Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:07, курсовая работа
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление местного самоуправления в Российской Федерации……..5
1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности………………………………………………….5
1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………………10
2 Основы деятельности местного самоуправления………………………...14
2.1 Основные Конституционные положения………………………………..16
3 Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти………………………………………………………………………….…18
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка……………………………………18
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления…………………..…24
Заключение…………………………………………………………………..…..27
Список используемой литературы……………………………………………32
Интерес к местному самоуправлению вновь возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.
6 июля 1991
года был принят Закон РСФСР
"О местном самоуправлении
в РСФСР". С принятием этого
Закона в Росси начался
Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.
Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.
Конституция
Российской Федерации 1993 года определила
концептуальные основы построения новой
системы местного самоуправления, выделила
местное самоуправление, как самостоятельную
форму осуществления власти народа,
признавая при этом и защищая
экономическую основу местного самоуправления,
муниципальную собственность
Указы Президента,
разработанные на основе Конституции,
Федеральных Законов "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",
несмотря на ряд их недостатков, достаточно
полно соответствовали
С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
структура органов местного самоуправления,
учитывая местные особенности и
традиции, возможно многообразие организационных
форм осуществления местного самоуправления.
Это связано с много
Организационные
формы местного самоуправления в
России основываются на нескольких возможных
сочетаниях трех традиционно устойчивых
элементах системы местной
На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года признано " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".
Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.
Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.
В сентябре
1997 года был принят Федеральный Закон
"О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации".
Он определил основные направления
и принципы организации местных
финансов, установил источники
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России:
-. первый этап - с 1990 по 1993 год
- второй этап - с 1993 по 1995 год
- третий этап - с 1995 - по настоящее время
Проводя
анализ истории земства и советского
периода государственности
Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному.
2. Основы деятельности местного самоуправления
Возрождение
местного самоуправления началось с
принятием в 1990 г. союзного, в 1991 г. российского
законов о местном
Становление органов местного самоуправления проходит с определенными трудностями вследствие недостаточного усвоения негосударственного характера этих органов и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. С другой стороны, дело тормозят некоторые органы власти субъектов РФ, не согласные с передачей собственности и полномочий по формированию бюджета на места, а также с введением выборности нижнего слоя местного чиновничества, не подчиняющегося «верхам». В связи с этим в ряде регионов, особенно в республиках, приняты законы, извращающие самую суть самоуправления и ставящие его под контроль региональных органов. Государственная Дума в постановлении от 10 июля 1996 г. «О ходе исполнения Федерального закона» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения» рекомендовала законодательным органам субъектов РФ привести в соответствие с Конституцией и действующим Федеральным законом свои нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления.
Правовая
база местного самоуправления была существенно
укреплена с принятием 1996 г. федеральных
законов «Об обеспечении
2.1 Основные Конституционные
Конституция
РФ содержит специальную главу о
местном самоуправлении из четырёх
статей (ст. 130-133). Однако ряд положений
входит в число основ конституционного
строя (ст. 12), а кроме того, содержится
в ст.8,9,15,24,32,33,40,41,43,
- местное
самоуправление в пределах
- органы
местного самоуправления не
- местное
самоуправление обеспечивает
- местное
самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные
и другие органы местного
- структура
органов местного
- изменение
границ территорий, в которых
осуществляется местное
В Конституции РФ содержаться и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
- управление муниципальной собственностью;
- формирование,
Утверждение и исполнение
- установление местных налогов и сборов;
- осуществление охраны общественного порядка;
- иные вопросы местного значения.
Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
- право на судебную защиту;
- право
на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
- запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Ставя органы
местного самоуправления вне системы
органов государственной
3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка
В государстве имеется специальная система органов, обеспечивающих законность и правопорядок на всей ее территории. К числу таких органов относятся органы юстиции, прокуратуры, Министерство национальной безопасности, Министерство внутренних дел, адвокатура, нотариус.
Во взаимодействии с государственными органами органы местного самоуправления должны реализовывать свои полномочия по превращению конституционных прав и свобод граждан в основной институт, определяющий смысл и содержание применения законов, а также деятельности местного самоуправления, согласно Конституции.
На органы
местного самоуправления возможно соблюдение
законов и решение правовых вопросов
местного значения в пределах своей
компетенции в сфере
Законодательство
о местном самоуправлении, развивая
конституционные принципы его организации
и функционирования, наделяет его
полномочиями обеспечения режима правопорядка
и охраны прав человека и гражданина
на подведомственной территории. Эти
предписания выполняются
Органы муниципального управления все чаще, по мере накопления опыта защиты прав и свобод граждан, объединения усилий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, применяют комплексное планирование борьбы с правонарушениями, объединяя усилия прокурорских органов, органов внутренних дел, комиссии при главе муниципального образования, общественности.
Таким образом, они превращаются в территориальные центры обеспечения законности правопорядка защиты прав и свобод граждан.
Решение
задач профилактики правонарушений
требует постоянного
Комплексное планирование в этой сфере предполагает осуществление согласованных по цели, срокам, объектам и содержанию политических, экономических, культурно-воспитательных, уголовно-правовых, научно-технических, медицинских и других мероприятий, направленных на устранение причин, порождающих правонарушения.
Комплексное
планирование создает необходимую
целеустремленность, координацию усилий
государственных органов, общественных
организаций, всех сил нашего общества.
И это очень важно, поскольку
борьба с правонарушениями является
общегосударственной задачей, и
решать ее надо комплексно. Комплексные
планы профилактики правонарушений
должны стать составной частью планов
социально-экономического развития административно-
Информация о работе Реформа местного самоуправления в Российской Федерации