Реформа местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление местного самоуправления в Российской Федерации……..5
1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности………………………………………………….5
1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………………10
2 Основы деятельности местного самоуправления………………………...14
2.1 Основные Конституционные положения………………………………..16
3 Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти………………………………………………………………………….…18
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка……………………………………18
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления…………………..…24
Заключение…………………………………………………………………..…..27
Список используемой литературы……………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Во-первых, они органически сочетают в себе возможности правоохранительных органов  и общественных формирований в организации  профилактики правонарушений.

Во-вторых, они включают  в себя наиболее важные мероприятия органов внутренних дел, предусмотренные  их перспективными и текущими планами. Это повышает действенность проводимых профилактических мероприятий, обеспечивает их реальность и целенаправленность.

Взаимодействие  органов внутренних дел с государственными и местными органами, общественными  организациями должно осуществляться по вопросам как общей, так и индивидуальной профилактики.

Каждое  из этих направлений может быть разбито  на две группы. Первая группа-это  вопросы :

- предупреждения  правонарушений со стороны отдельных  категорий граждан;

- несовершеннолетних  и молодежи;

- ранее  судимых, склонных к совершению  правонарушений и других лиц,  от которых можно ожидать противоправных  поступков;

- трудоспособных  лиц, но не работающих и не  учащихся, ведущих антиобщественный  образ жизни, занимающихся бродяжничеством  попрошайничеством.

Вторая  группа-это вопросы предупреждения отдельных категорий правонарушений:

-преступлений  против личности(убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований и др.) особенно совершаемых по бытовым мотивам;

- имущественных  преступлений(краж государственного и общественного имущества и частной собственности граждан);

- преступлений  против общественного порядка  и общественной безопасности;

- организованной  преступности и коррупции.

Третья  группа – это вопросы профилактики антисоциальных явлений, способствующих совершению правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Все три  группы вопросов тесно переплетаются  друг с другом, взаимозависимы и  взаимообусловлены и органов  внутренних дел в решении вопросов профилактики правонарушений осуществляется в разных формах Чаще всего применяются:

1)   разработка планов социального развития, комплексных планов профилактики правонарушений в административном и муниципальных округах, которые являются основой организации взаимодействия на территории муниципалитета;

2)   взаимная информация об оперативной обстановке в административном и муниципальных округах, о правонарушениях, совершаемых на их территории;

3)   проведение собраний, совещаний и семинаров, пресс-конференций руководителей ОВД, общественных организаций и местных органов власти по вопросам укрепления правопорядка и законности, выработка конкретных мер по профилактике правонарушений;

4)   проведение социологических (криминологических) исследований по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и выработка на их основе рекомендаций и предложений;

5)   проведение теоретических и научно-практических конференций, семинаров по обсуждению проблемных вопросов борьбы с преступностью и правовой пропаганде среди населения, по обмену опытом в этой деятельности;

6)   проведение операции, рейдов, осмотров и обследований объектов в целях профилактики нарушений общественного порядка;

7)   сознание и оказание практической помощи общественным формированиям, осуществляющим охрану общественного порядка на добровольной и профессиональной основе;

8)   контроль за реализацией комплексных мер профилактики правонарушений подчиненными учреждениями, предприятиями и организациями.

Наряду  с ними применяются специфические  формы взаимодействия органов внутренних дел с органами прокуратуры, юстиции, службы безопасности при решении  вопросов профилактики правонарушений. Эффективной формой такого взаимодействия является совместное изучение и обобщение  судебной, следственной и прокурорской практики, что позволяет вскрывать  причины и условия, способствующие совершению преступлений, намечать соответствующие  мероприятия по их устранению или  нейтрализации, повышению социальной эффективности мероприятий по борьбе с преступностью.

Одной из форм взаимодействия может являться совместная организация работы межведомственных учебно-методических семинаров работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел и местного самоуправления. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в профилактике правонарушений реализуется в процессе особого  вида управленческой деятельности-организации  взаимодействия.

В организации  взаимодействия большая роль принадлежит  руководству органов внутренних дел, которое обладает большим объемом  информации о состоянии правопорядка на подведомственной территории, имеет  в подчинении специализированные силы и средства для проведения профилактических мероприятий, соответствующий аппарат  для организационного обеспечения  этих мероприятий.

Координирующая  деятельность руководства органов  внутренних дел при этом осуществляется:

- путем  организации взаимодействия ОВД  с иными государственными органами  и общественными организациями  при решении проблем борьбы  с преступностью и охраны общественного  порядка;

- путем  представительства ОВД в других ведомствах и организациях по вопросам профилактики правонарушений, внесения постановочных вопросов и предложений в государственные органы по совершенствованию профилактической работы в целом;

- путем  направления деятельности подчиненных  подразделений и сотрудников  на установление тесного сотрудничества  с государственными органами  и общественными организациями  в решении вопросов профилактики  правонарушений.

