Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- на основе анализа гражданского законодательства исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть формы реорганизации юридических лиц, их особенности и порядок проведения;
- выявить основания реорганизации юридического лица;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5
Глава 2. Реорганизация юридических лиц 11
2.1. Слияние и присоединение 11
2.2. Разделение и выделение 14
2.3. Преобразование 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реорганизация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Слияние следует отличать от так  называемого слияния с переходом  на одну акцию: в данном случае не производится каких-либо реорганизационных процедур, а лишь перераспределяется влияние с созданием холдинга.

При реорганизации в форме слияния  все права и обязанности сливающихся  юридических лиц переходят к  вновь возникающему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ), следовательно, слияние  относится к универсальному транслятивному правопреемству.

Документом, непосредственно определяющим условия и порядок слияния, выступает  договор о слиянии, подписываемый  представителями всех организаций, участвующих в слиянии.

Принимая во внимание, что при  слиянии нет каких-либо серьезных препятствий для участия в такой форме реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, можно допустить создание в результате слияния юридического лица в иной, в том числе не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц, организационно-правовой форме.

Слияние в рамках одной процедуры  реорганизации возможно лишь в одно юридическое лицо, которое создается  либо в форме, идентичной организационно-правовой форме хотя бы одного юридического лица, участвующего в слиянии, либо в иной, не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц.

До вступления в силу Гражданского кодекса 1964 года реорганизация юридических  лиц в форме присоединения  не признавалась самостоятельной формой и рассматривалась как способ слияния. Практика показала, что реорганизация в форме присоединения имеет специфику в том, что касается правопреемства, порядка разделения имущества, прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками; защищенность интересов кредиторов; участников хозяйственного общества и работников реорганизованного юридического лица и т.д.7

Реорганизация в форме присоединения  с экономической точки зрения представляет собой одну из форм концентрации капитала, именно поэтому при присоединении большое внимание уделяется требованиям антимонопольного законодательства. Правовая природа присоединения заключается в том, что при данной форме реорганизации происходит поглощение одного или нескольких юридических лиц другим юридическим лицом, при этом поглощенные юридические лица прекращают свое существование как самостоятельные субъекты права.

При реорганизации в форме присоединения  все права и обязанности присоединяемого  юридического лица переходят к реорганизуемому  юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ), а потому присоединение относится к универсальному транслятивному правопреемству. Детально порядок и условия присоединения определяются договором о присоединении, который подписывается соответствующими представителями от каждой организации, участвующей в присоединении.

Договор о присоединении, а также  договор о слиянии, как правило, относится к многосторонним. Такой  договор, как и любой другой, требует  для своего возникновения двух или  более участников, а потому данный договор относится к двух- или многосторонним сделкам (ст. 154, 420 ГК РФ). Договор, заключенный тремя и более лицами, признается многосторонней сделкой. Подобные договоры порождают для каждой из сторон одинаковые юридические последствия, кроме того, между их сторонами нет такой противоположности, антагонизма интересов, как в двухсторонних договорах.8

Представляется, что в настоящее  время не существует серьезных препятствий  к присоединению юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. Допускается и одновременное присоединение нескольких лиц к другому юридическому лицу, в том числе различных организационно-правовых форм.

Вместе с тем присоединение  возможно лишь к одному юридическому лицу, при этом в рамках присоединения не допускается смена организационно-правовой формы организации, к которой осуществляется присоединение, — это возможно лишь при слиянии.

При проведении процедуры реорганизации  хозяйственных обществ в форме  слияния или присоединения важное значение имеет правильное оформление необходимых документов. Основой слияния обществ с ограниченной ответственностью является соответствующий договор. Квалификация его в качестве учредительного договора вызывает споры.9

Особое внимание в данном случае заслуживает правовая сущность и порядок составления передаточного акта. Некоторые авторы справедливо отмечают, что использование передаточного акта для определения состава имущества, которое должно быть передано в результате реорганизации, представляется неудобным, поэтому правопреемство должно осуществляться по состоянию на момент завершения реорганизации в соответствии с реорганизационным договором.10

  • 2.2. Разделение и выделение

  • Для отечественного законодательства, в отличие от многих развитых западных правопорядков, характерно деление реорганизационных процедур по расщеплению компаний на разделение и выделение.

    В случае разделения одно юридическое  лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает существование  и на его месте возникают два (или более) юридических лица.

    Разделение характеризуется следующими признаками: на основе имущества одного субъекта создается две или несколько  организаций; реорганизуемая организация  прекращает свое существование, а принадлежащие  ей права и обязанности переходят к вновь образованным в результате реорганизации хозяйственным обществам на основании разделительного баланса.

    Выделение является антиподом присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое  юридическое лицо, при этом прежнее юридическое лицо сохраняет существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное).

