Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- на основе анализа гражданского законодательства исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть формы реорганизации юридических лиц, их особенности и порядок проведения;
- выявить основания реорганизации юридического лица;
Введение 3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5
Глава 2. Реорганизация юридических лиц 11
2.1. Слияние и присоединение 11
2.2. Разделение и выделение 14
2.3. Преобразование 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Слияние следует отличать от так
называемого слияния с
При реорганизации в форме слияния
все права и обязанности
Документом, непосредственно определяющим условия и порядок слияния, выступает договор о слиянии, подписываемый представителями всех организаций, участвующих в слиянии.
Принимая во внимание, что при слиянии нет каких-либо серьезных препятствий для участия в такой форме реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, можно допустить создание в результате слияния юридического лица в иной, в том числе не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц, организационно-правовой форме.
Слияние в рамках одной процедуры реорганизации возможно лишь в одно юридическое лицо, которое создается либо в форме, идентичной организационно-правовой форме хотя бы одного юридического лица, участвующего в слиянии, либо в иной, не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц.
До вступления в силу Гражданского кодекса 1964 года реорганизация юридических лиц в форме присоединения не признавалась самостоятельной формой и рассматривалась как способ слияния. Практика показала, что реорганизация в форме присоединения имеет специфику в том, что касается правопреемства, порядка разделения имущества, прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками; защищенность интересов кредиторов; участников хозяйственного общества и работников реорганизованного юридического лица и т.д.7
Реорганизация в форме присоединения с экономической точки зрения представляет собой одну из форм концентрации капитала, именно поэтому при присоединении большое внимание уделяется требованиям антимонопольного законодательства. Правовая природа присоединения заключается в том, что при данной форме реорганизации происходит поглощение одного или нескольких юридических лиц другим юридическим лицом, при этом поглощенные юридические лица прекращают свое существование как самостоятельные субъекты права.
При реорганизации в форме
Договор о присоединении, а также договор о слиянии, как правило, относится к многосторонним. Такой договор, как и любой другой, требует для своего возникновения двух или более участников, а потому данный договор относится к двух- или многосторонним сделкам (ст. 154, 420 ГК РФ). Договор, заключенный тремя и более лицами, признается многосторонней сделкой. Подобные договоры порождают для каждой из сторон одинаковые юридические последствия, кроме того, между их сторонами нет такой противоположности, антагонизма интересов, как в двухсторонних договорах.8
Представляется, что в настоящее время не существует серьезных препятствий к присоединению юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. Допускается и одновременное присоединение нескольких лиц к другому юридическому лицу, в том числе различных организационно-правовых форм.
Вместе с тем присоединение возможно лишь к одному юридическому лицу, при этом в рамках присоединения не допускается смена организационно-правовой формы организации, к которой осуществляется присоединение, — это возможно лишь при слиянии.
При проведении процедуры реорганизации
хозяйственных обществ в форме
слияния или присоединения
Особое внимание в данном случае заслуживает правовая сущность и порядок составления передаточного акта. Некоторые авторы справедливо отмечают, что использование передаточного акта для определения состава имущества, которое должно быть передано в результате реорганизации, представляется неудобным, поэтому правопреемство должно осуществляться по состоянию на момент завершения реорганизации в соответствии с реорганизационным договором.10
Для отечественного законодательства, в отличие от многих развитых западных правопорядков, характерно деление реорганизационных процедур по расщеплению компаний на разделение и выделение.
В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает существование и на его месте возникают два (или более) юридических лица.
Разделение характеризуется
Выделение является антиподом присоединения:
из состава определенного
При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях ("пропорциях"), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.
В отличие от преобразования, наиболее
проработанной с точки зрения
существующего позитивного
При проведении реорганизации в форме выделения или разделения в качестве волевых актов для проведения реорганизации выступает решения общего собрания участников. Договор при этом не заключается. Отсюда следует, что само решение общего собрания и является волеизъявлением, имеющим целью реорганизацию общества.
По общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
Решением уполномоченного
Вместе с тем реорганизация
юридических лиц в форме
При выделении наиболее спорным является вопрос о характере и природе правопреемства, поскольку к создаваемому в результате выделения юридическому лицу переходит лишь часть прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Учитывая, что закон не устанавливает каких-либо непосредственных критериев, определяющих пропорциональность перехода активов и пассивов от реорганизуемого в форме выделения юридического лица к юридическим лицам, созданным в результате выделения, отдавая решение этого вопроса на произвол органа, принимающего решение о выделении, сложно говорить о наличии универсального правопреемства между реорганизованным юридическим лицом и юридическим лицом, образованным в результате выделения. Рассматриваемое правопреемство не может быть отнесено и к сингулярному преемству, как иногда ошибочно полагают.11
Правопреемство, происходящее при
реорганизации в форме
Большая часть федеральных
законов, посвященных
О возможности разделения, в результате
которого создаются юридические
лица в форме, отличной от организационно-правовой
формы реорганизованного
Наиболее проработанной, с точки зрения позитивного права, формой реорганизации коммерческих организаций является преобразование. Реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: "преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида" и "изменение организационно-правовой формы".13 Первое понятие шире и представляется более удачным. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.
Передаточный акт и
Весьма редко применяется в российской практике принудительная реорганизация, осуществляемая по требованию компетентных органов власти.
Реорганизация юридического лица в
форме преобразования считается
завершенной с момента
Недостатком реорганизации в форме преобразования является отсутствие указаний закона относительно правоспособности юридического лица в период после принятия решения о преобразовании и до государственной регистрации нового хозяйственного общества.
Преобразование — наиболее типичный вариант универсального транслятивного правопреемства, не вызывающего серьезных практических вопросов. Несмотря на то, что в Кодексе не говорится напрямую о переходе от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида всех прав и обязанностей, при реорганизации в форме преобразования, очевидно, преемство осуществляется именно во всех правах и обязанностях. Исключение могут составлять лишь те права и обязанности, которые объективно не могут переходить ко вновь создаваемому юридическому лицу в силу ст. 383 ГК РФ, а также в связи со сменой организационно-правовой формы с ранее существовавшей на новую. Преобразование, кроме того, — наиболее элементарная форма реорганизации, поскольку оно может выступать составной частью иных форм реорганизации. Вместе с тем преобразование ограничивается лишь сменой организационно-правовой формы одного юридического лица на другую, но проведение в рамках собственно преобразования иных реорганизационных процедур не допускается. Так, преобразование не может осуществляться одновременно в отношении нескольких юридических лиц: ни до начала реорганизации в форме преобразования, ни в результате ее проведения количество юридических лиц, участвующих в такой реорганизации, не может превышать одного.
В реорганизации юридических лиц,
совершаемой в форме