Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:59, курсовая работа
В настоящей работе сделана попытка выявить и теоретически осмыслить недостатки законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц и предложить пути реформирования соответствующего законодательства.
Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
Заключение
Список использованных источников
Лица, то в таком случае следует признать, что юридическое лицо представляет собой определенный имущественный комплекс. Когда под реорганизацией понимается переход участников из реорганизуемого юридического лица во вновь создаваемую или уже существующую организацию, имеет место фактически подмена одних субъектов права другими: вместо юридических лиц речь идет об их участниках. Кроме того, при таком подходе невозможным становится проведение реорганизации в форме выделения и разделения, если организация имеет одного учредителя или участника.
Таким образом, из всех признаков, характеризующих реорганизацию, в определении на первое место выдвигается именно правопреемство. И тем самым реорганизация фактически отождествляется с правопреемством. Ее случайно, в дальнейшем, при выделении признаков реорганизации А. В анализируемом определении и среди признаков реорганизации отсутствует указание на процессы, происходящие в результате реорганизации с юридическими лицами. Не устраняет данный недостаток определение реорганизации как перемены лиц в правоотношениях. Такая перемена может происходить не только в результате прекращения одних юридических лиц и создания других, но и в иных случаях.
Необоснованно выглядит указание в определении на изменение состава участников реорганизуемого юридического лица в качестве обязательного признака реорганизации. Выше было показано, что не во всех случаях реорганизации происходит изменение субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица. Вместе с тем, оно может произойти и в случае преобразования юридического лица, когда имеет место изменение его организационно-правовой формы, хотя, как видно из определения, сам А. Коровайко не допускает такой возможности. При этом следует отметить, что в определении необоснованно противопоставляются разнопорядковые признаки - изменение состава участников и организационно-правовой формы юридического лица.
Также, спорным представляются
утверждения некоторых
Во-первых, неверным, представляется, определение реорганизации, как изменения признаков юридического лица, под которыми авторы понимают набор признаков, присущих каждой организационно-правовой форме юридического лица (объем правоспособности, правовой режим имущества юридического лица, права участников (вещные, обязательственные) в отношении юридического лица, структура органов управления и т.д.). Вместе с тем, при всех формах реорганизации, кроме преобразования, организационно-правовая форма может и не изменяться, следовательно не будут изменяться и признаки, присущие данной организационно-правовой форме. Например, при слиянии двух и более акционерных обществ может быть также образовано акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью может быть присоединено к другому обществу с ограниченной ответственностью и т.д. Во всех этих случаях, если исходить из приведенного выше определения, реорганизации не происходит, поскольку не изменяются признаки, присущие конкретной организационно-правовой форме.
Во-вторых, неудачной является редакция определения, в соответствии с которой можно прийти к выводу о том, что в результате правопреемства возникают новые и (или) прекращаются действующие юридические лица. При этом нарушается причинно-следственная связь имеющих место при реорганизации правовых явлений. Не правопреемство ведет к образованию и (или) прекращению юридических лиц, а реорганизация, представляющая собой определенный юридический состав (совокупность юридических фактов) связанный с образованием и (или) прекращением юридических лиц, влечет возникновение правопреемства.
Кроме того, в анализируемом
определении имеет место
Заслуживает внимания мнение
некоторых авторов, согласно которому
реорганизация представляет собой
сделку и как любая сделка форма
реорганизации требует
Указанные сделки направлены на возникновение и прекращение юридических лиц с привлечением института универсального правопреемства и представляют собой совершенно самостоятельный способ возникновения и прекращения: существования обществ, отличный от иных процедур создания и ликвидации юридических лиц. Так, С.А. Степанов отмечает, что имущественные комплексы трестированных предприятий, как особые субъекты гражданских прав, выросли из рамок структурного подразделения треста и предопределили второе направление развития - в качестве субъекта гражданского права [28, с. 101].
Реорганизация юридических лиц зачастую приравнивается к отчуждению имущественных комплексов реорганизуемых предприятий, Данная позиция представляется не совсем справедливой, поскольку передается не один имущественный комплекс, а все имущество общества. В реорганизации заложена идея универсального правопреемства не только в отношении имущества, как при продаже имущественного комплекса, но и в отношении субъекта.
Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации), а заключительным - акт регистрации вновь созданного юридического лица, внесение записи о прекращении присоединенного юридического лица.
Говоря о целях реорганизации, следует обратить внимание на значение данного вопроса. С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие, прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов: отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.
В некоторых случаях
при реорганизации следует
В связи с этим в процессе реорганизации следует решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема при проведении процедуры реорганизации в определенных формах (например, разделение и слияние), поэтому в следующем параграфе дипломной работы приведен детальный анализ всех форм реорганизации и порядка её проведения.
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда сложилась и определилась общая тенденция концентрации капиталов и его стремление к монополистическому положению на рынке.
Прослеживая историческое
развитие гражданских правоотношений
и происходившие в этой связи
изменения законодательства, можно
сделать вывод о том, что современные
формы реорганизации
Так, из известных современному обществу способов реорганизации первым формируется слияние, а затем присоединение. Примером служит объединение компаний на территории России - учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 года [31, с. 22]. Имевшие место немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционной практике не позволяли говорить о формировании института реорганизации, поскольку предприятия в таких случаях; передавались в порядке сингулярного правопреемства.
Советское законодательство также не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Ст. 289 ГК РСФСР 1922 года содержала перечень оснований для прекращения деятельности организаций среди которых процедуры реорганизации не было. Но в то же время ст. 364 ГК 1922 г. устанавливала возможность слияния акционерных обществ [31, с. 23].
Развитие экономики в период нэпа послужило основанием к началу правового регулирования данного института. Первое упоминание о реорганизации кооперативных организаций связано с положением «О порядке прекращения кооперативных организаций при ликвидации, соединении и разделении», утвержденным Постановлением ЦИК и СНK СССР от 15.06.1927 [32, с. 58]. Постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативных организаций - слияние и разделение, но при этом не определяло процедуру такой реорганизации.
В советском законодательстве
практически отсутствовало регу
На пленуме ЦК КПСС в июле 1955 года было принято решение о необходимости реорганизации кооперации и передачи в государственную промышленность кооперативов. Гражданский кодекс КазССР 1964 года посвятил вопросам реорганизации три статьи - 37, 38, 39, регламентируя всего лишь три формы реорганизации: слияние, разделение и присоединение, при этом реорганизация юридических лиц рассматривалась как способ прекращения юридического лица.
На новом этапе экономического развития Казахстана одним из первых по данной проблематике можно считать Закон КазССР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Постановление Совета Министров, утвердившие положение об акционерных обществах. В этих актах впервые получили закрепление такие виды реорганизации как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных предприятий [33, с. 12].
В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации (Приложение 1):
1) Слияние - соединение
двух или нескольких
2) Присоединение - одно
юридическое лицо
3) Разделение - одно юридическое
лицо разделилось на две или
более части, прежнее
4) Выделение - основное
юридическое лицо продолжает
свое существование, но из его
состава выделились отдельные
структурные подразделения в
самостоятельное юридическое
5) Преобразование –
изменение организационно-
Такой подход к определению реорганизации юридических лиц не является единственно возможным, о нем свидетельствует законодательство зарубежных стран.
Характеризуя каждый
из видов реорганизации
1. При слиянии двух
и более юридических лиц
Указанное положение нашло свое отражение в законах, регламентирующих деятельность конкретных юридических лиц, а именно в Законе РК «Об акционерных обществах» [41, с. 5] и в Законе РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» [42, с. 9].
Пункт 1 статьи 82 Закона РК
«Об акционерных обществах» определяет
слияние обществ как «
Итак, совет директоров каждого из реорганизуемых обществ выносит на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме слияния, государственной регистрации выпуска акций общества, создаваемого в результате слияния, и порядке их размещения. Решение о слиянии принимается на совместном общем собрании акционеров реорганизуемых обществ квалифицированным большинством голосов акционеров каждого отдельного общества. Данное решение общего собрания акционеров должно содержать положения об утверждении договора о слиянии, в котором указываются сведения о наименовании, местонахождении каждого из реорганизуемых обществ, порядке размещения акций и иные условия слияния, а также положения о государственной регистрации выпуска акций общества, создаваемого в результате слияния.
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридического лица