Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Семейное право".
* См.: Нечаева А. М. Брак, семья, закон. М., 1984. С. 8; См.: Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А. М., 1982. С. 71; Антокольская М. В. Указ. соч. С. 119.
** См.: Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 67.
В п. 2 ст. 13 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ)* предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Согласно указанной статье при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Таким образом, снижение брачного возраста до шестнадцати лет отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не раскрываются, но на практике чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и некоторые другие обстоятельства (предстоящий призыв на военную службу или убытие в длительную командировку жениха, фактически сложившиеся брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, и т. п.).
* СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5243.
Решение о снижении брачного возраста выносится по месту жительства лиц, желаюших вступить в брак. Например, в Москве решение по вопросам снижения брачного возраста должно приниматься главой Управы района (лично или через подразделения администрации района)*. Причем в решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. В ст. 13 СК имеется прямое указание на то, что решение о снижении брачного возраста может быть принято только по просьбе самих лиц, вступающих в брак, тогда как ранее в законе подобных требований не имелось (ст. 15 КоБС). Отсюда следует, что заявление в орган местного самоуправления с просьбой о снижении брачного возраста должно быть подано ими самими. Согласия родителей несовершеннолетних на брак не требуется.
* См.: п. 65 Ст. 14 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 г № 28-91 "О районной Управе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 14; Ст. 6 Закона г. Москвы от 4 июня 1997. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 6.
Федеральное законодательство (абз. 1 п. 2 ст. 13 СК) предусматривает возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. Однако абз. 2 п. 2 ст. 13 СК субъектам РФ предоставлено право в соответствующем законе устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (то есть речь идет о разрешении снижения брачного возраста более чем на два года). Данная норма является новеллой СК, направлена на возрастание роли в урегулировании семейных отношений законодательства отдельных регионов и начинает активно применяться на практике. Так, в 1996-1997 гг. приняты специальные законы о снижении брачного возраста в Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской и других областях.
Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и другие обстоятельства: отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. № 95-03 "О снижении брачного возраста" таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу*.
* Красный Север. 1996. 27 авг.
Как правило, решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или до пятнадцати лет) принимается соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака*. Примечательно, что законодательством некоторых субъектов РФ в качестве дополнительной гарантии соблюдения требований СК при вступлении в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак**.
* См. напр.: Ст. 3 Закона Московской области от 15 мая 1996 г. № 9/90 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет", с изменениями, внесенными Законом Московской области от 9 апреля 1997 г. № 20/97 // Вестник Московской областной Думы. 1996. № 7; 1997. № 9; Ст. 4 Закона Орловской области от 21 апреля 1997 г. № 33-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"// Орловская правда. 1997. 13 мая; Ст. 2, 5 Закона Ростовской области от 12 мая 1996 г. № 18-ЗС "Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области" // Наше время. 1996. № 98-99; Ст. 3 Закона Рязанской области от 14 января 1997 г. "О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет" // Приокская газета. 1997. 8 янв.
** См.: Ст. 2 Закона Калужской области от 6 июня 1997 г. № 10-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"// Весть. 1997. 11 июня; Ст. 8 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области", с изменениями, внесенными Законом Новгородской области от 25 октября 1996 г. № 72-ОЗ // Новгородские Ведомости. 1996. 9 авг. 11 нояб.; Ст. 2 Закона Мурманской области от 18 ноября 1996 г. № 42-01-ЗМО "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Мурманский Вестник. 1996. б дек.
Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности в полном объеме со дня государственной регистрации заключения брака. Причем дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (п. 2 ст. 21 ГК).
В РФ количество "ранних браков" в целом относительно невелико. По данным микропереписи населения 1994 г. число граждан в возрасте от 16 до 19 лет, состоящих в зарегистрированном браке, составляет около 14% от общего числа лиц, состоящих в браке. Причем удельный вес женщин этого возраста, вступивших в брак (11,9%), значительно (в 5 раз) превышает соответствующий показатель у мужчин (2,3%), то есть большинство женщин состоит в браке с мужчинами более старшего возраста. Отсюда следует, что общее количество браков, заключенных только лицами в возрасте от 16 до 19 лет (то есть "ранних браков"), не превышает 2,5%*.
