Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц. Помимо научной литературы в работе проанализированы различные нормативно-правовые акты, центральное место среди которых занимает часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц………………5
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки…………………5
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния……………………..7
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………8
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………...10
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………11
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………...12
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………………………………………………………..….14
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………14
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………15
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………...……..18
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица……………………………………………………………….23
Заключение………………………………….………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………31

Файлы: 1 файл

гражданское право курсовая..docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

По общему правилу, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:

1) передается  собственнику или лицам, имеющим  иные вещные права на это  имущество, если учредители имеют  право собственности или иное  вещное право на имущество  ликвидируемого юридического лица (унитарные предприятия и учреждения; п.7 ст.63 ГК);

2) распределяется  между учредителями (участниками)  юридического лица, имеющими обязательственные  права в отношении этого юридического  лица и его имущества (хозяйственные  общества и товарищества, кооперативы;  п.7 ст.63 ГК);

3) направляется  в соответствии с учредительными  документами юридического лица, в отношении которого его учредители (участники) не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели31, или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц)32.

После окончания  срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также  о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом33.

Ст. 62 обязывает  лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, сообщать об этом "в  уполномоченный государственный орган". Как показывает исследование законодательства, для большинства юридических  лиц этим органом остается Министерство РФ по налогам и сборам и его  территориальные органы34.

 

2.3. Ликвидация  юридических лиц в случае банкротства

Несостоятельность (банкротство) юридического лица наступает  при его неспособности удовлетворить  денежные требования кредиторов.

Банкротом могут быть признаны коммерческое юридическое  лицо, а также потребительский  кооператив, благотворительный и  иной фонд по решению суда, а также  по решению учредителей юридического лица.

Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом35.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, отличаются большой спецификой.

Современное отечественное законодательство о  несостоятельности (банкротстве) включает в себя ГК, специальные законы, ряд иных правовых, в том числе ведомственных, актов и понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей36.

Процедуры банкротства могут быть применены  как к юридическим лицам (кроме  казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том  числе индивидуальным предпринимателям.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность  не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.3 Закона).

Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением  обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы37.

Заявление о признании должника банкротом  может быть подано в арбитражный  суд и иными лицами в случаях, предусмотренных законом.

Если  заявление должника подано должником  в арбитражный суд при наличии  у должника возможности удовлетворить  требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед  кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

В ряде случаев  Законом установлено не право, а  обязанность должника обратиться с  соответствующим заявлением в арбитражный  суд (ст.9), подкрепленная мерами имущественной  ответственности (ст.10). Для обращения  в арбитражный суд самого должника установлены дополнительные требования по основаниям, срокам и процедуре  подачи заявления (ст. ст.9, 37 - 38).

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры (ст.27 Закона):

1.Наблюдение

2. Финансовое оздоровление

3. Внешнее управление

4. Конкурсное производство

5. Мировое соглашение

Наблюдение  применяется в целях обеспечения  сохранности имущества должника, анализа финансового состояния  должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов (ст.2). Оно вводится с даты принятия арбитражным судом  заявления должника к производству или по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. ст.48, 62).

Наблюдение  оканчивается с даты введения финансового  оздоровления, внешнего управления, признания  арбитражным судом должника банкротом  и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения. Эта дата устанавливается соответствующим  решением или определением арбитражного суда на основании решения первого  собрания кредиторов (ст.75 Закона). Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве - не более 7 месяцев с даты поступления  заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. ст.51, 62).

Финансовое оздоровление - процедура, которая подразумевает финансовую помощь должнику.

Финансовое  оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое  оздоровление оканчивается при истечении срока путем принятия арбитражным судом определений о прекращении производства по делу или о введении внешнего управления либо решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. ст.88, 92 Закона);

Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится на основании решения  собрания кредиторов либо на стадии любой  процедуры банкротства (точнее - от мирового соглашения можно вернуться  к внешнему управлению), на срок не более  чем 18 месяцев с возможностью его  продления не более чем на 6 месяцев38.