    При разделении и выделении актив  и пассив ранее существовавшего  юридического лица разделяются в  частях ("пропорциях"), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

    В отличие от преобразования, наиболее проработанной с точки зрения существующего позитивного права  формы реорганизации, выделение  является, пожалуй, самой популярной формой реорганизации в современной российской правоприменительной практике. При этом наибольшее распространение получили выделения, производимые по решению участников (акционеров) или иного уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

    При проведении реорганизации в  форме выделения или разделения в качестве волевых актов для  проведения реорганизации выступает  решения общего собрания участников. Договор при этом не заключается. Отсюда следует, что само решение  общего собрания и является волеизъявлением, имеющим целью реорганизацию общества.

    По общему правилу, юридическое  лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

    Решением уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Эти документы становятся, после утверждения судом, основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    Вместе с тем реорганизация  юридических лиц в форме выделения, а тем более разделения, предусматриваемая  антимонопольным законодательством не получила должного развития на практике.

    При выделении наиболее спорным  является вопрос о характере и  природе правопреемства, поскольку  к создаваемому в результате выделения  юридическому лицу переходит лишь часть  прав и обязанностей реорганизованного  юридического лица. Учитывая, что закон не устанавливает каких-либо непосредственных критериев, определяющих пропорциональность перехода активов и пассивов от реорганизуемого в форме выделения юридического лица к юридическим лицам, созданным в результате выделения, отдавая решение этого вопроса на произвол органа, принимающего решение о выделении, сложно говорить о наличии универсального правопреемства между реорганизованным юридическим лицом и юридическим лицом, образованным в результате выделения. Рассматриваемое правопреемство не может быть отнесено и к сингулярному преемству, как иногда ошибочно полагают.11

    Правопреемство, происходящее при  реорганизации в форме выделения, является примером транслятивного правопреемства, что отличает его от конститутивного  правопреемства и, соответственно, конститутивного правоприобретения.12

     Большая часть федеральных  законов, посвященных отдельным  организационно-правовым формам  коммерческих организаций, допускает  реорганизацию в форме выделения,  лишь если в результате выделения создается организация в форме, идентичной ранее существовавшей. Вместе с тем, как представляется, отсутствуют какие-либо серьезные ограничения для выделения юридических лиц в иных, отличающихся от формы реорганизуемого юридического лица, организационно-правовых формах.

    О возможности разделения, в результате которого создаются юридические  лица в форме, отличной от организационно-правовой формы реорганизованного юридического лица, в действующем законодательстве практически ничего не говорится. Как  правило, допускается разделение юридического лица, если в результате такого разделения создаются две и более организаций в форме, идентичной ранее существовавшей.

  • 2.3. Преобразование

  • Наиболее проработанной, с точки  зрения позитивного права, формой реорганизации коммерческих организаций является преобразование. Реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: "преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида" и "изменение организационно-правовой формы".13 Первое понятие шире и представляется более удачным. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.

    Передаточный акт и разделительный баланс, как документы о правопреемстве, должны отвечать ряду обязательных требований к оформлению и содержанию. В передаточном акте или разделительном балансе должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества.

    Весьма редко применяется в  российской практике принудительная реорганизация, осуществляемая по требованию компетентных органов власти.

    Реорганизация юридического лица в  форме преобразования считается  завершенной с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное юридическое  лицо - прекратившим существование).

    Недостатком реорганизации в форме  преобразования является отсутствие указаний закона относительно правоспособности юридического лица в период после  принятия решения о преобразовании и до государственной регистрации  нового хозяйственного общества.

    Преобразование — наиболее типичный вариант универсального транслятивного правопреемства, не вызывающего серьезных  практических вопросов. Несмотря на то, что в Кодексе не говорится  напрямую о переходе от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида всех прав и обязанностей, при реорганизации в форме преобразования, очевидно, преемство осуществляется именно во всех правах и обязанностях. Исключение могут составлять лишь те права и обязанности, которые объективно не могут переходить ко вновь создаваемому юридическому лицу в силу ст. 383 ГК РФ, а также в связи со сменой организационно-правовой формы с ранее существовавшей на новую. Преобразование, кроме того, — наиболее элементарная форма реорганизации, поскольку оно может выступать составной частью иных форм реорганизации. Вместе с тем преобразование ограничивается лишь сменой организационно-правовой формы одного юридического лица на другую, но проведение в рамках собственно преобразования иных реорганизационных процедур не допускается. Так, преобразование не может осуществляться одновременно в отношении нескольких юридических лиц: ни до начала реорганизации в форме преобразования, ни в результате ее проведения количество юридических лиц, участвующих в такой реорганизации, не может превышать одного.

    В реорганизации юридических лиц, совершаемой в форме преобразования, наиболее ярко проявляется значимость конкретной организационно-правовой формы. Преобразование связано не только со сменой фирменного наименования организации  и переименованием отдельных ее органов: при этой форме реорганизации происходит полная смена внутренней структуры юридического лица, а с ней — перерождение юридического лица, устранение одного участника гражданского оборота и появление нового.

    Информация о работе Реорганизация юридических лиц