Шпаргалка по "Семейное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:28, шпаргалка

Описание работы

семью м/о определить как обладающую историч опр организацией малую соц группу, члены которой связаны брачными или родственными отн-ями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и соц необх-ю, кот. обусловлена потребностью общества в физич и духовном воспроизводстве населения, 7я— это специф форма соц жизнед-ти людей, обусля экономич строем общества, основанн

Файлы: 1 файл

сем пр.doc

— 968.00 Кб (Скачать файл)

Семейным кодексом не предусмотрены спец. основания для принятия судом решения об освобождении родителей от уплаты алиментов на содержание несоверш-них детей, тогда как в прежнем З.одательстве такое основание было - нахождение детей на полном содержании государства (в детских домах, домах ребенка, школах-интернатах, военных, профессионально-технических училищах, а + в местах лишения свободы) или общественной организации. Представляется, что в настоящее время указанные обстоятельства + могут быть в той или иной мере приняты во внимание судом при рассмотрении требования родителя об освобождении его от уплаты алиментов на несоверш-го ребенка, но не являются единственно возможными или обязательными для него.

При изменении (увеличении или уменьшении) судом размера  алиментов на несоверш-них детей принимаются во внимание, как и при уплате алиментов на других членов семьи, изм-е материального и семейного положения сторон и иные заслуживающие внимания обстоятельства. При этом если алименты на детей были присуждены в долях к заработку и (или) иному доходу ответчика, то размер платежей при удовлетворении иска о снижении (увеличении) размера алиментов будет определен судом в долях, а не в твердой денежной сумме.

В случае удовлетворения судом требования заинтересованной стороны об изменении ранее установленного судом размера алиментов на детей и других членов семьи взыскание их во вновь установленном размере произ-ся со дня вступления в З.ную силу вынесенного об этом судебного решения. Суд, изменивший размер взыскиваемых алиментных платежей, высылает копию решения суду, первоначально разрешившему дело о взыскании алиментов.

На практике встречаются  случаи, когда при исполнении судебного  приказа или решения суда о  взыскании алиментов ребенок, на которого они были присуждены, перешел  на воспитание и содержание к родителю, выплачивающему на него алименты, но взыскатель не отказывается от их получения. В таких случаях освобождение от дальнейшей уплаты алиментов произ-ся путем предъявления этим родителем (т.е. плательщиком алиментов) соответствующего иска, а не в порядке исполнения решения, т.к. в силу З.а вопросы взыскания алиментов и освобождения от их уплаты при наличии спора решаются судом в порядке искового пр-ва. Если же взыскатель отказался от дальнейшего взыскания алиментов в указанной ситуации, то исполнительное пр-во подлежит прекращению.

Суд вправе отказать во взыскании  алиментов совершеннолетнему дееспособному  лицу, если будет установлено, что  оно совершило в отн. лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление, или в случае подтверждения факта недостойного поведения соверш-го дееспособного лица в семье (бывшей семье).

Под преступлением, совершение которого может явиться основанием к отказу в иске о взыскании  алиментов, следует понимать любое  умышленное преступление против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности, иных прав лица, обязанного уплачивать алименты, а + против его собственности, что должно быть подтверждено вступившим в З.ную силу приговором суда.

Как недостойное поведение, которое может служить основанием к отказу во взыскании алиментов, в частности, может рассматриваться злоупотребление истцом спиртными напитками или наркотическими средствами, его жестокое отн. к членам семьи, иное аморальное поведение в семье (бывшей семье). При рассмотрении дел данной категории суд учитывает, когда истцом было совершено умышленное преступление либо имели место факты его недостойного поведения в семье, характер, тяжесть и последствия их совершения, а + дальнейшее поведение истца.

Обстоятельства (совершение умышленного преступления против лица, обязанного уплачивать алименты, или недостойное поведение соверш-го дееспособного лица в семье) являются не т/о основанием для отказа судом в иске о взыскании алиментов на соверш-нее дееспособное лицо, но и могут + служить основанием для удовлетворения требования плательщика алиментов об освобождении его от дальнейшей уплаты алиментов, уже взысканных судом на соверш-нее дееспособное лицо.

 

 

 

42. Прекращение  алиментных обязательств.

Перечень обстоятельств, прекращающих алиментные обязательства, зависит от оснований возникновения алиментных обязательств. Так, если алиментные обязательства были установлены соглашением сторон об уплате алиментов, то они согласно п. 1 cm. 120 СК прекращаются:

§         смертью одной из сторон;

§         истечением срока действия соглашения;

§         по иным основаниям, непосредственно  предусмотренным соглашением об уплате алиментов (например, при восстановлении трудоспособности или прекращении  нуждаемости бывшего супруга, на содержание которого другим бывшим супругом выплачивались алименты).

Что же касается алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, то основания прекращения их выплаты  названы в п. 2 ст. 120 СК. Во-первых, выплата алиментов, взыскиваемых по решению суда, прекращается по достижении ребенком совершенноле­тия, т.к. согласно ст. 80 СК родители обязаны содержать своих несоверш-них детей. Прекращается выплата средств на содержание несоверш-них детей (по судебному приказу или решению суда) + в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК, ст. 27 ГК). Такое возм/о при вступлении несоверш-го в брак в установленном порядке (п. 2 ст. 21 ГК, п. 2 ст. 13 СК) или в случае эмансипации несоверш-го, достигшего шестнадцати лет, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК). Объявление несоверш-го полностью дееспособным (то есть эмансипация) произ-ся по решению органа опеки и попеч-ва, при согласии обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если же такое согласие отсутствует, то объявление несоверш-го полностью дееспособным возм/о т/о по решению суда.