Внешнее управление оканчивается путем принятия арбитражным судом определений  о прекращении производства по делу, в том числе при утверждении  мирового соглашения, или решения  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства (ст. ст.116, 119, 120). За исключением последнего случая полномочия органов управления должника и собственника имущества  должника - унитарного предприятия  восстанавливаются и избирается (назначается) новый руководитель должника (ст.123).

Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Оно вводится с принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом, сроком на 1 год с возможностью продления по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев (ст.124).

Срок  исполнения возникших до открытия конкурсного  производства денежных обязательств и  уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

Оканчивается  эта процедура вынесением определений  арбитражного суда о прекращении  производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов либо в случае утверждения мирового соглашения, или о переходе к внешнему управлению, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, или о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение применяется на любой  стадии рассмотрения дела о банкротстве  в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и  кредиторами.

Оно заключается  должником, его конкурсными кредиторами  и уполномоченными органами и  утверждается арбитражным судом. Допускается  участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают  на себя права и обязанности, предусмотренные  этим соглашением.

Утверждение соглашения арбитражным судом возможно только после погашения задолженности  по требованиям кредиторов первой и  второй очереди (п.1 ст.158) при соблюдении формы и порядка заключения мирового соглашения, соответствии его условий  законодательству и иным нормативным  правовым актам, отсутствии нарушения  прав третьих лиц и иных оснований  ничтожности сделок (п.2 ст.160).

Итак, к  юридическому лицу - должнику могут  быть применены четыре основные группы мер:

1) предварительные  процедуры (досудебная санация,  согласно ст. ст.2, 31 Закона, наблюдение);

2) восстановительные  (финансовое оздоровление, внешнее  управление);

3) ликвидационные (конкурсное производство);

4) мировое  соглашение.

 

 

 

2.4 Порядок  удовлетворения требований кредиторов  при ликвидации юридического  лица

Современное гражданское законодательство уделяет  большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при  его прекращении. Они выражаются в следующем:

1) субъект,  принявший решение о реорганизации  юридического лица, или ликвидационная  комиссия обязаны письменно уведомить  кредиторов о том, что юридическое  лицо находится в процессе  прекращения;

2) ликвидационная  комиссия обязана выявить кредиторов;

3) кредитор  реорганизуемого юридического лица  вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательства  должника;

4) юридические  лица несут ответственность по  своим обязательствам всем своим  имуществом;

5) предусмотрена  субсидиарная ответственность ряда  юридических лиц;

6) предусмотрена  солидарная ответственность по  обязательствам реорганизованного  юридического лица вновь возникших  лиц, если разделительный баланс  не дает возможности определить  правопреемника реорганизованного  юридического лица;

7) распределение  имущества ликвидированного юридического  лица при его недостаточности  между кредиторами соответствующей  очереди пропорционально суммам  требований, подлежащих удовлетворению;

8) документ, оформляющий прекращение юридического  лица, должен содержать, в частности,  сведения о заявленных кредиторами  требованиях, о результатах их  рассмотрения, правопреемстве (в случае  наличия такового) по всем обязательствам  юридического лица в отношении  всех его кредиторов и должников,  включая и обязательства, оспариваемые  сторонами;

9) кредитор  вправе обратиться в суд с  иском к ликвидационной комиссии  в случае отказа последней  в удовлетворении его требований  или уклонения от их рассмотрения;

10) предусмотрена  возможность удовлетворения требований  кредитора, заявленных после истечения  срока, установленного ликвидационной  комиссией для их представления39.

Вот как  выглядит очередность, установленная  ст. 64:

- в первую  очередь удовлетворяются требования  граждан, перед которыми ликвидируемое  юридическое лицо несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о  компенсации морального вреда;

- во вторую  очередь производятся расчеты  по выплате выходных пособий  и оплате труда лиц, работающих  или работавших по трудовому  договору, и по выплате вознаграждений  авторам результатов интеллектуальной  деятельности;

- в третью  очередь производятся расчеты  по обязательным платежам в  бюджет и во внебюджетные фонды;

- в четвертую  очередь производятся расчеты  с другими кредиторами40.

Если  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений41. Приказом установлено, что в случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п.4 ст.64 ГК РФ).

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан".

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц