Религиозные объединения как некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотрение религиозных объединений как некоммерческих организаций.
Задачи:
Выявить некоммерческие организации в теории российского гражданского права;
показать организационно-правовые формы некоммерческих организаций;
рассмотреть религиозные объединения;
рассмотреть учет имущества религиозной организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Некоммерческие организации в теории российского права 4
2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 6
3. Религиозные объединения 11
3.1. Религиозная группа 14
3.2. Религиозные организации 22
4. Об учете имущества религиозной организации 24
4.1. Предметы религиозного назначения 25
4.2. Предметы хозяйственного назначения 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Гражданское право.docx

— 68.40 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Некоммерческие организации в теории российского права 4

2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 6

3. Религиозные объединения 11

3.1. Религиозная группа 14

3.2. Религиозные организации 22

4. Об учете имущества религиозной организации 24

4.1. Предметы религиозного назначения 25

4.2. Предметы хозяйственного назначения 28

Заключение 30

Список использованных источников 32

 

 

 

Введение

Актуальность. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. (Ст. 6)1

Актуальность данной темы обуславливается тем, что всякая ли совместная деятельность граждан по совершению богослужений, отправлению религиозного культа должна рассматриваться как фактическое возникновение религиозной группы?

Цель: рассмотрение религиозных объединений как некоммерческих организаций.

Задачи:

  • Выявить некоммерческие организации в теории российского гражданского права;
  • показать организационно-правовые формы некоммерческих организаций;
  • рассмотреть религиозные объединения;
  • рассмотреть учет имущества религиозной организации.

 

  1. Некоммерческие  организации в теории российского  права

Как известно, в зависимости  от основной цели деятельности (ст. 50 ГК) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.2 Несмотря на критическую оценку, высказываемую в юридической литературе, относительно целесообразности и обоснованности легального закрепления деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (касающуюся в основном критериев такого деления)3, следует согласиться с К.П. Беляевым в том, что само по себе такое деление всех юридических лиц на два лагеря является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений4.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации  могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской  деятельностью при условии, что  указанная деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им. (Следует заметить, что в европейском законодательстве вопрос участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности решается по-разному. Используя критерий допустимости осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, условно страны Европы можно подразделить на три основные группы: 1) государства, где данным организациям предоставлена возможность осуществления предпринимательской деятельности в неограниченном объеме (наиболее ярким представителем этой группы стран является Франция); 2) страны, в которых некоммерческие организации наделяются правом ведения предпринимательской деятельности в ограниченном объеме (например, Германия); 3) государства, где не существует понятия организаций, преследующих общественно полезные цели в качестве основной цели деятельности (в частности, Великобритания))5.

Следовательно, российский законодатель при разграничении организаций на два типа руководствуется критерием цели: если основная цель деятельности юридического лица ориентирована на извлечение прибыли, то организация подлежит отнесению к коммерческой, если нет, то организация является некоммерческой. При этом следует согласиться с точкой зрения Д.И. Степанова о том, что запрет на распределение прибыли в некоммерческой организации является не системообразующим или квалифицирующим признаком, а скорее одним из ограничений, налагаемых на некоммерческие организации6.

 

  1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами7. Однако, на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно - правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения8. При этом следует согласиться с позицией Т.Е. Авилова и Е.А. Суханова о том, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительного необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую «внеотраслевую» (или «межотраслевую») категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе «статусного характера» от жилищно - накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других «саморегулируемых организаций» - «права юридического лица», причем каждый раз с какими - либо неоправданными (а главное, непродуманными) особенностями, что и дает очередную «организационно - правовую форму» некоммерческой организации9.

На сегодняшний день, существуют следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций10:

1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК, Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №° 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан», ст. 110 - 134 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

2) община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (Федеральный закон от 20 июля 2000 г № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»);

3) общественное объединение  (ст. 117 ГК, ст.6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 2-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-Фз «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»);

4) фонд (ст.ст. 118, 119 ГК, ст. 7 Федерального  закона «О некоммерческих организациях»,  Федеральный закон от 11 августа  1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

5) негосударственный пенсионный  фонд (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);

6) учреждение (ст.ст. 120, 296 - 299 ГК, ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);

7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз) (ст. 121 ГК, ст.ст. 11, 12 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»);

8) объединение работодателей  (Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. №° 156 - ФЗ «Об объединениях работодателей»);

9) некоммерческое товарищество (ст. 291 ГК, ст.ст. 135 - 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

10) некоммерческое партнерство (ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 21 - 22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

11) автономная некоммерческая  организация (ст. 10 Федерального  закона «О некоммерческих организациях»,  ст. 23 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 11.1 Закона «Об образовании»);

12) государственная корпорация (ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития», Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства», Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горно - климатического курорта», Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии», Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

13) товарная биржа (ст. 2 Закона от 20 февраля 1992 г. «О  товарных биржах и биржевой торговле»).

На мой взгляд, некоторые так называемые организационно - правовые формы некоммерческих организаций на самом деле таковыми не являются. Именно поэтому, для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК11. Подобный вывод также содержится и в Концепции развития законодательства о юридических лицах, разработанной и рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол № 68 от 16 марта 2009 г.12).

 

  1. Религиозные объединения

 

Религиозным объединением в  Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и  на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

 

Конституция РФ установила два основных принципа, характеризующих  статус этих объединений: они отделены от государства и равны перед  законом (статья 14, часть 2)13. Первый из этих принципов означает, что государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в сферу отношения граждан к религии, в законную деятельность религиозных объединений или поручать им выполнение каких-либо государственных функций. С другой стороны, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Однако члены религиозных объединений имеют равные с остальными гражданами права на личное участие в политической жизни. Религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни общества. Второй принцип предопределен тем, что в России имеется несколько конфессий (православие, мусульманство и т.д.), но ни одна из них не может претендовать на особый статус: все религии и религиозные объединения равны перед законом.

Информация о работе Религиозные объединения как некоммерческие организации