Во-вторых, выплата алиментов  прекращается при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались в судебном порядке алименты. Это связано с тем, что усыновители по отн. к усыновленным детям приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, то есть к родителям, которые, в частности, обязаны содержать своих несоверш-них детей (ст. 80, 137 СК). Вопрос о прекращении уплаты алиментов на усыновленного ребенка решается судом по просьбе родителя, обязанного уплачивать алименты, по правилам ст. 366 ГПК, предусматривающей порядок прекращения исполнительного пр-ва, поскольку вступившее в З.ную силу решение суда об усыновлении является безусловным основанием к прекращению выплаты алиментов. Вместе с тем следует иметь в виду, что решение суда об усыновлении не освобождает родителя, с которого в судебном порядке взыскивались алименты, от дальнейшей их уплаты, если в соотв. с п. 3 ст. 137 СК при усыновлении ребенка за этим родителем были сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности (то есть за матерью, если усыновитель — мужчина, или за отцом, если усыновитель — женщина). В указанном случае все вопросы, связанные с изм-ем размера взыскиваемых алиментов, освобождением от их уплаты, должны рассматриваться судом в порядке искового пр-ва по заявлению заин­тересованных лиц.

В-третьих, выплата алиментов  прекращается при вступлении нуждающегося бывшего нетрудоспособного супруга (получателя алиментов) в новый брак, т.к. при этом обязанность по его материальной поддержке З.ам (п. 1 ст. 89 СК) будет возложена на супруга по новому браку.

В-четвертых, выплата  алиментов прекращается в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного к их уплате. Настоящее основание вытекает из требований гражданского (ст. 418 ГК) и гражданско-процессуального за­конодательства (п. 3 ст. 364 ГПК) и связано с тем, что требования об уплате алиментов или обязанность по их уплате носят строго личный характер, а значит, не могут перейти к правопреемнику умершего лица.

В-пятых, взыскание алиментов, выплачиваемых по решению суда, прекращается при признании судом факта  восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов, то есть при отпадении условий, необходимых по З.у для получения содержания (ст. 85, 87, 89-90, 93-97 СК). Восстановление трудоспособ­ности должно быть установлено по результатам переосвидетельствования инвалидов I, II и III группы учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности человека.

Вопрос о прекращении  нуждаемости получателя алиментов  решается судом в каждом конкретном случае с учетом его материального и семейного положения, а + других заслуживающих внимания обстоятельств. Например, о прекращении нуждаемости супруга, получающего алименты от другого супруга, м/о говорить при помещении его в дом инвалидов на государственное обеспечение либо передаче его на обеспечение (попечение) общественной или других организаций либо частных лиц (например, в случае заключения договора ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением). Это мо­жет явиться основанием для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы на супруга — особый уход, лечение, питание и т. п.

Для прекращения алиментного  обязательства по основаниям, предусмотренным в п. 2 ст. 120 СК, не требуется судебного разбирательства, за исключ.м случаев:

а) восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости  в помощи получателя алиментов (здесь  плательщик алиментов должен обратиться в суд с иском об освобождении его от дальнейшей уплаты алиментов);

б) при усыновлении (удочерении) ребенка (в ситуации сохранения за родителем  личных неимущественных и имущественных  прав и обязанностей в отн. ребенка).

При прекращении выплаты  алиментов, взыскиваемых в судебном порядке по другим основаниям, применяются правила прекращения исполнительного пр-ва (ст. 364, 366 ГПК). Судья того суда, при котором состоит судебный исполнитель, выносит определение о прекращении исполнительного пр-ва Исполнительный документ (судебный приказ) с соответствующей отметкой направляется в суд, вынесший решение о взыскании алиментов. Все принятые судебным исполнителем меры по исполнению отменяются. Прекращенное исполнительное пр-во не может быть начато вновь.

 

 

43. Выявление  и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Пвовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. СК, в ФЗ »0 государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в Правилах ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием1, а + в иных нормативных Пвовых актах. Основнымявляется. Легального определения этого понятия СКнедает.однакоиз. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения — ухода, охраны, воспитания, заботы. Зль лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских Пвах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и другкч аналогичны* учреждений.

Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается + при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок м/т остаться без родительского попечения, не является, да и не м/т быть закрытым. Это связано с тем, что содержание юридических обяз-тей родителей по отн. к детям чрезвычайно широко (ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение м/т привести к различным негативным результатам: заболевание ребенка, совершение ребенком Пвонарушения и пр. Ребенок-си рота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, — разные юридические понятия. В ст. I ФЗ «О доп. гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Факт отсутствия попечения родителей в соотв. с действующим Зльством не требует судебного установления2, хотя, например, наличие вступившего в З.ную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей. Действующим Зльством предусмотрена спец. административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в следующем порядке:

1.  Сведения о факте  отсутствия родительского попечения  в отн. ребенка поступают в орган опеки и попеч-ва.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам  органов опеки и попеч-ва при исполнении их служебных обяз-тей. Однако необходимо знать, что в соотв. с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в ООиПопеч-ва по месту фактического нахождения детей. Исполнение этой обяз-ти не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и «рядовых» граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2.  В соотв. с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попеч-ва в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. +, орган опеки и попеч-ва должен обеспечить защиту7 прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попеч-ва предоставляется месячный срокхтя устройства ребенка. 3 Если орган опеки и попеч-ва не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных Пвовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в региональном банке данных. Региональные банки данных о детях создаются на территории каждого из субъектов РФ (ст. I ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В течение месяца со дня  поступления сведений о ребенке  региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. 4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта РФ, то информация о ребенке передается в фед. банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в фед. банке данных о детях, фед. оператор — фед. орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ1.

В соотв. со ст. 5 указанного ФЗ предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или фед.у оператору не освобождает ООиПопеч-ва, органы исполнительной власти субъектов РФ от обяз-ти по устройству таких детей на воспитание в семьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейное право"