Риски в Гражданском праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Переход к либеральному обществу резко повышает внимание к категории риска как в политической сфере, так и в области предпринимательства, как в обществе вообще, так и в юриспруденции в частности. Либеральное общество, основным условием существования которого является рыночное хозяйство, характеризуется закреплением и защитой права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, где и находит место нестандартное развитие событий. Таким образом, категория риска, являющаяся ядром свободного экономического развития, активно проникает в право, и ее познавание приобретает актуальное значение.

Содержание работы

Вступление стр. 3
Основная часть
Исследование термина «риск» стр. 5
Классификация рисков в ГК РФ стр. 9
Риск в страховании стр. 14
Международный опыт (Incoterms) стр. 19
3. Заключение стр. 27
4. Библиография стр. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Incoterms ("international commercial terms") международные правила по толкованию торговых терминов, изданные международной торговой палатой на основании обобщения мировой коммерческой практики.

В «Инкотермс» 2000 все  условия  поставки  разделены  на 4 группы: 1. "Е": содержит одно условие - Ex works, по которому единственная обязанность продавца - обеспечить товар на  месте его изготовления или складирования ( франко-завод) 2. "F" (FCA, FAS, FOB) - продавец обеспечивает поставку товара  вплоть до транспортного средства, назначаемого покупателем (франко-перевозчик, ФАС, ФОБ); 3. "С" (CFR,  CIF, CPT, CIP) – продавец оплачивает  транспортировку (со страховкой или без нее); 4. "D" (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) - продавец несет все расходы, берет на себя все риски вплоть до поставки товаров до места назначения.

О переходе на товар соответствующих рисков прямо говорится в п.21 – «Переход на товар соответствующих рисков и расходов». Там установлены основы перехода:

«21. Риск гибели или повреждения  товаров, так же как и обязанности  по оплате соответствующих расходов переходят с продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара. Хотя продавцу не предоставлено право допускать просрочку в переходе риска и оплате соответствующих расходов, все термины допускают переход риска и соответствующих расходов до осуществления поставки, если покупатель не принимает согласованной поставки или не представляет инструкции (в отношении срока поставки и/или места поставки), которые продавец может потребовать для выполнения своей обязанности по поставке товара. Для перехода риска и распределения расходов в первую очередь необходимо, чтобы товар был индивидуализирован и предназначен для данного покупателя, или, как указано в терминах, был отложен для него (предназначение). Это наиболее важно при поставке товара на условиях EXW, поскольку при поставке товара на всех иных условиях он обычно индивидуализируется и предназначается конкретному покупателю при подготовке его к погрузке (термины группы "F" и "C") или при поставке его в место назначения (термины группы  "D"). В исключительных случаях, когда товар отгружается продавцом навалом без выделения для каждого покупателя соответствующих количеств, переход риска и соответствующих расходов осуществляется только после надлежащего выделения товара»27.

Рассматривая данную проблему, необходимо затронуть и другие международные акты. Например, Конвенцию ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи». В главе 5, посвященной переходу риска определяются лишь общие черты этого правого института. Так, риск переходит на покупателя, когда товар сдан первому перевозчику для передачи покупателю в соответствии с договором купли-продажи (если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара и продавец не обязан передать его в каком-либо определенном месте)28; в отношении товара, проданного во время его нахождения в пути, с момента сдачи товара перевозчику, который выдал документы, подтверждающие договор перевозки29; когда товар принимается им, или, если он не делает этого в положенный срок, с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение и он допускает нарушение договора, не принимая поставки30. Риск остается на продавце, если он обязан сдать товар перевозчику в каком-либо определенном месте, пока товар не сдан перевозчику в этом месте или товар четко не идентифицирован для целей данного договора путем маркировки, посредством отгрузочных документов, направленным покупателю извещением или иным образом31; если в момент заключения договора купли-продажи продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и он не сообщил об этом покупателю32, а также, если товар не идентифицирован, то считается, что товар не предоставлен в распоряжение покупателя, пока он четко не идентифицирован для целей данного договора33.

 

С ЗАВОДА (С УКАЗАНИЕМ  ПУНКТА) EX WORKS - EXW.

Термин "С завода" означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т. п.). В частности, он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности.

 

ФРАНКО ПЕРЕВОЗЧИК (С  УКАЗАНИЕМ ПУНКТА) FREE CARRIER - FCA

Термин "Франко перевозчик" означает, что продавец считается  выполнившим свое обязательство  по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента  передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.

Данный термин может  быть использован при осуществлении  перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например продавец считается выполнившим  свою обязанность по поставке товара с момента передачи его на хранение данному лицу.

 

СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА  СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) - FREE ALONGSIDE SHIP FAS

"Свободно вдоль  борта судна" означает, что  продавец считается выполнившим  свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль  борта судна на причале в согласованном пункте отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям ФАС (FAS) на покупателя возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для его вывоза.

