Шпаргалка по "Семейное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:28, шпаргалка

Описание работы

семью м/о определить как обладающую историч опр организацией малую соц группу, члены которой связаны брачными или родственными отн-ями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и соц необх-ю, кот. обусловлена потребностью общества в физич и духовном воспроизводстве населения, 7я— это специф форма соц жизнед-ти людей, обусля экономич строем общества, основанн

Файлы: 1 файл

сем пр.doc

— 968.00 Кб (Скачать файл)

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый Пвовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей: — имеют Пво на устройство в семью (абз. Зп. 2 ст. 54 С К); — учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; — имеют Пво на различ. социальные льготы и гарантии (ФЗ «О доп. гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Безусловно, важнейшим Пвом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является Пво на устройство в семью. Это один из главных элементов специального Пвового статуса ребенка. Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и обшества о людях). Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а + отвечать за соблюдение З.ных прав и интересов несоверш-го. Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несоверш-го. Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица м/т быть облечено т/о в установленные З.ом формы. Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те Пвовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком липа, которое обязано отвечать за него. В соотв. с п. I ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (на усын-е (удочерение), под опеку (попеч-во) или в приемную семью), а при отсутствии такой возм/ости — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной зашиты населения и другие аналогичные учреждения). +, З.ами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы:

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА

ФОРМЫ                                           ФОРМЫ

«ИНДИВИДУАЛЬНОГО»            «НЕИНДИВИДУАЛЬНОГО»

УСТРОЙСТВА                                 УСТРОЙСТВА

При «индивидуальном* устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному (физическому лицу (лицам), при выборе кот. применяются установленные З.ом критерии. К таким формам устройства относятся усыноа!ение ребенка, а + опека (попеч-во)'. В случаях «неиндивидуального* устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личность для формы устройства ребенка юридического значения не имеет. Важно т/о, что педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соотв-ее образование2. Однако это требование обшего характера. Д1я передачи ребенка в такое учреждение не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) м/т быть в любое время заменен другим, что невозм/о сделать при «индивидуальном* устройстве ребенка (например, при помещении под опеку)- В настоящее время в соотв. с п. 1 ст. 123 С К РФ к формам «неиндивидуального* устройства относится передача ребенка в учреждения Х1Я детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечеб-

ные учреждения, учреждения социальной зашиты населения и другие аналогичные учреждения). Как следует из ст. 149 СК РФ, Пвовое положение ребенка, пребывающего в такого рода учреждении, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

В зависимости от длительности отн-й по устройству ребенка различаются:

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА

ФОРМЫ                                       ФОРМЫ

ВРЕМЕННОГО                            ПОСТОЯННОГО

УСТРОЙСТВА                              УСТРОЙСТВА

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет Пво на семью. Ребенку, помешенному в интернат или иное учреждение, ООиПопеч-ва и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подхо-дяшую семью.

Устройство ребенка  без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отн-й ребенка с посторонними людьми, а потому м/т быть облечено лишь в Пвовую форму усын-я. Пожизненный характер этих отн-й играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усын-я, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав. Такая форма устройства, как опека (попеч-во), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а + патронатная 7яи иные предусмотренные З.ами некоторых субъектов РФ формы устройства детей являются разновидностью опеки (попеч-ва). Их отличие от «обычной» («классической») опеки или попеч-ва главным образом состоит том, что при осуществлении «обычной» опеки опекун не получает за свои действия никакого вознаграждения. Особого упоминания заслуживает такая форма устройства детей, как детский дом семейного типа. Она была введена в Зльство ФЗ от 2 января 2000 г. № 32-ФЗ «О внесении дополнения в статью 123 СК РФ. В соотв. с редакцией ст. 123 С К РФ детский дом семейного типа относится к учреждениям, т.е. к формам «неиндивидуального» устройства детей. М/у тем в п. 2 названных Правил указывается, что «детский дом семейного типа организуется на базе семьи гри желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыноатенных (удочеренных) детей». То есть ребенок (или несколько детей) передается семье, состоящей из супругов и, возм/о, их детей. Таким образом, нет сущностных различий м/у детским домом семейного типа и приемной семьей, есть т/о формальные отличия, которые на практике создают трудности в Пвоприменении.

Т.к. попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. включена специаль-

ная ст. 126.1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей*, в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что неЗ.ные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным Зльством и Зльством об административных Пвонарушениях (ст. 5.37 КоА11; ст. 154 УК РФ).

В соотв. с действующим Зльством ОмиОиПопеч-ва являются органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК; п. 2 ст. 121 СК). Однако в связи с тем, что компетенция этих органов по сути не относится к вопросам исключительно местного значения, а осуществляется в рамках реализации социальных функций государства, в настоящее время рассматривается вопрос о наделении органов государственной власти полномочиями по организации опеки (попеч-ва).

 

 

 

 

44. Понятие,  условия и порядок усын-я детей. Пвовые последствия усын-я.

Как отмечалось, усын-е — индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ятя удобства Зль объединяет термины «усын-е» и «удочерение» в один — «усын-е».Пвовое регулирование отн-й по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 С К РФ, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а + положений Правил передачи детей на усын-е (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ' и некоторых других нормативных Пвовых актов. +, при изучении вопросов, связанных с усын-ем,следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами Зльства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»). Специфика усын-я как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере Пвоотн-й и, во-вторых, как следствие, в особой Пвовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка . При усыновлении Пва и обяз-ти усыновленных и усыновителей приравниваются к Пвам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усын-е имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усын-я подтверждают положения о тайне усыноачения (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других Пвовых систем отечественное Пво рассматривает усыноачение как таинство. Как правило, усыноачяемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыноачение. +, основания отмены усын-я во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыноачение ачечет за собой существенные Пвовые последствия — возникновение у усы-ноаченных Пва на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), Пва пользования жилым помешением собственника-усыновителя (ст. 137СК;ст.31ЖК)идр. Весьма серьезные последствия усын-я обусловили то обстоятельство, что усыноачение произ-ся в судебном порядке. Так было не всегдаСовременные стандарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осушестыения Пва ребенка жить и воспитываться в семье, а + судебных способов зашиты прав кровного родителя ребенка. Традиционно усын-е называют приоритетной формой устройства детей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании хчя ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усын-е. Приоритет усын-я связан с особенностями этого явления хчя российского семейного Пва. Сточки зрения российского Зльства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в РФ не существует «пробного» усын-я или усын-я «на время» —такой практики, когда усыновители «экспериментируют», пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское Зльство рассматривает передачу детей под опеку (попеч-во) или в приемную семью. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соотв. со ст. 20 Конвенции ООН «О Пвах ребенка» государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплении в п. 1 ст. 123 С К РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возм/ость полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития — возм/ость родственного общения с братьями и сестрами. Зльство по общему правилу запрещает усын-е братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд м/т отойти от этого правила, если такое усын-е отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами Зльства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему + братьев или сестер усыновляемого ребенка, усын-е допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не освеломлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, нахолятся в разных летских учрежлениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию злоровья). Субъекты Пвоотн-й усын-я — усыновители и усыновляемые1. Но отн. к усыновителям З. предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние лети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усын-е возм/о и в отн. ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит уЗ.ение отн-й по воспитанию чужого ребенка. Дтя того чтобы усыноатение состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы). Пвовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а + в ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Требования к личности кандидата в усыновители:

1)  связанные с наличием  у усыновителя достаточного объема Пвоспособности. Не могут быть усыновителями:— лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских Пвах;— бывшие усыновители, если усын-е отменено судом по их вине;

—лица, отстраненные от обяз-тей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них З.ом обяз-тей; 2) связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Не могут быть усыновителями: — несовершеннолетние лица;

— лица, признанные судом  недееспособными или ограниченно  дееспособными; — супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3)  относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. Такие заболевания, как туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных 1,11, V группы диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех форм локализации, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, а + все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность, являются безусловным основанием к отказу в усыновлеии1. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что этот перечень требует уточнения; 4) относящиеся к личностным (морально-нравственным) качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим на момент установления усын-я судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. +, липа, не состоящие м/у собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Пво РФ признает т/о зарегистрированный брак разнополых супругов. Поэтому различ. формы внебрачного сожительства не дают в настоящее время оснований к совместному усыновлению детей. Однако это не означает, что незамужняя женщина или неженатый мужчина не могут быть усыновителями вообще. Такое лицо м/т выступать в качестве единственного усыновителя ребенка; 5) относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Эти условия требуют более подробного разъяснения. В качестве общего правила выступает запрет на усын-е: — лицами, которые на момент установления усыноатения не имеют дохода, обеспечивающего усыноатяемому ребенку прожиточный минимум, устаноатенный в субъекте РФ, на территории кот. проживают усыновители (усыновитель)2; — лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам1. Вместе с тем СК закрепляет и исключения из этого правила: —  условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; —  суд м/т разрешить усын-е лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в З.е, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Иными словами, если кандидат в усыновители проживает, например, в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями хтя приведения жилья в соотв. с санитарными и техническими правилами и нормами, или получает заработок в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы (получает заработок в натуре), то суд, взвесив все обстоятельства, м/т разрешить усыноатение. + судом м/т быть учтена и особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности. При всем том категорически недопустимо усын-е лицами, не имеющими постоянного места жительства;

6) особым требованием  к личности усыновителя является  условие о разнице в возрасте м/у усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соотв. с российским Зльством устанаашвается предельная минимальная разница в возрасте м/у усыновителем и усыноаченным — 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыноачения —сходством с родством первой степени.

Исключения из него: — не требуется учета разницы в возрасте при усыноачении ребенка отчимом (мачехой), т.к. ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой; — по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте м/т быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изм-ями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усын-е с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п. Дчя того чтобы стать усыновителем, в некоторых случаях необходимо + пройти процедуру специального учета. В соотв. с ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в государственный банк данных (региональному или фед.у оператору). При этом условии они смогут получить доступ к хранящейся в государственном банке данных конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей).

Порядок усын-я включает в себя следующие этапы:

I. Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попеч-ва по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возм/ости быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соотв. с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усын-е (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ.

2 Обследование органом  опеки и попеч-ва условий жизни заявителя и подготовка в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления заключения о возм/ости заявителя быть усыновителем. Если в выдаче такого заключения заявителю будет отказано, то орган опеки и попеч-ва обязан сообщить ему об этом в пятидневный срок.

Уже после получения  такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, кот. он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усы-

новлении (при условии, что имел место факт личного обшения  этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее Зльство предусматривает возм/ость кандидата в усыновители обратиться в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (третий и четвертый этапы).

Информация о работе Шпаргалка по "Семейное право"