Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:40, контрольная работа
Актуальность исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Общая характеристика Стоглава 1551 года……………………………………..4
2. Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года………………………………...6
Заключение………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………………...13
План:
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика Стоглава 1551 года……………………………………..4
2. Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года………………………………...6
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Семья на протяжении тысячелетий являлась многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни. История семейного права позволяет проследить не только изменения системы семейного права, но и самой семьи, ее структуры, связей с другими социальными общностями, правового статуса членов семьи, ее места в обществе и значения для государства. Исторически первые формы правового регулирования семейных отношений решали задачу воспроизводства государства как способа организации социальной жизни, поэтому история становления семейного права тесно связана с историей становления Российского государства.
Актуальность исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.
1. Общая характеристика Стоглава 1551 года
В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый Собор, который имел большое значение как для русской церкви, так и для государственных дел.
Собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить ее светской власти. Он заседал в январе — мае 1551 г. и принял пакет решений, состоящий из 100 глав; отсюда и название сборника — Стоглав, а церковного собора, их принявшего, — Стоглавый собор.
Решениями Собора были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории Русского государства, регламентированы нормы внутри церковной жизни с целью повысить образовательный и моральный уровень духовенства для правильного исполнения ими своих обязанностей. На протяжении 2-й половины XVI — XVII вв. Стоглав, наряду с Кормчими книгами, являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.
Справедливо отметить, что личность и деятельность Ивана Грозного (1533 – 1584) были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. «Глубоко верующий от лукавого» властный и самолюбивый самодержец, он за полвека своего правления почти двое увеличил территорию государства, втрое сократив ее население; разгромил реформационное движение феодальных землевладельцев, узаконив опричнину с ее бесчинствами, оставил после себя разграбленные земли, подорванную экономику, крепостническое законодательство и военную диктатуру.
Источники «Стоглава»:
1) Библия;
2) Церковный устав;
3) Другие богослужебные книги;
4) Различные канонические сборники;
5) Исторические и
Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:
1) посвященную регулированию церковных дел;
2) посвященную семейному праву.
В Стоглаве в отношении церкви и ее имущества закреплялись:
1) неприкосновенность церковного имущества;
2) исключительная подсудность духовных лиц церковному суду;
3) унификацировались церковные обряды и пошлины;
4) нормы внутрицерковной жизни.
Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г ., послания митрополитов.
Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.
Вопреки постановлению Собора 1503 г. «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для них твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.
2. Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.
Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака.
Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга — сборник греко-римских законов, постановлений вселенских и поместных соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения». Следовательно, брак представлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов. Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были созданы византийским законодательством и применялись в России.
Брачно-семейные отношения в Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По "Стоглаву" (1551г.) жениться разрешалось с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. (В византийских источниках права брачный возраст определялся соответственно 15 и 13 лет). Помолвка (обручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родителей и составление рядной записи). Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев.
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…».
Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки (заряда) или через суд, но по серьезным причинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и вступали в брак в более позднем возрасте.
По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, второй и третий — благословлением, а четвертый брак церковное право не признавало.
В соответствии с Уложением 1649 года четвертый брак не порождал юридических последствий.
Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. Хотя в XVII веке начинается процесс смягчения прав мужа в отношении жены и отца в отношении детей, до конца XVII века не было отменено поступление в кабалу вообще. Муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. (Отец имел аналогичное право в отношении детей).
Внутрисемейные отношения регулировались так называемым "Домостроем", составленным в XVI веке. «Домострой» и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданным жены без её согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам.
Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог – «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.
Как известно, брак не являлся равноправным, жена была подчинена мужу, который имел право наказывать ее. Положение жены определялось положением мужа. В области гражданских правоотношений жена пользовалась правоспособностью и дееспособностью. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа.
После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к её родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойной супруге.
В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов, пока они состояли в браке. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.
В соответствии с «Домостроем» муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу. "Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благоразумным наказанием", — предписывает "Домострой". Родителям разрешалось наказывать детей за непослушание и не давать им воли в юности. "Домострой" устанавливал телесные наказания, рекомендует применять их разумно: кто "не слушает и не внимает и не боится и не творит того, как муж или отец или мати учит, ино плетью постегать, по вине смотря; а побить не перед людьми, наедине. А про всяку вину по уху ни по ведению не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не пороть, ни каким железным или деревянным не бить; хто с сердца или с кручины бьет, — много причины от того бывает, слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и нерст: и главоболие и зубная боль...А плетью с наказанием бережно бити: и разумно, и больно, и страшно, и здорово." В случае, если же родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложением назначалось наказание лишь в один год тюрьмы и церковное покаяние. В случае если дети убивали родителей, то карались за содеянное смертной казнью.
Церковь сумела добиться признания обязательного церковного брака через венчание. Число поводов для развода резко сократилось.
Позже, начиная с XVII века, намечается процесс разделения имущества супругов, детей и родителей. Это можно объяснить стремлением законодателя закрепить имущество за определенным лицом, в т.ч. и приданого. Мужу не разрешалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. С XVII в. отменяется право отдавать должника "кредитору с годовой до выкупа" вместе с его женой. Позже отменяется установленная Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей.
Ст. 4 Устава князя Ярослава вводит запрет мужу разводиться с женой без вины с ее стороны. Вина женщины имела строго определенный перечень действий с ее стороны, которые служили поводами к расторжению брака, признаваемых церковью. В Византии, согласно Эклоге, такими причинами являлись: прелюбодеяния жены, злоумышление против мужа или непредупреждение его о злоумышлении против него других, а также заболевание проказной.
По Стоглаву прекращение брака возможно в случаях:
1) физической смерти;
2) прелюбодеяния – главного повода для развода, он мог быть применен только мужем по отношению к жене;
3) длительного отсутствия одного из супругов;
4) неспособность мужа
к супружеской жизни или
5) длительной и тяжелой болезни супруга;
6) пострижения одного из супругов в монахи.
Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно с мужем.
Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.
Жена всегда следовала судьбе мужа: муж был вправе «закладывать» ее и отдавать по служилой кабале в «работу на прокорм». Муж имел право наказывать жену, если эти наказания не превращались в членовредительство.
Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в монахи, передаче в холопство.
Особенности имела опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.
Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.
Заключение
Особенностью становления брачно-семейного законодательства в России являлось правовое обеспечение брака как общественного и гражданского института не столько для продолжения рода, сколько для воспроизводства возможности рода продолжаться. Законодатель определил условия брачного союза таким образом, чтобы «естественные, природные, биологические» отношения мужчины и женщины могли быть управляемы, т.е. могли искусственно воспроизводиться. Очевидно, что эффективность правового регулирования брачно-семейных отношений существенно зависит от того, как оно учитывает «естественные» условия продления рода, а именно: объективные, социальные и духовные. Первые – учитывают объективную возможность рождения здорового потомства (физическую и физиологическую зрелость мужчины и женщины); вторые – устанавливают тождество механизмов регуляции отношений в брачном союзе механизмам регуляции всех иных социальных союзов, социальных отношений; третьи (духовные) – исходят из единства духовной культуры лиц, вступающих в брак, что позволяло транслировать рождающимся в таком браке детям свое видение морали и норм обычного права.
Информация о работе Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года