Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа
Вопрос реорганизации юридического лица является актуальным в последнее время. Процедура реорганизации, на мой взгляд, сама по себе интересна.
В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.
2. Введение. 3
3. Основные понятия. 4
3.1. Акционерное общество. 5
3.2. Виды акционерных обществ. 7
3.3. Понятие реорганизации, общая характеристика ее видов. 8
4. Слияние и присоединение. 12
4.1. Мотивы проведения реорганизации. 12
4.2. Виды слияний и присоединений, защита от недружественных слияний. 14
4.3. Принятие решения о реорганизации. 15
4.4. Договор о слиянии (присоединении). 16
4.5. Эти действия необходимо провести при реорганизации: 17
5. Контроль государства за реорганизацией. 21
5.1. Антимонопольное регулирование. 21
5.2. Государственная регистрация при реорганизации. 22
6. Заключение. 24
7. Список использованной литературы. 25
Существуют две позиции
в отношении судьбы первоначального
обязательства при
По первой позиции изменения, даже если они происходят на основании закона, должны быть совершены в той же форме, что и основная сделка, поскольку законом не предусмотрено иное; если же придерживаться второй позиции и исходить из того, что правопреемство подразумевает прекращение старого обязательства и возникновение нового, то данное новое обязательство должно быть совершено в требуемой законом форме.
Поскольку при реорганизации переходит целый комплекс прав и обязанностей, то в этом случае не должна применяться процедура передачи прав и обязанностей по отдельным договорам – реорганизация характеризуется именно универсальным правопреемством, т.к. не требуется переводить каждую конкретную статью актива и пассива.
Правопреемство происходит не только в случае появления нового субъекта права. При присоединении оно также происходит, когда осуществляется передача прав и обязанностей присоединяющихся обществ к присоединяющему.
Переход прав и обязанностей в рамках правопреемства при реорганизации может быть оформлен иным способом, нежели при общем порядке. Например, возможен уведомительный характер.
ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов или по решению суда (ч.3 ст. 57). В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).
В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческих организаций доминирующим положением или ограничения конкуренции антимонопольные органы осуществляют контроль, в том числе за слиянием и присоединением коммерческих организаций.
Этот контроль осуществляется в виде обязательного получении предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации либо в форме последующего уведомления о ее проведении.
Предварительно согласие требуется:
Уведомление требуется:
Уведомление должно быть направлено в 15-дневный срок со дня гос. регистрации вновь возникшего юридического лица (при слиянии) или со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении).
Уведомление, также как
и ходатайство, должно быть рассмотрено
в течение 30 дней со дня получения
антимонопольным органом
Отказать антимонопольный орган может лишь в двух случаях:
При реорганизации в форме слияния образуется новое юридическое лицо, поэтому оно должно быть зарегистрировано как вновь созданное юридическое лицо.
Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующими органами соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сейчас эту функцию осуществляет Федеральная служба по налогам и сборам РФ (ФНС России).
Документы, необходимые
при регистрации юридического лица,
образуемого путем
Обращая особое внимание на пункт «5»! При слиянии и присоединении разделительный баланс не представляется, а представляется передаточный акт. Он должен представляться для регистрации вместе с остальными документами. Однако за непредставление передаточного акта при присоединении, отсутствуют какие-либо санкции, в отличие от слияния. Для регистрации нового юридического лица путем слияния такое непредставление является основанием для отказа в регистрации.
Хочу также отметить, что реорганизация коммерческих организаций в форме слияния или присоединения в нарушение установленного порядка, приводящая возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
На современном этапе развития экономики реорганизация путем слияния и присоединения становится все актуальнее. Такие способы реорганизации позволяют не только укрупнить бизнес, но и укрепить свои позиции на российском рынке.
В связи с тем, что компании тратят меньшие денежные средства на осуществление реорганизации, чем на создание новых организаций, у них появляются больше возможностей для использования этих средств в инвестирование. Но…
Возможна и другая ситуация – привлечение инвестиций. Ведь крупная стабильная компания притягивает инвесторов, и не только российских.
Я считаю, что тема контроля государства за слиянием и присоединением очень важна. Для развития рыночных отношений большое значение имеет свободная конкуренция. Именно сейчас, когда Россию признали государством с рыночной экономикой, когда становление российского бизнеса начинает набирать обороты и привлекать инвесторов, государственный контроль особенно важен.
Кроме того, мне кажется, что обязательный контроль Федеральной антимонопольной службы, установленный законодательством, позволяет проследить процессы реорганизации, в т.ч. слияние и присоединение, и при необходимости повлиять на деятельность недобросовестных компаний. А также, на мой взгляд, очень важен еще один момент: государственная регистрация юридических лиц, возникших в ходе реорганизации, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия ФАС России.
Законы и подзаконные акты РФ:
Учебная литература и иные вспомогательные материалы: