Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть способы реорганизации юридических лиц.
Задачи работы - охарактеризовать особенности реорганизации юридических лиц; изучить основные виды реорганизации, такие как преобразование, слияние, разделение, присоединение, выделение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Понятие и виды юридического лица……………………………………5
2. ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………8
2.1 Понятие реорганизации юридических лиц…………………………...8
2.2 Форма и процедура реорганизации………………………………….10
3. ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………12
3.1 РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ…………………………….12
3.2 РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ….…………………………………..15
3.3 РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ…………………………………...20
3.4 РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ……………………………....25
3.5 Реорганизация в форме выделения…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая 2007.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существование большинства юридических  лиц не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее в определенных случаях они могут быть прекращены Прекращение юридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости от них различают два вида прекращения: реорганизацию и ликвидацию. В этой работе речь пойдет о реорганизации юридических лиц. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время наряду с образованием и ликвидацией организаций, осуществляется еще и их реорганизация. Таким образом, согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.[1] Реорганизация - одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Процессы приватизации и обновления российского законодательства также в немалой степени способствовали распространению на практике отдельных форм реорганизации. Для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации. Так, в ныне действующем ГК РФ общим вопросам реорганизации юридических лиц посвящено четыре статьи и, кроме того, по одной статье - в отношении реорганизации хозяйственных товариществ и обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов.[8,с.88]

Цель работы - рассмотреть способы реорганизации юридических лиц.

Задачи работы - охарактеризовать особенности реорганизации юридических лиц; изучить основные виды реорганизации, такие как  преобразование, слияние, разделение, присоединение, выделение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и виды юридического  лица

В отличие от имеющих естественное происхождение людей -лиц физических, юридические лица создаются не природой, а самим обществом и правом.

Юридическим лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

   Юридическое лицо – особое образование, обладающее рядом специфических признаков, образуемое и прекращающееся в специальном порядке.

Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету (ч. 1 ст. 48 ГК).

Признаки  юридического лица:

       · приобретение гражданских прав и обязанностей от своего имени как выражение единой воли его участников вовне;

      · имущественная обособленность, которая должна толковаться более широко, чем обозначенная в ст. 48 ГК: имущество может принадлежать юридическому лицу не только на вещном, но и исключительно на обязательственном праве (денежные средства на счете, арендованное имущество), но при этом оно не перестанет быть полноценным субъектом гражданского права;

      · самостоятельная имущественная ответственность, отличная от ответственности его участников, необходимой предпосылкой которой является обособленное имущество — объект притязаний кредиторов;

    · выступление в качестве истца и ответчика в суде.[7, с.152]

Юридические лица различаются по своим  учредителям и целям деятельности и имеют в зависимости от этого  различные организационно-правовые формы.

В зависимости от формы  собственности:

- государственные

- частные (негосударственные)

  В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

- юридические лица публичного  права

- юридические  лица частного права

В зависимости от целей  деятельности:

- Коммерческие

- Некоммерческие

По составу учредителей:

- Юридические лица, учредителями  которых являются только юридические  лица (союзы и ассоциации)

- Только государственные (унитарные  предприятия)

- Любые субъекты гражданского  права (все остальные юридические  лица)

По характеру прав участников выделяют организации:

- на имущество которых учредители  имеют право собственности или  иное вещное право (государственные  и муниципальные предприятия,  а также учреждения)

- в отношении которых их участники  имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)

- в отношении которых их участники  не имеют имущественных прав (общественные  объединения, религиозные организации,  фонды и объединения юридических  лиц)

 

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

- оперативного управления на  имущество (учреждения, казенные  предприятия)

- хозяйственного ведения (государственные  и муниципальные предприятия,  кроме казенных)

- собственности на имущество  (все другие юридические лица)[7,с.156]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности реорганизации  юридических лиц.

2.1 Понятие реорганизации  юридических лиц.

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Все его права и обязанности  переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации  носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.[15]

В некоторых случаях при реорганизации  следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость  такого согласия (точнее, необходимость  представления особых документов) может  быть установлена законом. В настоящее  время закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.

Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении  любых объединений (ассоциаций и  союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении  коммерческих организаций, общая сумма  активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

в) при разделении или выделении  унитарных предприятий, стоимость  активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий  субъект, доля которого на рынке превысит 35%.

Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.

Судебная практика уточняет, что  при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

В связи с этим в процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и  выделения) или передаточный акт (в  случаях слияния, преобразования и  присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.[14, с. 95]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Форма и процедура  реорганизации

Реорганизация юридического лица регламентируется ст. 57 ГК.

Различают пять способов реорганизации:

· Слияние нескольких организаций  в одну новую;

 

· Разделение организации на несколько  новых;

 

· Присоединение одной организации  к другой;

 

· Выделение организации из состава  другой;

 

· Преобразование одной организации в другую, т, е. смена ею организационно-правовой формы.

Решение о реорганизации может  быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его  организационно-правовой формы. В акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников. В ряде случаев для реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ). [12,с 147]

Законодательство о конкуренции  и монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию  в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

Любая добровольная реорганизация  начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции  общего собрания акционеров. Следует  принять во внимание такие важные формальные требования: а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества; б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды реорганизации  юридических лиц.

3.1 Реорганизация в  форме преобразования

Реорганизация преобразования – это процесс изменения организационно-правовой формы предприятия. В процессе реорганизации путем преобразования одно юридическое лицо прекращает свою деятельность и передает все права и обязательства вновь возникшему юридическому лицу.

  Реорганизация преобразования  ЗАО в ООО происходит только  по добровольному решению о  реорганизации преобразования общего  собрания акционеров. Суд и другие  государственные учреждения не  могут принудить предприятие к реорганизации преобразования. По окончанию этапа реорганизации предприятия все акции ЗАО можно конвертируются во вклады ООО.

    Общество с ограниченной  ответственностью вправе для  себя выбрать реорганизацию в  ОАО путем преобразования.

   На общем собрание участников  общества принимается такое решение  и устанавливается порядок реорганизации  в форме преобразования, а так  же порядок обмена долей на  акции, если это АО или паи  членов производственного кооператива.  Так же на собрании утверждается устав создаваемого акционерного общества, а так же утверждается передаточный акт. По передаточному акту все права и обязанности переходят ко вновь созданному юридическому лицу.

    Реорганизация ЗАО путем  преобразования дает возможность  преобразовать общество в производственный кооператив или ООО, с соблюдением всех требований установленных Федеральным законом. Также, акционерное общество по единогласному решению всех акционеров вправе провести реорганизацию преобразования в некоммерческое партнерство. Участники создаваемо общества на общем собрании принимают решение об утверждении его учредительных документов и избрании или назначении органов управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих организациях.

Информация о работе Реорганизация юридических лиц