Реорганизация и ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе сделана попытка выявить и теоретически осмыслить недостатки законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц и предложить пути реформирования соответствующего законодательства.

Содержание работы

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реорг и ликв юр лица.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

4) в счет предстоящих платежей по данному и другим видам налогов.

Сумма излишне уплаченного  налога в бюджет не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности  другого налогоплательщика. При  отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности сумма излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежит возврату этому юридическому лицу;

16) сдача лицензиарам  имеющихся у юридического лица  государственных лицензий;

17) распределение оставшегося  после удовлетворения требований всех кредиторов имущества среди акционеров или участников, а в случае их отказа передача этого имущества на баланс или в собственность любых третьих лиц;

18) составление и утверждение  окончательного ликвидационного  баланса;

19) подготовка отчета о завершении процедуры ликвидации (конкурсного производства) перед собственником, уполномоченным им органом или судом;

20) получение справки  налоговых органов об отсутствии  задолженности юридического лица  перед бюджетом и снятие с  налогового учета.

Исключение налогоплательщика из Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан осуществляется при условии его полной ликвидации, то есть прекращения налоговых обязательств юридического лица;

21) закрытие счета (счетов) в обслуживающем банке;

22) получение справки в территориальном органе внутренних дел о приеме печати юридического лица для уничтожения;

23) представление пакета  документов о проведении процедуры  ликвидации юридического лица  в территориальное управление  юстиции.

Орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, получив решение о ликвидации или реорганизации юридического лица, проверяет соблюдение порядка ликвидации или реорганизации, предусмотренного законодательными актами РК.

Для регистрации прекращения  деятельности юридического лица по основанию ликвидации представляются:

- заявление о регистрации  ликвидации по форме, установленной  Министерством юстиции;

- решение собственника  имущества юридического лица  или уполномоченного собственником  органа либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью юридического лица;

- учредительные документы,  свидетельство о государственной  регистрации (перерегистрации) и  статистическая карточка;

- документ, подтверждающий  публикацию в печатном изданий информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;

- промежуточный ликвидационный  баланс, содержащий сведения о  составе имущества ликвидируемого  юридического лица, перечне заявленных  кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения;

- ликвидационный баланс;

- решение собственника  имущества юридического лица  или иного органа, принявшего  решение о ликвидации юридического  лица, об утверждении промежуточного  и ликвидационного балансов, скрепленное  печатью юридического лица;

- документ об уничтожении  печати юридического лица;

- документ, подтверждающий  снятие с учета филиалов и  представительств ликвидируемого  юридического лица (при их наличии);

- справка об отсутствии  налоговой задолженности;

- справка таможенных органов об отсутствии задолженностей по таможенным платежам и незавершенных внешнеторговых сделок;

- уведомление уполномоченного  органа об аннулировании выпуска  акций (для акционерных обществ);

- квитанция или документ, подтверждающие уплату в бюджет  сбора за государственную регистрацию юридических лиц.

Регистрация прекращения  деятельности субъекта рынка, занимающего  доминирующее (монопольное) положение  на соответствующем рынке товаров (работ, услуг), а также субъектов  естественной монополии осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа. Регистрация прекращения деятельности юридического лица, ликвидированного по решению суда, осуществляется на основании решения суда. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц;

24) получение в департаменте  юстиции документа о регистрации  ликвидации юридического лица;

25) сдача оставшихся  документов ликвидированного юридического лица в территориальный архив.

Ликвидация филиалов и представительств казахстанских  и иностранных юридических лиц  производится по решению уполномоченных органов создавших их юридических  лиц или суда. Порядок их преобразования в юридические лица любой организационно-правовой формы действующим гражданским законодательством Казахстана не предусмотрен.

Поскольку филиалы и  представительства не являются юридическими лицами, ответственность по их обязательствам, в том числе и по погашению  кредиторской задолженности, при ликвидации несут создавшие их юридические лица.