 

СВОБОДНО НА БОРТУ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) FREE ON BOARD (NAMED PORT OF SHIPMENT) - FOB

"Свободно на борту"  означает, что продавец считается  выполнившим свое обязательство  по поставке с момента перехода  товара через поручни судна  в порту отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

 

СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) COST AND FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) - CFR

"Стоимость и фрахт"  означает, что продавец обязан  оплатить расходы и фрахт, необходимые  для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

 

СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ  И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) COST, INSURANCE, FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) - CIF

"Стоимость, страхование,  фрахт" означает, что продавец  несет те же обязанности, что  по условиям CFR, однако он должен  обеспечить морское страхование  от риска гибели или повреждения  товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям CIF от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

 

ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CARRIAGE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) - CPT

"Перевозка оплачена  до ..." означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика. "Перевозчик" означает любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить перевозку или организовать перевозку морским или воздушным путем, железнодорожным или автомобильным транспортом, по внутренним водным линиям или путем смешанной перевозки. При осуществлении перевозки несколькими перевозчиками в согласованном направлении, риск гибели или повреждения переходит, когда товар передан в распоряжение первого перевозчика. Согласно термину СРТ, в обязанности продавца входит осуществление необходимой для вывоза таможенной очистки товара. Данный термин может применяться для всех видов перевозки, включая смешанные перевозки.

 

ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И  СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) - CIP

"Провозная плата  и страхование оплачены до" означает, что продавец несет  те же обязанности, что и  согласно термину СРТ, но с  тем дополнением, что продавец  должен обеспечить транспортное  страхование от рисков гибели  или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Согласно термину CIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях. Согласно данным условиям, продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин может использоваться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

 

ПОСТАВКА ДО ГРАНИЦЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА ПОСТАВКИ НА ГРАНИЦЕ) DELIVERED AT FRONTIER (NAMED PLACE) - DAF

"Поставка до границы" означает, что обязанности продавца по поставке товара считаются выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, прибывает в указанный пункт или место на границе, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому в данном условии весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место. Данный термин предназначен для применения главным образом при перевозке товара по железной дороге или автомобильным транспортом, но он может быть применен и при любом другом способе перевозки товара.

 

ПОСТАВКА С СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) DELIVERED EX SHIP (NAMED PORT OF DESTINATION) - DES

"Поставка с судна" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления неочищенного от таможенных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначения несет продавец. Данный термин может использоваться только при перевозках товара морским транспортом или внутренним водным транспортом.

 

ПОСТАВКА С ПРИСТАНИ (С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ) (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) DELIVERED EX QUAY (DUTY PAID) (NAMED OF DESTINATION) - DEQ

"Поставка с пристани (с оплатой пошлины)" означает, что продавец считается выполнившим  свои обязанности по поставке  товара с момента предоставления  очищенного от таможенных пошлин  при ввозе товара в распоряжение покупателя на пристани (причале) в согласованном порту назначения. Все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, по доставке товара в согласованное место несет продавец. Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не в состоянии получить импортную лицензию. Данный термин может быть использован при перевозках товара морским путем или внутренним водным транспортом.

 

ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) DELIVERED DUTY UNPAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) - DDU

"Поставка без оплаты  пошлины (наименование пункта  назначения)" означает, что продавец  считается выполнившим свои обязанности  с момента доставки товара  в согласованный пункт в стране  ввоза. Продавец должен нести  расходы по оплате всех связанных с этим расходов и нести все риски, падающие на товар (исключая уплату налогов, пошлин и иных официальных сборов, взимаемых при ввозе товара), а также все расходы и риски, в связи с выполнением таможенных формальностей. При невыполнении покупателем таможенной обязанности по очистке товара при ввозе на него возлагаются все дополнительные расходы и он несет все дополнительные риски.

 

ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ  ПОШЛИНЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) DELIVERY DUTY PAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) - DDP

"Поставка с оплатой пошлины" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в согласованном пункте в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. В то время как термин "С завода" возлагает на продавца минимальные обязанности, термин "поставка с оплатой пошлины" предполагает максимальные обязанности продавца. Данный термин не может использоваться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

 

Таким образом, риск потери или повреждения  товара, а также обязательство  нести расходы, связанные с товаром, переходит от продавца к покупателю, когда продавец выполнил свои обязательства поставки товара. Так как покупатель не вправе откладывать переход рисков и затрат, все условия предусматривают, что переход рисков и затрат может иметь место даже до поставки, если покупатель не принимает доставку в соответствии с договоренностью или не дает таких инструкций (в отношении времени отгрузки и/или места поставки), которые могут потребоваться продавцу для выполнения своих обязательств по поставке товара. Необходимым условием для опережающего перехода рисков и затрат является определение товара как идентифицированного для покупателя или, как предусмотрено в условиях, определенно обособленного для него (соответствие договору).

 

В заключение следует  отметить отчетливо видную тенденцию. Объем обязанностей продавца увеличивается, а покупателя уменьшается. Риск случайной гибели или повреждения товара постепенно перекладывается с покупателя на продавца: в договоре типа E именно покупатель несет все риски, связанные с перевозкой товара; типа F риски переходят на покупателя в момент передачи товара перевозчику (т.е. товар размещен вдоль борта судна, перехода через поручни); типа C – риски переходят от продавца после перехода через поручни судна, но в порту отгрузки; типа D продавец несет все риски вплоть до определенного географического объекта, заранее оговоренного. Как видно, даже внутри самих типов договоров возрастают обязанности продавца. Грубо говоря, продавец везет все дальше, расходуя все больше.

 

Риск - явление неоднозначное, многоплановое. Во многом это определяется тем, что  он связан и с фактором случайности, и с фактором вероятности. То есть, он случается не по воле людей (чаще всего, но тесно связан с их деятельностью), но вполне предсказуем.

Сущность риска может быть рассмотрена  в различных аспектах. В экономическом  аспекте риск - это гипотетическая возможность наступления ущерба. Риск является объективным явлением в любой сфере человеческой деятельности и проявляется как множество отдельных обособленных рисков

Информация о работе Риски в Гражданском праве РФ