Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц. Помимо научной литературы в работе проанализированы различные нормативно-правовые акты, центральное место среди которых занимает часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц………………5
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки…………………5
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния……………………..7
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………8
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………...10
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………11
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………...12
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………………………………………………………..….14
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………14
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………15
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………...……..18
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица……………………………………………………………….23
Заключение………………………………….………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………31
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди42. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае
отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении
требований кредитора либо уклонения
от их рассмотрения кредитор вправе до
утверждения ликвидационного
Требования
кредитора, заявленные после истечения
срока, установленного ликвидационной
комиссией для их предъявления, удовлетворяются
из имущества ликвидируемого юридического
лица, оставшегося после
Требования
кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п.5 ст.63 ГК РФ).
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.63 ГК РФ).
В отношении некоммерческих организаций действуют правила ст.20 Закона "О некоммерческих организациях":
1. При
ликвидации некоммерческой
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п.6 ст.63 ГК РФ).
2. При
ликвидации некоммерческого
Порядок
использования имущества
3. Оставшееся
после удовлетворения
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности
имущества ликвидируемого юридического
лица оно распределяется между кредиторами
соответствующей очереди
В случае
отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении
требований кредитора либо уклонения
от их рассмотрения кредитор вправе до
утверждения ликвидационного
Требования
кредитора, заявленные после истечения
срока, установленного ликвидационной
комиссией для их предъявления, удовлетворяются
из имущества ликвидируемого юридического
лица, оставшегося после
Требования
кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.
Статьи 57 и 58 ГК различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
Приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей внешний управляющий составляет разделительный баланс, а также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридического лица.
Вторую группу составляют слияние,
присоединение и
При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт.
К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).
Применительно к слиянию, присоединению
и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает
установление в законе случаев, при
которых реорганизация
ГК имеет в виду в данном случае
главным образом Закон о
Если указанный
Тот же Закон предусматривает случаи
принудительного разделения "хозяйствующих
субъектов", которые, занимая доминирующее
положение, осуществляют монополистическую
деятельность и (или) их действия приводят
к существенному ограничению
конкуренции. Принудительное разделение
допускается при условии, если имеется
возможность организационного и (или)
территориального обособления предприятий,
структурных подразделений либо
структурных единиц, либо отсутствует
тесная технологическая взаимосвязь
между предприятиями, структурными
подразделениями или
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
Список литературы:
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц