Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:45, реферат
Таким образом, целью работы является рассмотрение основные положений Конституции РФ, регламентирующих понятие «гражданство» в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
уяснить смысл понятия «гражданство» так как его принято рассматривать в Конституции РФ;
рассмотреть основные признаки и сущность гражданства;
определить для себя понятие приобретения и утраты гражданства;
Объектом курсовой работы будут правоотношения между государством и гражданином.
Введение……………..……………..……………..……………..………….……..3
1. Понятие, признаки и сущность гражданства……………..…………………..5
2. Приобретение и утрата гражданства Российской Федерации……………..13
Заключение……………..……………..……………..…………..……………….24
Список использованной литературы……………..……………..……………...26
Процедура прекращения гражданства в разных случаях различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.
Акт выхода из гражданства может осуществляться на основании добровольного волеизъявления лица с определенного возраста. Гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста и проживающий на территории России, имеет право подать лично письменное заявление на имя Президента Российской Федерации через органы МВД. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется в общем порядке.
Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.
Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей. Если один из родителей ребенка или его единственный родитель является иностранным гражданином, то выход ребенка из гражданства РФ осуществляется в упрощенном порядке.
Отказ от гражданства РФ моет так же, как мы уже знаем происходить и в результате оптации. Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации также ведет к прекращению гражданства РФ. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.
Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.
Следует сказать также и о том, каким образом происходит процедура приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации и какие государственные органы занимаются этими вопросами.
В соответствии с этим Положением заявления на приобретение или прекращение гражданства подаются лично и в письменной форме по месту жительства заявителя. Лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает свое заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Лицо, проживающее за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Также заявитель обязан предъявить должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации:
документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства;
документы, подтверждающие место жительства заявителя;
документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации;
три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 х 4 сантиметра);
квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора (при подаче заявления о приобретении или прекращении гражданства в России взимается государственная пошлина, за границей - консульский сбор).
Подпись лица в заявлении должна быть заверена представителем органа, который ведает делами о гражданстве и принимает заявление11. Заявления должны быть заверены нотариально в том случае, когда лицо, подающее заявление является неграмотным, имеет физические недостатки или передает заявление через другое лицо. Заявления от имени ребенка или недееспособного лица подаются их родителями или законными представителями. При изменении гражданства ребенка требуется согласие обоих родителей, которое излагается письменно и заверяется нотариально.
Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.
Закон о гражданстве 2002 г. к числу полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, относятся:
в первую очередь Президента РФ (ст. 28).
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы,
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства прописаны в ст. 29 Закона о гражданстве. К таким полномочиям Президента относятся следующие вопросы:
прием, выход и восстановление в гражданство в общем порядке;
отмена решений по вопросам гражданства;
утверждение положений о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;
издание указов по вопросам гражданства;
разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
предоставления почетного гражданства Российской Федерации;
прием в гражданство Российской Федерации без соблюдения установленных Законом условий лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции на территории РФ - ФМС России, подведомственной МВД России (по ст. 30):
определяют наличие российского гражданства у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, рассматривают их и принимают решение по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке;
проверяют факты и представляемые для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы;
запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
в порядке, установленном законом, осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания.
Изучив такие документы, как Конституция Российской Федерации, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, научные работы юристов Авакьяна С.А., Баглая М.В., Кутафина О.Е., Головастиковой А.Н., в которых они рассматривали вопросы гражданства Российской Федерации, мы можем сделать следующие выводы.
Вопрос гражданства в нашей стране стоит наиболее остро. Это связано с перестройкой государства и последствиями этой перестройки. Борьба за суверенитет отдельных народов иногда приводит к тому, что ущемляются права именно народа. В связи с переделом бывшего СССР вопрос определения и признания гражданства для некоторых граждан бывшего Союза стал наиболее актуальным и непростым. Поэтому возникла необходимость пересмотра принадлежности лиц к какому-либо государству, ранее бывшему в составе Союза, пересмотра порядка и процедуры признания гражданства РФ, формирование самого понятия «гражданство РФ», которого ранее как бы, не существовало.
