Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц. Помимо научной литературы в работе проанализированы различные нормативно-правовые акты, центральное место среди которых занимает часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц………………5
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки…………………5
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния……………………..7
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………8
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………...10
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………11
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………...12
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………………………………………………………..….14
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………14
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………15
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………...……..18
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица……………………………………………………………….23
Заключение………………………………….………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………31

Файлы: 1 файл

гражданское право курсовая..docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди42. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения  от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса  юридического лица обратиться в суд  с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора  могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок (п.5 ст.64 ГК РФ).

Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано (п.6 ст.64 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом (п.5 ст.63 ГК РФ).

Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим  вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.63 ГК РФ).

В отношении  некоммерческих организаций действуют  правила ст.20 Закона "О некоммерческих организациях":

1. При  ликвидации некоммерческой организации  оставшееся после удовлетворения  требований кредиторов имущество,  если иное не установлено настоящим  Федеральным законом и иными  федеральными законами, направляется  в соответствии с учредительными  документами некоммерческой организации  на цели, в интересах которых  она была создана, и (или)  на благотворительные цели. В  случае, если использование имущества  ликвидируемой некоммерческой организации  в соответствии с ее учредительными  документами не представляется  возможным, оно обращается в  доход государства.

При недостаточности  у ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого  предприятия или учреждения (п.6 ст.63 ГК РФ).

2. При  ликвидации некоммерческого партнерства  оставшееся после удовлетворения  требований кредиторов имущество  подлежит распределению между  членами некоммерческого партнерства  в соответствии с их имущественным  взносом, размер которого не  превышает размер их имущественных  взносов, если иное не установлено  федеральными законами или учредительными  документами некоммерческого партнерства.

Порядок использования имущества некоммерческого  партнерства, стоимость которого превышает  размер имущественных взносов его  членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Оставшееся  после удовлетворения требований  кредиторов имущество учреждения  передается его собственнику, если  иное не предусмотрено законами  и иными правовыми актами Российской  Федерации или учредительными  документами учреждения43.

Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения  от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса  юридического лица обратиться в суд  с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора  могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.

Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано44.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реорганизация представляет собой  прекращение юридического лица с  переходом прав и обязанностей. При  ней деятельность подвергшегося  реорганизации юридического лица продолжают другие лица.

Статьи 57 и 58 ГК различают пять видов  реорганизации: слияние (два и более  юридических лиц превращаются в  одно), присоединение (одно или несколько  юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое  лицо делится на два или более  юридических лиц), выделение (из состава  юридического лица выделяются одно или  несколько юридических лиц, при  этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое  лицо другого вида).

Приведенные пять видов реорганизации  разбиваются на две группы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в  другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного  на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного  государственного органа. В этом решении  определяется срок реорганизации. И  если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или  орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный  срок, суд по иску уполномоченного  государственного органа назначает  внешнего управляющего юридическим  лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого  юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей  внешний управляющий составляет разделительный баланс, а также учредительные  документы вновь образуемого  юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные  документы утверждаются судом, и  это утверждение служит необходимым  основанием для осуществления регистрации  учреждаемого юридического лица.

Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Все эти три вида реорганизации  происходят в случаях, установленных  законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного  государственного органа.

При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт.

К разделительному балансу и  передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет  в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и  обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым  не наступил срок исполнения, а также  обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные  документы подлежат утверждению  лицами, которые приняли решение  о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

Применительно к слиянию, присоединению  и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает  установление в законе случаев, при  которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.

ГК имеет в виду в данном случае главным образом Закон о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках. Как  предусмотрено этим Законом, одна из функций Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур состоит  в осуществлении предварительного контроля за "слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений  предприятий, а также преобразованием  в указанные объединения органов  управления или хозяйствующих субъектов", за "слиянием, присоединением государственных  и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение", за "созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ  и товариществ с ограниченной ответственностью" (исключение составляют случаи, когда уставный капитал юридического лица не превышает предельную величину, устанавливаемую Государственным  комитетом, за "слиянием и присоединением других товариществ и обществ, в  которых участвуют юридические  лица, если это приводит к появлению  хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение".

Если указанный Государственный  комитет, в который обратилось реорганизуемое юридическое лицо, в установленный  срок (45 дней с момента направления) не дал согласия на слияние или  присоединение либо полученный ответ, содержащий отказ выдать согласие, является, по мнению юридического лица, необоснованным, последнее может обратиться со своим требованием признать отказ необоснованным и, напротив, выдать согласие.

Тот же Закон предусматривает случаи принудительного разделения "хозяйствующих  субъектов", которые, занимая доминирующее положение, осуществляют монополистическую  деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению  конкуренции. Принудительное разделение допускается при условии, если имеется  возможность организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений либо структурных единиц, либо отсутствует  тесная технологическая взаимосвязь  между предприятиями, структурными подразделениями или структурными единицами (в частности, если доля внутреннего  оборота в общем объеме валовой  продукции "хозяйствующего субъекта" составляет менее 30 процентов), либо есть возможность разграничить сферы  деятельности предприятий, структурных  подразделений или структурных  единиц в рамках узкой предметной специализации на определенный товар. Принудительное разделение должно быть совершено в установленный в  решении срок, но не позднее 6 месяцев  с момента его вынесения. Юридическое  лицо, которому адресовано предписание  о принудительном разделении, вправе обжаловать его в суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

Нормативные акты:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. – 08.12.1994. – № 238 – 239.
    2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30.11.2010)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.;
    3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (ред. от 05.01.2006)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1;
    4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 03.12.2011) // Российская газета -10.08.2001 г. - N 153;
    5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785;
    6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 16.11.2011)// Российская газета - N 14, 24.01.1996;
    7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 06.12.2011)// Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190;

 

Список  литературы:

    1. Грудцына Ю. К., Сергеев А. П. Гражданскон право России. Часть 1. // Учебник. – М., Изд-во ТЕИС, 2003;
    2. Гуев А. Н. Гражданское право // Учебник. – М., Изд-во «Инфра-М, 2003;
    3. Зенин И. А. Гражданское право Российской Федерации //Учебное пособие. – Московский международный институт кинометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003;
    4. Мозолин В. П., Масляев А. И. Гражданское право. Часть первая. – М.: Юристъ, 2007;
    5. Попондопуло В. Ф. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» Постатейный. – М.: Изд-во Проспект, 2011;
    6. Попондопуло В. Ф., Яковлева В. Ф. Коммерческое право // Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002;
    7. Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.: Юридическая фирма Контакт; ИНФРА-М, 1998;
    8. Суханов Е. В. Гражданское право. Том 1 // Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 1998;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц