Шпаргалка по "Семейному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Семейное право".

Файлы: 1 файл

Семейное право зачет кр шпора.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

По общему правилу, закрепленному  в п. 1 ст. 11 СК, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в орган загса заявления лицами, вступающими в брак.Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последующего месяца срока (ст. 191-192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК). Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключения, брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить - соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.

Необходимо иметь в  виду, что орган загса вправе при наличии уважительных причин как сократить установленный Кодексом месячный срок для заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц, тогда как ранее этот срок в соответствии со ст. 14 КоБС мог быть увеличен до трех месяцев. В самой статье не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачной связи, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п. Безусловно, что некоторые обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т. п.).

С совместным заявлением о сокращении установленного законом  срока для заключения брака обращаются сами вступающие в брак (ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Что касается увеличения срока для заключения брака, то такое допускается на практике из-за нахождения одного из лиц, вступающих в брак, на стационарном лечении вследствие тяжелой болезни, отъезда, необходимости проверки сообщения о наличии препятствий к браку и в других подобных случаях. Как следует из содержания п. 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, с совместным заявлением о продлении месячного срока обращаются в орган загса сами лица, вступающие в брак. При увеличении органом загса срока для государственной регистрации заключения брака со дня подачи заявления о заключении брака до дня государственной регистрации заключения брака должно пройти не более двух месяцев.

Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган загса  с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии необходимых уважительных причин руководитель органа загса принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.

Новым в порядке заключения брака  в РФ является указание п. 1 ст. 11 СК на возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств(беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, командировка в так называемые "горячие точки" и т. п.). Особые обстоятельства, на которые ссылаются лица, вступающие в брак, должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справка медицинского учреждения о беременности или о рождении ребенка, справка о месте работы, о командировке в небезопасные регионы и т. п.). Вопрос о возможности заключения брака в день подачи заявления решается органом загса в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. В любом случае у лиц, вступающих в брак, нет безусловного права как на сокращение срока государственной регистрации заключения брака, так и на заключение брака в день подачи заявления даже при наличии уважительных причин.

Что же касается непосредственно самой  государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах  гражданского состояния она производится органами загса, а равно поселковой (сельской) администрацией в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния*. Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа загса об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе загса. По желанию лиц, вступающих в брак, орган загса обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т. п.).

См.: п. 9 Ст. 54 Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I "О местном самоуправлении в РФ", с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748; 1997. № 12. Ст. 1378 (Далее – Закон о местном самоуправлении).

Государственная регистрация заключения брака производится в помещении  органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака, как установлено п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).

Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака.

За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда*.

См.: подп. 1 п. 5 Ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005 "О государственной пошлине", в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 20 августа 1996 г. № 118-ФЗ и от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19; № 35. Ст. 227; 1997. № 29. Ст. 3506 (Далее - Закон о государственной пошлине).

В документах, удостоверяющих личность лиц, вступивших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военных билетах военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов), согласно п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ и п. 12 Описания бланка паспорта гражданина РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака*. Форма такой отметки (оттиска штампа) установлена приложением 4 к Инструкции о порядке выдачи, замены и учета паспортов гражданина РФ, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605**.

СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.

** БНА. 1997. №22.

В соответствии с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ*, ст. 11 СК устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может бытьобжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них. Жалоба на решение органа загса может быть подана по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по месту нахождения органа загса (ст. 4 вышеназванного Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан"). В литературе высказано обоснованное, на наш взгляд, мнение о том, что п. 3 ст. 11 СК нуждается в расширительном толковании, то есть обжаловать в суд можно и необоснованный отказ органа загса сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованный отказ в государственной регистрации заключении брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств**.

Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

** См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И. М. М., 1996. С. 42.

Семейное законодательство большинства  зарубежных стран также предусматривает  обязательную государственную регистрацию заключения брака. Однако в некоторых государствах (Англия, Италия, Испания, Австралия, Скандинавские государства) допускается как гражданская, так и церковная форма брака. И лишь в нескольких странах (Андорра, Лихтенштейн, Кипр и др.) заключение брака для лиц определенного вероисповедания возможно только в религиозной форме*.

См. подробно: Хазова О. А. Указ. соч. С. 42-52; Матвеев Г. К. Указ. соч. С.58-62.

С учетом особой важности заключения брака в конституциях некоторых  государств имеется указание на необходимость законодательного регулирования связанной с этим процедуры. Так, в Конституции Испании (ст. 32) закреплено, что форма брака, брачный возраст, правоспособность, необходимая для его заключения, должны регулироваться законом*. В соответствии со ст. 24 Конституции Японии законами должны регулироваться выбор супруга и другие вопросы, связанные с браком и семьей. При этом предусматривается, что эти законы должны составляться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов**.

Ст. 32 Конституции Испании. В сб.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 306.

** Конституция Японии. Там же. С. 445.

Согласно ст. 36 Конституции Португалии закон должен устанавливать необходимые  условия заключения брака и последствий вступления в него независимо от формы совершения церемонии*. Конституция Люксембурга (ст. 21) устанавливает, что гражданский брак должен всегда предшествовать церковному браку**.

Конституция Португалии. В сб.: Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Окунькова Л. А. М., 1997. С. 530.

** См.: Конституция Великого герцогства Люксембург. Там же. С. 458.

Примерно такой же подход закреплен  и в конституциях ряда государств Восточной Европы (Албании, Болгарии, Румынии, Республики Словения, Республики Хорватия), которыми предусмотрена необходимость регулирования законом оснований и порядка заключения брака*. Аналогичные нормы имеются и в конституциях некоторых стран СНГ. В частности, в ч. 4 ст. 48 Конституции Республики Молдова закреплено, что условия заключения брака устанавливаются законом**. Конституциями Литовской Республики и Республики Словения специально оговорена необходимость законодательного регулирования государственной регистрации брака***.

 

  1. Сроки регистрации брака.

По закону с  момента подачи заявления до дня регистрации брака должно пройти не менее 1 месяца. Статистика показывает, что значительный процент пар, подающих заявление в ЗАГС, на регистрацию брака не приходят. По желанию жениха или невесты срок ожидания может быть увеличен. Причем причины для этого могут быть самые разные, как, например, командировка или смерть одного из родителей, потребность в дополнительном времени, чтобы подготовиться к свадьбе, и т.д. С другой стороны, срок рассмотрения заявления может быть сокращен до двух недель, а в экстренных случаях возможен вариант заключения брака в день подачи заявления. В обоих случаях вступающие в брак должны иметь документы, подтверждающие особые обстоятельства.

Российским законодательством  предусмотрены 3 причины, допускающие  сокращение срока рассмотрения заявления с одного месяца до двух недель:

  • призыв в армию;
  • срочный отъезд в командировку одного из вступающих в брак;
  • тяжелая болезнь одного из вступающих в брак.

В день подачи заявления брак может быть зарегистрирован при наличии так называемых особых обстоятельств:

  • беременности невесты;
  • наличии у нее ребенка;
  • наличии непосредственной угрозы для жизни одного (или обоих) вступающих в брак.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейному праву"