Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа
Цель: рассмотрение религиозных объединений как некоммерческих организаций.
Задачи:
Выявить некоммерческие организации в теории российского гражданского права;
показать организационно-правовые формы некоммерческих организаций;
рассмотреть религиозные объединения;
рассмотреть учет имущества религиозной организации.
Введение 3
1. Некоммерческие организации в теории российского права 4
2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 6
3. Религиозные объединения 11
3.1. Религиозная группа 14
3.2. Религиозные организации 22
4. Об учете имущества религиозной организации 24
4.1. Предметы религиозного назначения 25
4.2. Предметы хозяйственного назначения 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
На все религиозные объединения распространяются правила статьи 30 Конституции РФ о добровольности вступления в общественные объединения14 (никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем). В соответствии с Законом РФ “О свободе вероисповедания” 1990 г. религиозное объединение, в состав которого входит не менее 10 человек, должно зарегистрировать свой устав в Министерстве юстиции РФ или его органах на местах (в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного объединения). В регистрации может быть отказано только в случае, если содержание устава противоречит требованиям закона. В частности, на религиозные объединения распространяется положение части 5 статьи 13 Конституции о запрещении создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни. Отказ в регистрации устава религиозного объединения может быть обжалован в суд15.
С момента регистрации устава религиозное объединение пользуется правами юридического лица. Оно имеет право собственности на имущество, приобретенное на законных основаниях: в его собственности могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-производственного назначения и другое имущество, необходимое для его деятельности.
Деятельность религиозного объединения может быть прекращена по решению общего собрания его учредителей, съезда (конференции), а также в случае его самоликвидации или решением суда, если его деятельность противоречит уставу и действующему законодательству. При этом нарушение законодательства отдельными членами религиозного объединения не влечет ответственности всего объединения.
«Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками» (ст. 7)16
Возможно ли установить фактическое возникновение религиозной группы по наличию совокупности объективных признаков, помимо формально волеизъявления ее участников, то есть при отсутствии у них субъективного намерения создать (учредить) религиозную группу?
Практическая необходимость в разрешении этого вопроса возникает в случаях, когда законодатель вводит нормы, к чему-либо обязывающие участников религиозной группы (например, получать государственную регистрацию или уведомлять о создании религиозной группы органы власти) или что-либо запрещающие (например, создавать религиозные объединения в форме религиозных групп в органах власти и в государственных учреждениях, в воинских частях и т.д.). В связи с этим и требуются критерии, позволяющие определить: является ли религиозной группой данная конкретная группа граждан, более или менее регулярно собирающаяся вместе помолиться, и применимы ли к ее участникам законодательные предписания и запреты.
В советское время всякая
деятельность по коллективному отправлению
религиозного культа без формального
разрешения органов власти считалась
противоправной. «Согласно правительственному
постановлению от 12 июня 1922 г. функционирование
религиозных объединений
Нормы, устанавливающие исключительно
разрешительный порядок для коллективного
отправления религиозного культа и
устанавливающие
После введения в действие Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» был упразднен разрешительный порядок создания религиозных объединений. Одним и тем же термином «религиозное объединение» обозначались как религиозные объединения, зарегистрировавшие в добровольном порядке свои гражданские уставы и получившие права юридического лица, так и религиозные объединения, образованные без регистрации устава и не обладавшие правами юридических лиц. Закон не устанавливал необходимости совершения каких-либо формальных действий для создания религиозного объединения второго вида (например, проведения учредительного собрания). В то же время нормы закона не препятствовали коллективному отправлению религиозного культа гражданами без формального создания ими религиозного объединения. Поэтому на практике не существовала проблема различения случаев, когда возникло незарегистрированное религиозное объединение от случаев, когда коллективное отправление культа есть, а религиозное объединение не возникло.18
Имелись, однако, два исключения:
1) Статья 17 Закона РСФСР
«О свободе вероисповеданий»
указывала, что «создание
2) В статье 21 устанавливалось,
что деятельность религиозного
объединения может быть
Федеральный закон «О свободе
совести и о религиозных
В то же время закон никак не ответил на вопрос, что же является формальным актом создания религиозной группы? Возникает ли она ipso facto при наличии объективных признаков (вероучение, совершение богослужений, религиозное обучение и воспитание) или же они должны дополняться субъективной волей учредителей, находящей выражение в совершении конкретных формальных действий, в том числе в проведении учредительного собрания? Для сравнения: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ в статье 18 устанавливает, что общественное объединение считается созданным с момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. Без этих обязательных процедур общественное объединение не может «фактически» возникнуть, даже если наличествует группа граждан, совместно и регулярно занимающаяся какой-либо некоммерческой деятельностью (игрой в домино, наблюдениями звездного неба, спиритическими сеансами, изучением трудов Карла Маркса и т.д.).
Каковы же последствия
правовой неопределенности в российском
законодательстве в отношении момента
создания религиозной группы? С одной
стороны, безо всякого государственного
контроля свободно действуют религиозные
группы, относящиеся к новым
С другой стороны, при жестком толковании, согласно которому религиозная группа возникает везде, где есть её объективные признаки, независимо от формального волеизъявления участников, ставит под удар многие формы социального служения конфессий в России. Если Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» не допускал создание религиозных объединений только в воинских частях, то ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в статье 6 существенно расширил перечень. Создание религиозных объединений (в том числе в форме религиозных групп) запрещается «в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях». Таким образом, если считать религиозной группой всякую группу граждан, совместно отправляющих религиозный культ и обладающую объективными признаками религиозного объединения, перечисленными в статье 6, то все сотни групп заключенных, собирающиеся в местах лишения свободы для проведения богослужений, изучения Закона Божия, принимающие таинство крещения («распространение веры»!), все группы верующих военнослужащих, для которых сейчас создается институт военного духовенства – все подпадают под запрет на создание религиозных объединений в соответствующих государственных структурах.
Если же считать, что без
учредительного собрания не существует
религиозной группы, это будет
означать, что любая попытка возложить
на незарегистрированные религиозные
общества обязанность информировать
о себе власти или установить для
них иные обязанности или запреты
будет бесполезной. Любая практикующая
коллективную религиозную деятельность
община может парировать: «мы не
проводили учредительное
Каковы же возможные варианты
совершенствования
Для устранения противоречий
между буквой закона и реальной практикой
коллективного отправления
Дебаты вокруг обнародованного
в конце 2009 г. законопроекта, разработанного
Министерством юстиции РФ показали,
что невозможно подвести под общее
определение «религиозная группа»
все формы коллективного
В решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 12 мая 2009 г. по делу «Масаев против Молдовы» рассматривалась жалоба мусульманина, оштрафованного за участие в коллективной молитве вместе с другими мусульманами в частном доме. Штраф был наложен на основании норм законодательства, наказывающего за «исповедование верований или ритуалов» без предварительного признания религиозной конфессии государством. Суд констатировал, что требование регистрации религиозной конфессии само по себе не противоречит ст.ст. 9 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но с ЕКПЧ несовместимо «наказание индивидуальных членов незарегистрированной конфессии за то, что они молятся или другим образом проявляют свои религиозные верования. Противоположное мнение означало бы, что исключение из права на свободу совести делается для религиозных верований меньшинств, формально незарегистрированных государством».20
Информация о работе Религиозные объединения как некоммерческие организации