Реорганизация юридического лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Вопрос реорганизации юридического лица является актуальным в последнее время. Процедура реорганизации, на мой взгляд, сама по себе интересна.
В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.

Содержание работы

2. Введение. 3
3. Основные понятия. 4
3.1. Акционерное общество. 5
3.2. Виды акционерных обществ. 7
3.3. Понятие реорганизации, общая характеристика ее видов. 8
4. Слияние и присоединение. 12
4.1. Мотивы проведения реорганизации. 12
4.2. Виды слияний и присоединений, защита от недружественных слияний. 14
4.3. Принятие решения о реорганизации. 15
4.4. Договор о слиянии (присоединении). 16
4.5. Эти действия необходимо провести при реорганизации: 17
5. Контроль государства за реорганизацией. 21
5.1. Антимонопольное регулирование. 21
5.2. Государственная регистрация при реорганизации. 22
6. Заключение. 24
7. Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая5.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Существуют две позиции  в отношении судьбы первоначального  обязательства при правопреемстве, они сводятся к следующему:

  • обязательство сохраняется в неизменном виде;
  • обязательство прекращается, а вместо него возникает новое.

По первой позиции  изменения, даже если они происходят на основании закона, должны быть совершены  в той же форме, что и основная сделка, поскольку законом не предусмотрено иное; если же придерживаться второй позиции и исходить из того, что правопреемство подразумевает прекращение старого обязательства и возникновение нового, то данное новое обязательство должно быть совершено в требуемой законом форме.

Поскольку при реорганизации  переходит целый комплекс прав и  обязанностей, то в этом случае не должна применяться процедура передачи прав и обязанностей по отдельным договорам – реорганизация характеризуется именно универсальным правопреемством, т.к. не требуется переводить каждую конкретную статью актива и пассива.

Правопреемство происходит не только в случае появления нового субъекта права. При присоединении оно также происходит, когда осуществляется передача прав и обязанностей присоединяющихся обществ к присоединяющему.

Переход прав и обязанностей в рамках правопреемства при реорганизации может быть оформлен иным способом, нежели при общем порядке. Например, возможен уведомительный характер.

 

5. Контроль государства за реорганизацией

5.1. Антимонопольное регулирование

 

ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов или по решению суда (ч.3 ст. 57). В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).

В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческих организаций доминирующим положением или ограничения конкуренции  антимонопольные органы осуществляют контроль, в том числе за слиянием и присоединением коммерческих организаций.

Этот контроль осуществляется в виде обязательного получении предварительного согласия  антимонопольного органа на проведение реорганизации либо в форме последующего уведомления о ее проведении.

Предварительно согласие требуется:

  • при слиянии и присоединении коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на товарных рынках, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 3 млн. МРОТ;
  • при слиянии и присоединении коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на финансовых рынках, если размер ее уставного капитала равен: 1 млн. 600 тыс. МРОТ – для кредитных организаций; 150 тыс. МРОТ – для страховых; 70 тыс. МРОТ – для профессиональных участников.

Уведомление требуется:

    • при слиянии и присоедини, если сумма активов коммерческих организаций превышает 2 млн. МРОТ.

Уведомление должно быть направлено в 15-дневный срок со дня  гос. регистрации вновь возникшего юридического лица (при слиянии) или со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении).

Уведомление, также как  и ходатайство, должно быть рассмотрено  в течение 30 дней со дня получения  антимонопольным органом документов.

Отказать антимонопольный  орган может лишь в двух случаях:

  1. в случае ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг и на товарных рынках;
  2. в случае неправильно поданных документов.

5.2. Государственная регистрация при реорганизации

 

При реорганизации в  форме слияния образуется новое  юридическое лицо, поэтому оно  должно быть зарегистрировано как вновь созданное юридическое лицо.

Моментом государственной  регистрации является внесение регистрирующими  органами соответствующей записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРЮЛ). Сейчас эту функцию осуществляет Федеральная служба по налогам и сборам РФ (ФНС России).

Документы, необходимые  при регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации:

  1. заявление о регистрации;
  2. учредительные документы вновь возникшего юридического лица;
  3. решение о реорганизации;
  4. договор о слиянии или присоединении;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Обращая особое внимание на пункт «5»! При слиянии и  присоединении разделительный баланс не представляется, а представляется передаточный акт. Он должен представляться для регистрации вместе с остальными документами. Однако за непредставление передаточного акта при присоединении, отсутствуют какие-либо санкции, в отличие от слияния. Для регистрации нового юридического лица путем слияния такое непредставление является основанием для отказа в регистрации.

Хочу также отметить, что реорганизация коммерческих организаций в форме слияния или присоединения в нарушение установленного порядка, приводящая возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

 

6. Заключение

 

На современном этапе  развития экономики реорганизация  путем слияния и присоединения  становится все актуальнее. Такие способы реорганизации позволяют не только укрупнить бизнес, но и укрепить свои позиции на российском рынке.

В связи с тем, что  компании тратят меньшие денежные средства на осуществление реорганизации, чем  на создание новых организаций, у них появляются больше возможностей для использования этих средств в инвестирование. Но…

Возможна и другая ситуация – привлечение инвестиций. Ведь крупная стабильная компания притягивает  инвесторов, и не только российских.

Я считаю, что тема контроля государства за слиянием и присоединением очень важна. Для развития рыночных отношений большое значение имеет свободная конкуренция. Именно сейчас, когда Россию признали государством с рыночной экономикой, когда становление российского бизнеса начинает набирать обороты и привлекать инвесторов, государственный контроль особенно важен.

Кроме того, мне кажется, что обязательный контроль Федеральной  антимонопольной службы, установленный  законодательством, позволяет проследить процессы реорганизации, в т.ч. слияние и присоединение, и при необходимости повлиять на деятельность недобросовестных компаний. А также, на мой взгляд, очень важен еще один момент: государственная регистрация юридических лиц, возникших в ходе реорганизации, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия ФАС России.

 

7. Список использованной литературы

Законы и подзаконные  акты РФ:

    1. Гражданский кодекс РФ;
    2. Налоговый кодекс РФ;
    3. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 в ред. от 02.11.2004;

Учебная литература и иные вспомогательные материалы:

    1. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Коровина А.Г. «Реорганизация юридических лиц», Гросс-Медиа, 2005г.
    2. Жданов Д.В. «Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации», Лекс-Книга, 2010г.
    3. Курбангалеева О.А. «Как реорганизовать предприятие?», Вершина, 2011г.



Информация о работе Реорганизация юридического лиц