреплен закрытый перечень некоммерческих юридических лиц.

Понятие юридического лица в "ст. 48" ГК РФ в редакции Проекта изложено лаконичнее, чем в действующей  редакции. Согласно "Проекту" ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество  и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать  и осуществлять гражданские права  и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Все юридические лица разделены  на корпорации и унитарные юридические лица. Под правом членства в проекте понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

В отношении всех корпораций (в  том числе и некоммерческих) установлены  единые права их участников и единые правила управления ими.

Также юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном  реестре юридических лиц в  одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в проекте.

В проекте предлагается существенно сократить количество организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, ввести единое и централизованное регулирование и установить строгий перечень правовых форм, в которых могут учреждаться эти юридические лица.

Некоммерческие юридические лица согласно проекта подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. Критерием такого разделения выбрана организационная структура некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие корпорации предполагают корпоративное функционирование на основе членства их участников. Такие правовые формы предусматривают коллегиальное решение вопросов управления юридическим лицом, тогда как унитарные организации не могут по своей природе функционировать со множеством участников.

К некоммерческим корпорациям отнесены:

- потребительские кооперативы,  в том числе жилищные, жилищно-строительные  и гаражные кооперативы, садоводческие,  огороднические или дачные потребительские  кооперативы, общества взаимного  страхования, кредитные кооперативы  (общества взаимного кредита), фонды  проката, сельскохозяйственные потребительские  кооперативы;

- общественные организации, в  том числе политические партии, созданные в качестве юридических  лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной  самодеятельности и территориального  общественного самоуправления;

- ассоциации и союзы граждан  и (или) юридических лиц, в  том числе некоммерческие партнерства,  саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников  жилья, садоводческие, огороднические  или дачные некоммерческие товарищества;

- казачьи общества;

- общины коренных малочисленных  народов.

В свою очередь к некоммерческим унитарным организациям согласно относятся:

- общественные, благотворительные  и иные фонды;

- государственные учреждения (в  том числе государственные академии  наук), муниципальные и частные  (в том числе общественные) учреждения;

- автономные некоммерческие организации;

- религиозные организации;

- публично-правовые компании.

Список коммерческих юридических  лиц не претерпел столь существенных изменений. Из числа возможных форм коммерческих юридических лиц было исключено общество с дополнительной ответственностью.

Проект предполагает изменение  правил касающихся уставных документов. Согласно проекта, по общему правилу единственным учредительным документом любого юридического лица будет являться устав.

Проект предлагает единое регулирование для всех юридических лиц при принятии решения об их создании. Установлено, что если учредителей двое или более, такое решение должно быть принято ими единогласно.

В решении должны быть указаны следующие  сведения:

- об учреждении юридического  лица;

- об утверждении его устава;

- о порядке, размере, способах  и сроках образования его имущества;

- об избрании (назначении) его органов.

Если принимается решение о  создании юридического лица корпоративного типа (основанном на началах членства), то в таком решении указываются  также сведения о результатах  голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о  порядке совместной деятельности учредителей  по созданию юридического лица.

Также, проектом предлагается установить обязанность лиц, которые в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочены выступать от его имени, действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Так же и члены коллегиальных органов юридического лица должны действовать добросовестно и разумно в интересах этих юридических лиц.

В случае нарушения этой обязанности  указанные лица будут нести ответственность  перед юридическим лицом - они  должны будут возместить причиненные  по их вине убытки, если они действовали  недобросовестно и неразумно.  
 По вопросам реорганизации в проекте также предусмотрены некоторые изменения. Так, ст. 57 ГК РФ планируется дополнить новыми видами реорганизации комплексного характера, в частности, в эту статью предлагается включить совмещенную реорганизацию, которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ.

Из абсолютных нововведений следует  отметить возможность реорганизации  одновременно более двух юридических  лиц, в том числе и в различной  организационно-правовой форме. Ранее  законодательство не предусматривало  такой возможности.

В проекте также вводится новое регулирование ликвидации юридического лица. В частности, предусмотрен перечень оснований для ликвидации в судебном порядке. Так, лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

- признания государственной регистрации  юридического лица недействительной, в том числе в связи с  допущенными при его создании  грубыми нарушениями закона, если  эти нарушения носят неустранимый  характер;

- осуществления деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного  членства в саморегулируемых организациях;

- осуществления деятельности, запрещенной  законом, либо с нарушением "Конституции"  РФ, либо с иными неоднократными  или грубыми нарушениями закона  или иных правовых актов;

- систематического осуществления  общественной организацией, благотворительным  и иным фондом, религиозной организацией  деятельности, противоречащей ее  уставным целям, а также в  иных случаях, предусмотренных  законом.

Кроме этого, проект существенно упрощает очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.

Проект предусматривает внесение изменений не только в Гражданский кодекс РФ, но и в иные федеральные законы. Так, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были дополнены прямым указанием на то, что не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

- казенные предприятия;

- учреждения;

- политические партии;

- религиозные организации.

Также проектом установлено, что государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание, а фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Проект предусматривает относительно новую для российского права организационно-правовую форму некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости.

Как следует из п. 1 ст. 117.8 ГК РФ в редакции проекта, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение граждан - собственников недвижимых вещей (помещений в многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное ими для совместного использования имущества (вещей), в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании. Участниками такого товарищества по общему правилу являются только собственники - физические лица, поскольку, участие юридических лиц в товариществах собственников недвижимости допускается только законом.

5.2. Проект изменений в подраздел  3 раздела I части первой ГКРФ

Проект Федерального закона N 47538-6/3 "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" принят Госдумой РФ во втором чтении 14 июня 2013 г.

Одной из важнейших из планируемых  новелл проекта является положение новой редакции п. 2 ст. 130 ГК РФ. В соответствии с указанным пунктом недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, признается единый имущественный комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных объектов, неразрывно связанных физически или технологически (включая линейные объекты: железные дороги, линии электропередачи, трубопровод, автомобильные и железные дороги и др.) либо расположенных на одном земельном участке, если объединение указанных объектов в одну недвижимую вещь отражено в ЕГРП.

Приведенное положение призвано упростить проблему отнесения к недвижимому имуществу таких нестандартных, но распространенных объектов, как линейные, а также иные объекты, единые с технологической точки зрения, но не относящиеся к традиционным зданиям, строениям и сооружениям (например, системы отопления, канализации, линии электропередач, связи и др.).

В упомянутом выше п. 2 ст. 130 ГК РФ в  редакции проекта также предусмотрено, что земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь.

Проектом предлагается ввести новую редакцию ст. 131 ГК РФ. Согласно п. 1 данной статьи право собственности, право постоянного землевладения, право застройки, сервитут, право личного пользовладения (узуфрукт), ипотека, право приобретения чужой недвижимой вещи, право вещных выдач, право оперативного управления недвижимыми вещами, ограничения этих прав, их возникновение, изменение и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В сфере правового регулирования предприятий проектом предложены следующие новеллы:

1. Из ст. 132 ГК РФ планируется исключить норму, согласно которой предприятие является недвижимостью.

2. Сделки, предметом которых является  предприятие, должны совершаться  в письменной форме. При этом  дата совершения такой сделки  должна быть нотариально засвидетельствована,  и только с этого момента  сделка вступает в силу.

Информация о работе Реформа гражданского права в проекте нового гражданского кодекса РФ на 2013 г