Использование местными органами власти и ОВД средств  массовой информации в этих целях  является одним из направлений взаимодействия, предопределяющих эффектность его  реализации.

Опыт  организации деятельности органов  местного самоуправления по профилактике правонарушений заслуживает обобщения  и распространения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Актуальные проблемы местного  самоуправления

Соотношения государственной власти и местного самоуправления не постоянно. Оно меняется в зависимости от многих факторов политического, экономического и социального свойства. Для современной  России присутствие государственной  власти в сфере местного самоуправления обусловлено необходимостью вывода муниципалитетов из кризиса. Самоорганизация  местного самоуправления, на которую, в сущности, рассчитаны Конституция  РФ и федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, не удалась. Модель местного самоуправления, организационно отдельного от государственной власти, себя не оправдала. Основной смысл обновления этой модели заключается в управлении положения и роли важнейшего демократического института в системе публичной  власти.

Новый Феодальный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает  рели, суть которых – в непреодоленных традициях централизованного государства, патерналистских устремлениях значительной части общества, невысоком уровне политической культуры этой части общества, тяготения его к сильной личной власти верховного правителя, единственно  способного справиться с экономическими и социальными проблемами, вызванными процессами общественного  переустройства. Государственная власть в лице законодателя централизует не федеральном уровне правовое регулирование вопросов местного самоуправления. На единую законодательную основу переводится решение многих вопросов организации местного самоуправления, его компетенционного статуса и территориального устройства. С одной стороны, это ограничивает возможности в данной области субъектов Федерации, но с другой – предоставляет дополнительные федеральные гарантии муниципальной власти, соответствующие данным условиям развития общества и государства.

Одно  из главных направлений новаций, предлагаемых федеральным законом, – встраивание местного самоуправления в систему органов государственной  власти. Речь

Идет  не о поглощении муниципалитетов  государством, а о разрушении формальных перегородок между обеими системами  органов, мешающими наладить их взаимодействия и взаимную ответственность.

Федеральный закон определяет принципиальную возможность  органов государственной власти осуществлять в установленных пределах и в особых случаях полномочия органов местного самоуправления и  закрепляет жесткие условия осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий. Это, безусловно, означает новый шаг в укреплении «вертикальной власти».

Оставаясь, как и прежде, в общей системе  публичной власти, органы местного самоуправления продолжают действовать  в русле политики государства  в различных сферах. Вместе с тем  закон преобразует ряд полномочий органов местного самоуправления в  государственные полномочия, хотя и  оставляет их в сфере деятельности органом местного самоуправления. В  этой связи, продолжая осуществлять полномочия, ставшие государственными, органы местного самоуправления попадают под строгий государственный  контроль. С одной стороны, это  ограничивает их устремление в решении  ряда вопросов, с другой – гарантирует  финансовое обеспечение данных полномочий и устраняет существовавшую до сих  пор безответственность при их реализации.

Обновленная модель местного самоуправления, установленная  Федеральным законом, совпадает  с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает  проблема соответствия ряда положений  закона конституционным предписаниям. Правовая логика требует в ближайшей  перспективе либо внесения некоторых  изменений в новый Закон с  тем, чтобы перевести его соответствие с конституционными нормами, либо уточнения  некоторых норм Конституции с учетом реальных социально-политических условий. Конечно, кроме логики юридической есть логика политическая. Можно прогнозировать, что в интересах социальной стабильности Конституция будет подвержена «преобразованию без вторжения в ее текст». Это приведет к тому, что формулы. Конституции будет истолкованы том смысле, который сейчас заложен в нормах нового Федерального закона, как акта, отвечающего требованиям времени, жизненным нуждам государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической  ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого  изменения политической ситуации и  как следствие – отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель  современной организации местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

1. Путем  референдума, выборов и др. форм  прямого волеизъявления граждан;

2. Через  выборные и др. органы местного  самоуправления;

3. Через  территориальное общественное самоуправление;

4. Через  созданные союзы и ассоциации  органов местного самоуправления  и органы территориального  общественного самоуправления.

Новая современная  модель при всем многообразии территориальных  и организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным  отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип  предопределяет отношения между  муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных  образований между собой. Органам  местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

- решением  вопросов административно-территориального  деления;

- полномочий  в области экономики и финансов;

- решение  вопросов  социального развития территории;

- развитие  культуры и искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки  инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности  за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Информация о работе Реформа местного самоуправления в Российской Федерации