Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- на основе анализа гражданского законодательства исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть формы реорганизации юридических лиц, их особенности и порядок проведения;
- выявить основания реорганизации юридического лица;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5
Глава 2. Реорганизация юридических лиц 11
2.1. Слияние и присоединение 11
2.2. Разделение и выделение 14
2.3. Преобразование 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реорганизация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы правового регулирования процессов создания и реорганизации юридических лиц.

Реорганизация является важным элементом  предпринимательской деятельности, поскольку является эффективным  способом оптимизации организационно-правовых форм такой деятельности в зависимости от конкретных рыночных условий. Поэтому надлежащее правовое регулирование механизма реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка. В настоящее время правовой институт реорганизации востребован экономикой, об этом свидетельствуют, в том числе, и большой объем материалов судебной практики по спорам, связанным с отдельными вопросами реорганизации.

С помощью института реорганизации  сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, и, как следствие, прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов, сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.

Объектом данной работы являются гражданские  правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц, урегулированные нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Предметом работы являются нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц.

Цель работы состоит в комплексном  изучении теоретико-правовых проблем  реорганизации юридических лиц  на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.

На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:

- на основе анализа гражданского  законодательства исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц;

- рассмотреть формы реорганизации  юридических лиц, их особенности  и порядок проведения;

- выявить основания реорганизации  юридического лица;

- изучить вопросы правопреемства, возникающие при реорганизации юридического лица и ее последствия.

Настоящая работа базируется на совокупности следующих методов научного познания: диалектический, комплексный, сравнительно-правовой, системного анализа, формальнологический, социологический и др. Нормативную базу исследования составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по реорганизации юридических лиц.

Глава 1. Прекращение  деятельности юридических лиц

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, установленном законом.

Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридических лиц.

Добровольным основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК).

К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.1

Государственные и муниципальные  предприятия и финансируемые  собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

С точки зрения последствий прекращения  юридических лиц различают реорганизацию, при которой обязанности реорганизуемого  юридического лица в порядке правопреемства переходят к другим лицам, и ликвидацию - с прекращением юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования - ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица (п. 3 ст. 62, п. п. 1, 3, 4 ст. 63 ГК). Ликвидационная комиссия действует в течение ограниченного срока времени - с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Правомочия ликвидационной комиссии имеют целевой характер. Она управляет делами юридического лица (так же, как его органы в обычных условиях), выступает в суде от имени юридического лица (как и его органы в обычных условиях), приобретает гражданские права и принимает не все гражданские обязанности для юридического лица, а только те, которые непосредственно связаны с процессом ликвидации юридического лица. Финансовые документы подписывает либо председатель ликвидационной комиссии, если он поименован в решении о назначении комиссии, либо все члены ликвидационной комиссии.2 

Ликвидация оформляется путем  составления промежуточного и итогового  ликвидационного баланса. Промежуточный  ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК). По аналогии составляется окончательный ликвидационный баланс. В нем также указывается судьба оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица.

По общему правилу, оставшееся после  удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:

1) передается собственнику или  лицам, имеющим иные вещные  права на это имущество, если  учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество ликвидируемого юридического лица (унитарные предприятия и учреждения; п. 7 ст. 63 ГК);

2) распределяется между учредителями (участниками) юридического лица, имеющими обязательственные права  в отношении этого юридического лица и его имущества (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы; п. 7 ст. 63 ГК);

3) направляется в соответствии  с учредительными документами  юридического лица, в отношении  которого его учредители (участники)  не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели, или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц.3

Документация и бухгалтерская  отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный архив.

Ликвидация юридического лица считается  завершенной, а оно само - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный  реестр юридических лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.

Реорганизация представляет собой  способ прекращения юридических  лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства4 (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ):

1) слияние нескольких юридических  лиц в одно новое;

2) присоединение юридического лица  к другому;

3) разделение юридического лица  на два или более новых;

4) выделение из юридического  лица новых юридических лиц;

5) преобразование юридического  лица одной организационно-правовой  формы в другую.

