Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

ГП.docx

— 289.95 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган. Перечень документов, необходимых для  предоставления, четко определен  в законе. Там же указано, в каких  случаях необходимо нотариальное удостоверение  предоставляемых документов.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный  реестр. Именно с этого момента  юридическое лицо становится правоспособным, то есть может самостоятельно приобретать  и осуществлять гражданские права  и обязанности. Регистрирующий орган  не позднее одного рабочего дня с  момента государственной регистрации  выдает или направляет заявителю  документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Отказ в государственной  регистрации допускается в случае:

непредставления определенных законом необходимых для государственной  регистрации документов;

представления документов в  ненадлежащий регистрирующий орган;

если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается  государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы  ликвидируемого юридического лица, а  также государственная регистрация  юридических лиц, учредителем которых  выступает указанное юридическое  лицо, или государственная регистрация  юридических лиц, которые возникают  в результате его реорганизации.

 

В силу ряда причин юридическое  лицо может быть поставлено перед  необходимостью создания обособленных подразделений, каковыми, в соответствие с Гражданским кодексом РФ, признаются филиалы и представительства. Перечень таких причин может быть весьма обширен: необходимость расширения сетей  сбыта, оптимизация производственного  процесса, учитывая разность экономической  ситуации в регионах и т.д.

Прежде чем углубиться в анализ правового положения  этих образований видится необходимым  привести их легальное определение. Итак, в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФпредставительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из приведенных  понятий, несложно заметить, что правовой статус филиала несколько шире статуса  представительства, деятельность которого ограничена представительскими функциями. Филиалы вправе осуществлять от имени  юридического лица предпринимательской  деятельностью и реализовывать  представительские задачи, в чем, в соответствии с законодательством, ограничены представительства. Представление  интересов юридического лица и их защита могут быть проявляться в  различных формах: рекламная деятельность и маркетинговый анализ, формирование клиентской базы и установление контактов  с потенциальными контрагентами, судебная и административная защита интересов  юридического лица.

Филиалы и представительства  не имеют статуса юридического лица. Их возникновение – это результат волеизъявления уполномоченных органов предприятия. В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ необходимо указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сведения об изменениях в уставе организации, связанных с созданием  обособленных подразделений, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с учреждением филиалов и (или) представительств, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Это является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего, для тех в чьи полномочия входит совершение такого уведомления) в форме предупреждения или штрафа в размере до 50 МРОТ за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Деятельность указанных  обособленных подразделений осуществляется на основании следующих документов: учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), утверждаемого на уровне организации, а также доверенности, выдаваемой руководителю обособленного подразделения.

Имущество филиала (представительства) формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (касаемо филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с Положением, а также доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом.

Филиалы и представительства  осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению  головной организации. Поэтому ответственность  за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного  подразделения, предъявляется по месту  нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация  как юридическое лицо, равно как  и взыскание производится судом  с нее или в пользу нее.

Следует помнить, что имущество  представительств и филиалов может  стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц  независимо от того, связано это  с деятельностью данных подразделений  или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью  представительств и филиалов, юридическое  лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

 

25. Реорганизация юридического  лица: понятие, виды, возможное правопреемство 

Реорганизация юридического лица.

Реорганизация юридического лица может проводиться либо по решению  его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Реорганизация  юридических лиц может быть в  следующих формах:

Слияние – это форма, при которой два и более юридических лица объединяются в одно юридическое лицо.

Присоединение – это форма, при которой одно и более юридических лиц присоединяются к другому, уже существующему юридическому лицу.

Разделение – это форма, при которой одно юридическое лицо прекращает свое существование посредством разделения на два и более новых юридических лица.

Выделение – это форма, при которой из одного юридического лица выделяются одно и более юридических лиц.

Преобразование – это форма, при которой происходит превращение одной организационно-правовой формы юридического лица в другую.

По общему правилу, юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц, но при преобразовании – с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица. Следует отметить, что в установленных законом случаях реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения происходит по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (при невыполнении этого решения учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным органом данного лица в установленный срок суд по иску соответствующего государственного органа назначает внешнего управляющего этого юридического лица и поручает ему осуществление реорганизации лица. С момента такого назначения к нему переходят все полномочия по управлению юридическим лицом. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц в суд. Утверждение судом вышеназванных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц), в форме слияния, присоединения, преобразования – с согласия уполномоченных государственных органов.

При слиянии, присоединении  и преобразовании права и обязанности  одних юридических лиц к другим юридическим лицам переходят  в соответствии с передаточным актом, при разделении и выделении – по разделительному балансу. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в т.ч. по обязательствам, оспариваемым сторонами. Они утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или тем органом, который принял решение о реорганизации юридического лица, и представляют вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы соответствующих юридических лиц. Нарушение вышеназванных требований в отношении передаточного акта или разделительного баланса влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Субъекты, принявшие решение  о реорганизации юридических  лиц, должны письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемых юридических  лиц. При этом, кредитор реорганизованного юридического лица вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является данное юридическое лицо, а также возмещения убытков. При отсутствии возможности определить в разделительном балансе правопреемника реорганизованного юридического лица вновь созданные юридические лица отвечают солидарно по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

 

26. Ликвидация юридического  лица: понятие, виды, последствия,  сроки 

Ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности юридического лица без перехода его  прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. Юридическое  лицо может быть ликвидировано:

По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

а) истечением срока, на которое  создано данное юридическое лицо;

б) достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

По признанию судом  недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  закона и иных правовых актов, носящих  неустранимый характер.

По решению суда в следующих  случаях:

а) Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

б) Занятие деятельностью, запрещенной законом.

в) Систематическое осуществление  благотворительной или религиозной  организацией (объединением), благотворительным  и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

г) Иные неоднократные и  грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено  право государственному органу или  органу местного самоуправления выдвигать  требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению  ликвидации юридического лица суд своим  решением может возложить на его  учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами  данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением  казенного предприятия), а также  потребительские кооперативы, благотворительный  и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить  требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут  совместно с кредиторами признать решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную  регистрацию юридического лица, который  вносит в единый государственный  реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

В органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его  ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев  с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных  кредиторами требований и о результатах  их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"