Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- на основе анализа гражданского законодательства исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть формы реорганизации юридических лиц, их особенности и порядок проведения;
- выявить основания реорганизации юридического лица;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5
Глава 2. Реорганизация юридических лиц 11
2.1. Слияние и присоединение 11
2.2. Разделение и выделение 14
2.3. Преобразование 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реорганизация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Можно полагать, что законодатель исходит из общего принципа о том, что преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). В противном случае было бы невозможно осуществление универсального правопреемства, ибо большая часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, повисает в воздухе, когда правопреемником является специально-правоспособное лицо. И наоборот, организация со специальной правоспособностью не в состоянии передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама.

Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности Федеральный  закон "О некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения  на преобразование. Так общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) или открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив (но не в хозяйственное товарищество); производственный кооператив — в ООО, ЗАО, ОАО или хозяйственное товарищество; ОАО и ЗАО могут быть преобразованы в ООО, производственный кооператив или в некоммерческую организацию и т.д.

Довольно долгое время проблемой  было преобразование закрытых акционерных  обществ в открытые и наоборот. Вопрос заключался в том, является ли такое преобразование реорганизацией юридического лица или лишь изменением типа акционерного общества.

С позиций Верховного суда РФ и  Высшего арбитражного суда РФ14 в результате такого преобразования организационно-правовая форма общества не изменяется, соответственно правила о реорганизации в данном случае применяться не должны.

Буквальное толкование ст. 68 ГК приводит к выводу, что преобразование хозяйственного общества или товарищества возможно только в другой вид хозяйственного общества или товарищества или в производственный кооператив. Исключением: из этого правила являются возможности преобразования объединений юридических лиц в хозяйственные общества и товарищества (п. 1 ст. 121 ГК), а также преобразования акционерных обществ в некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 104 ГК).

Кодекс довольно либерально подходит к возможности преобразования хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 68, п. 2 ст. 112 ГК РФ), однако в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий этот вопрос остается открытым. Очевидно, что для преобразования государственного унитарного предприятия в муниципальное нет каких-либо серьезных препятствий, при этом вопросы перераспределения собственности между различными уровнями публичной собственности выходят за рамки исследуемого вопроса. Вместе с тем возможность преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в иную коммерческую организацию или наоборот представляет серьезную теоретическую сложность. Думается, в данном случае следует придерживаться сложившейся в ходе процесса приватизации государственного и муниципального имущества правовой традиции, в силу которой единственной коммерческой организацией, в которую могут преобразовываться названные организации, выступает открытое акционерное общество.

Преобразование некоммерческих организаций  в хозяйственные общества недостаточно широко распространено. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство  вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество (преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом) ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство. Таким образом, законодательство предусматривает довольно широкие возможности преобразования некоммерческих организаций, в том числе и в хозяйственные общества.

Изменение характера деятельности некоммерческих юридических лиц  на деятельность в рамках хозяйственных  обществ оказывается не таким  радикальным, если состав участников и  их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Для подобного преобразования действующим законодательством установлены ограничения. Ограничение выражается в том, что для ряда некоммерческих организаций преобразование в коммерческое юридическое лицо (хозяйственное общество) вообще не допускается. В некоторых случаях такое преобразование допустимо, но для его реализации установлен особый порядок.

При преобразовании некоммерческих организаций, основанных на членстве, в хозяйственные  общества острой является проблема распределения  долей участников в уставном капитале. Скорее всего, доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности некоммерческой организации также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к организации. Но в уставе может быть предусмотрено и другое распределение.

Существуют проблемы, связанные  с обязательствами, которые организация  приняла на себя до преобразования в хозяйственное общество.

Некоммерческая организация может  по своему уставу быть обязанной оказывать  определенные бесплатные услуги. После преобразования в хозяйственное общество, скорее всего, возникает необходимость или заключить договор об оказании услуг на платной основе, или оформить оказание услуг как благотворительную помощь, или прекратить оказание услуг.

Решение о реорганизации может  быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его  организационно-правовой формы. В акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой  реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке  обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.

Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают  решение об избрании его органов  в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования.

Моментом реорганизации будет  считаться момент внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединяемого Общества. С этого момента присоединяемое общество считается прекратившим свою деятельность.

Если организация, которая осуществляет реорганизацию в форме преобразования, имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление того или иного вида деятельности, в случае преобразования это юридическое лицо обязано уведомить орган (переоформить лицензию), осуществляющий лицензирование в течение 15-ти дней.15

Заключение

Тема реорганизации юридических  лиц сложна и обширна. Реорганизация 
- это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой  прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение  как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

И реорганизация, и ликвидация могут  осуществляться как добровольно, так  и принудительно.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой  специфический способ прекращения  действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана  с имущественным правопреемством  между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

 а) в полном объеме  только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих  частях (при разделении);

в) частично как к одному, так  и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Список использованной литературы

Нормативные акты

1.Гражданский Кодекс РФ, часть  1// СЗ.- 1994.-№32- ст.3301

2. ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ// СЗ РФ.- 13.08.2001. - N 33 (часть I). - ст. 3430.

3. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях"// СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145

Научная литература

1. Гражданское право. Часть 1. / под ред. Мозолина В.П., Масляева А.И. - М.: Юристъ, 2006 – 739с.

2. Гражданское право: Учебник.  Том I /под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - Юридическая фирма "Контракт": "ИНФРА-М", 2006. – 583с.

3. Гражданское право Том 1 Учебник.  Издание пятое, переработанное  и дополненное./Под ред. А. П.  Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: “ПБОЮЛ Л. В. Рожников”, 2009 -529с.

4. Гражданское право. Том I. /Под  ред. док. юрид. наук, проф. Е.А.Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2004- 540с.

5. Комментарий к Гражданскому  кодексу РФ. Часть первая /Под  ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2004- 478с.

6. Комментарий к части первой  Гражданского Кодекса Российской  Федерации для предпринимателей /Под общ. ред. Брагинского М.  И. - М.: Фонд "Правовая культура", 1995.- 480с.

7. Коровайко А. Договоры о  слиянии и присоединении хозяйственных  обществ // Хозяйство и право. - №2. - 2001

8. Логинова Е.В. Правопреемство  при реорганизации коммерческих

юридических лиц // Современное право. 2008. №11 (1). С.61-65.

9. Степанов Д. Формы реорганизации  коммерческой организации: вопросы  законодательной реформы// Хозяйство и право. - №3,4. -2001

10. Телюкина М. В. Реорганизация  как способ прекращения деятельности  юридических лиц // Законодательство, 2000, № 1, С. 40.

1  Гражданское право. Часть 1. / под ред. Мозолина В.П., Масляева А.И. - М.: Юристъ, 2006 – с.241

2  См.: п. 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" // ВВАС РФ. 2000. N 3. С. 23.

3  п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях"// СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145

4  Телюкина М. В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство, 2000, № 1, С. 40.

5  Гражданское право Том 1 Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: “ПБОЮЛ Л. В. Рожников”, 2009 -С.226

6  Степанов Д. Формы реорганизации коммерческой организации: вопросы законодательной реформы// Хозяйство и право. - №3,4. -2001

7   Коровайко А. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ // Хозяйство и право. - №2. - 2001

8   Коровайко А. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ // Хозяйство и право. - №2. - 2001

9   Ломакин Д.В. Договоры о создании и реорганизации юридических лиц. // Законодательство. - № 2. - 2004.

10  Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. - М.: 2000. С.61.

11  Жданов Д. В. Реорганизация в форме выделения // Законодательство. – 1999. - № 5. - С. 23

12  Степанов Д. Формы реорганизации коммерческой организации: вопросы законодательной реформы// Хозяйство и право. - №3,4. -2001

13  Гражданское право: Учебник. Том I /под ред. О.Н. Садикова. - Юридическая фирма "Контракт": "ИНФРА-М", 2006. - С.194

14  Постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2.04.97 г. No 4/8

15  п.1, ст. 11 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ.- 13.08.2001. - N 33 (часть I). - ст. 3430.


Информация о работе Реорганизация юридических лиц