Любая реорганизация сопровождается выбытием из гражданского оборота как  минимум одного юридического лица, субъекта права, либо существенным изменением имущественного положения юридического лица. Соответственно встает вопрос о переходе прав и обязанностей к иному лицу или лицам, являющимся правопреемниками реорганизованного юридического лица. При этом прекращение деятельности одного юридического лица выступает не как цель реорганизации, а лишь как сопутствующее реорганизации явление, внешнее собственно феномену реорганизации. При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение) или появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.5

В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Все его права и обязанности  переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации  носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во- вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. 
Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

 Одним из сложнейших практических  вопросов, который возникает при  проведении реорганизации, является  привлечение дополнительных лиц  в процессе реорганизации в качестве участников (учредителей, акционеров и проч.) реорганизуемого юридического лица. Так, возможно ли привлечение новых физических лиц в качестве недостающих членов производственного кооператива, создаваемого в результате реорганизации коммерческой организации, число членов которой не отвечает указанному выше требованию? Или иная ситуация: допускается ли привлечение коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) для создаваемого в результате преобразования акционерного общества, состоящего из одной коммерческой организации (индивидуального предпринимателя), полного товарищества? Представляется, что в данном случае на законодательном уровне должен быть дан однозначный ответ: нет, не допускается. Все изменения в составе участников (учредителей, членов, акционеров и т. п.) должны быть совершены до реорганизации в рамках существующей организационно-правовой формы с соблюдением установленных для нее правил. Любая реорганизационная процедура должна начинаться и заканчиваться в одинаковом численном составе членов реорганизуемых коммерческих организаций, при этом в результате реорганизации может меняться правовой статус, отношения принадлежности к конкретным организациям таких членов.6

Не менее существенным ограничением выступают требования по предмету деятельности юридического лица, а потому следует предусмотреть основания к реорганизации юридических лиц со специальной или ограниченной правоспособностью в организации с общей правоспособностью и наоборот. Так, не каждое акционерное общество может преобразоваться в государственное (муниципальное) унитарное предприятие, производственный кооператив. Многие государственные (муниципальные) унитарные предприятия, которые, как известно, обладают ограниченной право- и дееспособностью, не могут преобразоваться (реорганизоваться в иной форме) в открытые акционерные общества, не свернув основного вида деятельности.

Другим ограничением для реорганизационной  процедуры является требование к  фондам организации: требования по величине (минимальному и максимальному размеру) уставного (складочного) капитала (фонда), а также возможности перетекания одного фонда в другой (конвертации, обмена). Концептуальной, требующей скорейшего решения как в доктринальном, так и в законодательном порядке является проблема формирования вновь или доплаты уставного (складочного) капитала (фонда). Здесь не может быть предложено простое и однозначное решение, как было при решении вопроса о привлечении в процессе реорганизации новых лиц. В законодательном порядке следует предусмотреть основания и источники формирования и доплаты указанных фондов для создаваемых в результате реорганизации юридических лиц, причем необходимо провести широкую дискуссию с привлечением экономистов и специалистов в области рынка ценных бумаг и корпоративного управления, чтобы определиться, в каких случаях допускается формирование фондов создаваемых в результате реорганизации юридических лиц за счет их собственных средств (внутренних источников), а в каких — за счет средств участников (членов, учредителей, акционеров и т. п.). Также требуется установить максимальный размер дополнительно привлекаемых средств: к примеру, на уровне 10 процентов от общей суммы фонда создаваемого в результате реорганизации юридического лица.

  • Глава 2. Реорганизация юридических лиц

  • 2.1. Слияние и присоединение

  • Слияние юридических лиц - форма  реорганизации, при которой два (или  более) юридических лица прекращают существование и возникает одно новое.

    В случае присоединения одно юридическое  лицо (присоединяемое) прекращает существование  и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение).

    При слиянии и присоединении  актив и пассив прекративших существование  юридических лиц переходит по передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались  после присоединения или слияния.

    В отличие от отечественной правоприменительной  практики, в которой наибольшее распространение  из реорганизационных процедур получили преобразования и выделения, современный  уровень развития корпоративных  отношений в зарубежных правопорядках характеризуется стремительным увеличением числа слияний.

    Слияние, так же как присоединение, является одной из форм экономической  концентрации. При слиянии юридических  лиц происходит объединение нескольких самостоятельных субъектов права  в одно вновь создаваемое лицо с прекращением существования объединяемых юридических лиц.

    Информация о работе Реорганизация юридических лиц