Следует помнить и  о том, что за нарушение действующих  нормативных правовых актов при  проведении процедур реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также их филиалов и представительств установлены различные виды административной, гражданской и уголовной ответственности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования правовой природы институтов реорганизации и ликвидации, их характерных  признаков, форм и порядка проведения, в результате системного анализа теоретических научных положений, действующего казахстанского законодательства и практики его применения, были сделаны следующие выводы и сформулированы конкретные предложения, направленные на оптимизацию правового регулирования вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц:

1.   До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».

Традиционным считалось  рассматривать реорганизацию как  способ прекращения юридического лица, Однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и может быть направлена не только на прекращение действующих, но и на создание новых юридических лиц. Принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сформулировать определение понятия реорганизации применительно к сфере гражданско-правовых отношений:

«Реорганизация юридических  лиц - это процесс перемены лиц  в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».

2.   Основной подход к определению реорганизации должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.

К числу существенных признаков реорганизации, по нашему мнению, следует отнести следующие:

- субъектом реорганизации  может выступать только юридическое лицо. Реорганизация характерна именно для юридических лиц, никакие другие субъекты гражданского права: ни граждане, ни государственные образования не могут быть реорганизованы;

- реорганизация как  процесс связана с прекращением  существующих и (или) созданием новых юридических лиц;

- в результате реорганизации  имеет место универсальное (общее)  правопреемство, т.е. изменение субъектного  состава правоотношений, влекущее  за собой переход прав и  обязанностей от одного юридического  лица к другому.

3.   Предлагается классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определить обязательственно-правовую связь их субъектов.

4.   В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации:

1) Слияние - соединение  двух или нескольких юридических  лиц, при котором происходит  объединение их прав и обязанностей  в одно юридическое лицо;

2) Присоединение - одно  юридическое лицо присоединилось  к другому, при этом все неимущественные права и обязанности присоединяющегося липа переходят к главной организации;

3) Разделение - одно юридическое  лицо разделось на две или  более части, прежнее юридическое  лицо прекращает свое существование,  а его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам;

4) Выделение - основное  юридическое лицо продолжает  свое существование, но из его  состава выделились отдельные  структурные подразделения в  самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование –  изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом прекращается существование организации в прежнем виде, а его права и обязанности полностью переходят к правопреемнику.

Такой подход к определению  реорганизации юридических лиц  не является единственно возможным, о нем свидетельствует законодательство зарубежных стран.

5.   Преобразование юридического лица, как уже указывалось, связано с изменением его организационно-правовой формы. Вместе с тем, позиция законодателя в данном вопросе неоднозначна. В соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование рассматривается и как изменение организационно-правовой формы, и как преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Такое отождествление неравнозначных понятий (форма и вид) представляется недопустимым. Предлагаем пункт 5 статьи 46 ГК РК изложить в следующей редакции: «При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, сопровождающимся прекращением реорганизованного юридического лица и созданием другого юридического лица, к последнему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

6.   В настоящее время в ГК РК и принятых на его основе законах отражается в основном лишь процесс создания в результате реорганизации новых организаций. А именно, в соответствии с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, в большинстве случаев законодатель определяет момент завершения реорганизации моментом государственной регистрации новых юридических лиц, и лишь при реорганизации в форме присоединения завершение реорганизации связано с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Между тем и создание, и прекращение юридических лиц в равной мере характерны для реорганизации. Несмотря на то, что в юридической литературе прекращение юридического рассматривается в качестве неотъемлемого результата реорганизации при всех формах, кроме выделения, по нашему мнению требуется закрепление соответствующего положения и в ГК РК - основном правовом акте, регламентирующем основания, порядок и последствия проведения реорганизации. Поэтому предлагаем абзац 1 пункта 4 статьи 45 ГК РК после указания на момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным, дополнить предложением следующего содержания: «В связи с этим в едином государственном реестре юридических лиц должна быть сделана запись о прекращении реорганизованного юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения) со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица».

7.   Ликвидация и реорганизация, в результате проведения которых происходит прекращение юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно - правопреемством, возникающим в результате реорганизации.

8.   Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

9.   Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем или органом юридического лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.

10. Принудительная ликвидация  юридических лиц является мерой  публично-правовой ответственности  или мерой защиты гражданских  прав. В современных условиях  необходимо также ввести институт уголовной ответственности юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридического лица