Действующая Конституция РФ и Закон «О гражданстве РФ» являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие правовую связь человека с государством, основанную на взаимных правах и обязанностях, ответственности и уважении интересов и свобод человека.
Во всех документах гражданство определяется как устойчивая связь человека и государства, основанная на взаимных правах и обязанностях.
Гражданство определяется как связь человека с государством, но в то же время оно характеризует собой состояние общества. Поэтому гражданство - это не только государственно-правовой институт, но также и социально-культурный, нравственный. Поэтому содержание понятия «гражданство» как нельзя более хорошо характеризует само государство, его отношение к своим гражданам, его демократичность.
Гражданство Российской Федерации основано на принципах единства, равенства, свободы, неотъемлемости, экстерриториальности. Гражданство приобретается или прекращается на основе волеизъявления человека. Государство, признавшее лицо своим гражданином, обязано защищать его права и интересы, оказывать ему покровительство, если гражданин находится за пределами государства.
Вопросы гражданства регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве РФ». Порядок рассмотрения вопросов гражданства РФ оговорен в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации за № 1325 от 14 ноября 2002 года.
В Российской Федерации существует целый ряд государственных органов, которые занимаются вопросами гражданства РФ. Среди них федеральная миграционная служба РФ, занимающаяся вопросами гражданства граждан, проживающих на территории РФ. К ним относится Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Именно они занимаются вопросами гражданства лиц, проживающих за пределами Российской Федерации. Наконец, сам Президент Российской Федерации также занимается вопросами гражданства.
Хотя институт гражданства в России возник не так давно по сравнению с другими государствами, хотя и в настоящее время в области понимания гражданства остается еще много вопросов, требующих разрешения и рассмотрения, но тем не менее, наше государство движется по пути демократии, стараясь придерживаться международных взглядов на вопросы гражданства, и в то же время учитывать при решении этих вопросов свои особенности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). [Текст]. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г. № 301-ФЗ). [Текст]. // Российская газета. - 2002. - 05 июня. - № 100.
3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. [Текст].
4. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебник. В 2-х книгах В 2-х томах Том 1 (количество томов: 2). [Текст]. - М.: Юристъ, 2005. - с. 236
5. М.В. Баглай. «Конституционное право Российской Федерации». Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. И доп. [Текст]. - М.: Издательство НОРМА -ИНФРА.М, 2007. - с. 276
6. Головастикова А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г. № 301-ФЗ). [Текст]. - М.: ЭКСМО, 2005. - 320 с.
7. Корявцев В.В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное. Учебное пособие. [Текст]. - СПб.: Весь, 2005. - 128 с.
8. Кутафин О.Е. Российское гражданство. Учебник. [Текст]. - М.: Юрист, 2008. - 287 с.
9. Кутафин О.Е. Без гражданства нет и государства // Российская Федерация сегодня. 2005. - N 12.- с. 32-34.
10. Левченко И.П. Российское гражданство. Учебное пособие для вузов. [Текст]. - М.: Закон и право, 2008. - 350 с.
11. Кожанова М.А. Еще раз к вопросу о двойном гражданстве // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. [Текст]. М.: Норма, 2008. - 219 с.
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). [Текст]. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г. № 301-ФЗ) // Российская газета. - 2002. - 05 июня. - № 100
3 Там же… - ст. 4
4 М.А. Кожанова Еще раз к вопросу о двойном гражданстве // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. [Текст]. - М.: Норма, 2008, - с. 43
5 О. Кутафин Без гражданства нет и государства // Российская Федерация сегодня. 2002. N 12. стр. 88
6 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г. № 301-ФЗ). [Текст]. // Российская газета. - 2002. - 05 июня. - № 100. - ст. 11.
7 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации… - ст.12.
8 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации… - ст.13.
9 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации… - ст.14.
10 Авакьян С.А.Конституционное право России. В 2-х книгах В 2-х томах Том 1 (количество томов: 2). [Текст]. - М.: Юристъ, 2005. - с. 137.
11 Чиркин В. Е. «Конституционное право России». Учебник. [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2006. - с. 126.