Реорганизация и ликвидация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе сделана попытка выявить и теоретически осмыслить недостатки законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц и предложить пути реформирования соответствующего законодательства.

Содержание работы

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реорг и ликв юр лица.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

11. Принудительная ликвидация  юридических лиц является мерой  защиты, если она осуществляется в связи с уменьшением имущества (дефект материального субстрата), в связи с уменьшением числа участников (дефект людского субстрата) и в связи с нарушением требований закона при их создании. Нормы ГК о принудительной ликвидации юридических лиц по этим основаниям необходимо изменить.

12. В настоящее время  законом не предусмотрены основания,  порядок и последствия признания  недействительным решения о создании  юридического лица, в связи с  чем в ст. 49 ГК РК необходимо  предусмотреть положение, обязывающее  уполномоченный орган предъявить иск о ликвидации юридического лица.

При признании недействительным решения о государственной регистрации  юридического лица при его создании сделки, совершённые юридическим  лицом до этого момента следует  считать незаключенными.

13. Устанавливая требования  о порядке уведомления кредиторов  юридического лица при его  реорганизации, казахстанское гражданское  законодательство одновременно  не предъявляет никаких требований  к самому уведомлению. Отсутствие  нормативных предписаний по данному вопросу нарушает права кредиторов реорганизуемого юридического лица. Подробная информация о реорганизации юридического лица, отраженная в уведомлении, способствовала бы полной и своевременной реализации прав кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, а также давала возможность оценить степень риска, связанного с реорганизацией должника. Представляется целесообразным указывать в уведомлении следующие сведения: кем и когда было принято решение о реорганизации юридического лица; форма проводимой реорганизации, порядок и сроки ее проведения; предполагаемые правопреемники юридического лица, пропорция раздела активов и пассивов между ними; адрес для направления кредитором ответа и требований к реорганизуемому юридическому лицу.

Кроме того, в качестве одной из гарантий прав и законных интересов кредиторов при реорганизации  юридических лиц может быть предложено законодательно закрепленное право  кредитора па ознакомление с документами  о реорганизации: реорганизационным  договором, передаточным актом или разделительным балансом, сведениями о кредиторах и должниках реорганизуемого юридического лица и прочее.

14. Гражданский кодекс  Республики Казахстан не устанавливает  срок, в течение которого кредиторы  уведомляются о проводимой реорганизации. Сроки проведения реорганизационных процедур содержатся в специальных законах: Законе РК «Об акционерных обществах» и Законе РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Представляется необходимым закрепление в ГК РК требований о сроках уведомления кредиторов юридических лиц любой организационно-правовой формы.

15. Статья 48 ГК РК однозначно  не определяет, вплоть до какого  момента подлежат рассмотрению  и кем удовлетворяются требования  кредиторов реорганизуемого юридического  лица о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.

Предлагается дополнить  п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем, изложив  его в следующей редакции:

«2. При разделении и  выделении кредитор реорганизуемого  юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства и о возмещении убытков могут быть предъявлены реорганизуемому юридическому лицу до момента государственной регистрации нового юридического лица».

16. В связи с тем, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право предъявить свои требования только в период реорганизации юридического лица до момента государственной регистрации следует внести изменения в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его в следующей редакции:

«1. Собственник имущества  юридического лица или орган, принявший  решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации, но не позднее подачи заявления на государственную регистрацию».

17. Поскольку юридическое  лицо может заниматься экономической  деятельностью в период осуществления  государственной регистрации, и у него могут появиться новые активы, должен составляться второй передаточный акт после завершения государственной регистрации. Таким образом, предлагается внести изменения в п. 5 статьи 46 ГК РК о порядке правопреемства, изложив его в следующей редакции:

«5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое  лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  юридического лица в соответствии с  передаточным актом, составленным после завершения государственной регистрации».

18. Необходимо признавать  действия по передаче имущества  в ходе недобросовестной реорганизации  сделками, что позволит применить  к этим действиям нормы ГК  РК о недействительности сделок, признавать такие сделки недействительными и осуществлять реституцию.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод  о том, что все вышеуказанные  проблемы требуют скорейшего законодательного и организационного разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Лебединец О.Н. Жизненный  цикл юридических лиц (гражданско-правовой  аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. – 217 с.

2 Гражданский кодекс Республики  Казахстан (общая часть) 27 декабря  1994 года № 269-XII, с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2009 г // Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 1994.- № 16.

3 Муслимова С. Ликвидация юридического  лица. – А.: Жетi жаргы, 2006. –169 с.

4 Сулеменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданское право. Учебник в 2 томах. Т.1 – А.: Жетi жаргы, 2000. – 331 с.

5 Создание, реорганизация и ликвидация  юридических лиц в Республике  Казахстан: практическое пособие  / Под ред. В.И. Скала.– А.: LEM, 2004.– 378 с.

6 Гражданские дела №1372-07, №417-07, №2371-07. Архив Специализированного межрайонного экономического суда г. Астана.

7 Братусь С. Н. Субъекты гражданского  права. Курс советского гражданского  права. - М: Государственное издательство  юридической литературы, 1950. – 368 с.

8 Можейко В.Н. Юридические лица по советскому гражданскому праву. Учебное пособие по курсу «Советское право». - М., 1959. – 44 с.

9 Комментарий части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации  для предпринимателей. - М,: Фонд «Правовая  культура», 1995. – 478 с.

10 Некоммерческие организации:  правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под  ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1998. – 172 с.

11 Панова М.Г. Актуальные вопросы  реорганизации предприятий // Право  и экономика. 1999. № 1.

12 Советское гражданское право. Часть первая / Под общ. ред. В. Ф. Маслова, А. А. Пушкина. Киев, 1977. – 357 с.

13 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского  гражданского права (по 
изданию 1907 г.). - М.: Фирма «СПАРК», 1995. – 556 с.


Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридического лица