* См.: Российский статистический ежегодник (1996). М., 1996. С. 62.
Предусмотренные ст. 12 СК условия заключения брака вытекают из сущности и назначения брака. Их соблюдение необходимо для того, чтобы брак приобрел правовую силу. В противном случае брак может быть признан недействительным, так как под условиями заключения брака в науке семейного права признаются обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак был зарегистрирован и был признан действительным*. Рассмотренные условия заключения брака называют еще материальными условиями, чтобы подчеркнуть их отличие от условий, связанных с формой и процедурой заключения брака**. Соблюдение этих условий необходимо в любом случае. Их перечень является исчерпывающим и не включает иных условий (например, получение согласия на брак родителей или начальства для лица, состоящего на службе, как это предусматривалось дореволюционным семейным законодательством)***.
* См.: Антокольская М. В. Указ. соч. С. 116.
** См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И. М. М.., 1996. С. 42.
*** См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 415-416.
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение брачного возраста предусматриваются в качестве обязательных условий заключения брака и законодательством большинства зарубежных стран. Например, ст. 146 Гражданского кодекса Франции гласит: "Нет брака, если нет согласия". Брачный возраст во Франции различен для мужчин (18 лет) и женщин (15 лет)*. В Испании отсутствие согласия сторон на брак влечет его недействительность. Если же согласие на вступление в брак содержит какие-либо условия, то эти условия рассматриваются как несуществующие**. При этом, как правило, считается, что формально выраженное согласие сторон на заключение брака должно соответствовать их фактическому желанию (воле) на вступление в брак. Что же касается брачного возраста, то в семейном праве зарубежных стран различается возраст гражданского совершеннолетия (достижение которого автоматически свидетельствует о возможности вступить в брак) и возраст брачного совершеннолетия, который в основном колеблется в пределах от 15 до 18 лет для женщин и от 18 до 19 лет для мужчин. В большинстве государств (Англия, Австралия, Германия, Испания, Канада, Франция и др.) разрешается снижение брачного возраста (диспенсация - отступление от установленных законом условий) при определенных обстоятельствах по решению соответствующего компетентного органа. В некоторых странах существуют отдельные особенности в виде установления дополнительных условий заключения брака (разрешение родителей на брак, отсутствие определенных болезней и др.)***.
* В сб.: Гражданское, торговое и семейное право капиталистических государств / Под ред. Пучинского В. К., Кулагина М. И. М., 1986. С. 23-24.
** См.: Ст. 45 Гражданского кодекса Испании. Там же. С. 192 -193.
:*** См. .: Хазова О. А. Указ. соч. С. 20-39; Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 75-78.
О несомненной важности правового регулирования государством условий заключения брака свидетельствует их закрепление не только в семейном, но и в конституционном законодательстве ряда государств. Например, в Конституции Испании (ст. 32) закреплено право мужчины и женщины вступать в брак на основе полного юридического равноправия*. Аналогичная норма содержится в ст. 36 Конституции Португалии**.
* См.: Ст. 32 Конституции Испании. В сб.: Конституции зарубежных государств. М.,1997. С.306.
** См.: Конституция Португалии от 2 апреля 1976 г. В сб.: Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Окунькова Л. А. М., 1997. С. 530.
В Конституции Японии (ст. 24) установлено, что брак может быть заключен только при взаимном согласии обеих сторон*.
* См.: Конституция Японии. В сб.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 445.
Право каждого человека, достигшего брачного возраста, свободно выбирать супруга и создавать семью закреплено новыми конституциями большинства стран Восточной Европы и Балтии (Албании, Болгарии, Литовской Республики, Румынии)*.
* См.: Ст. 32 Конституционного закона Республики Албании "Об основных конституционных положениях". В сб.: Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Варламова Н. М., 1997. С. 52; Ст. 46 Конституции Республики Болгарии. Там же. С. 66; Ст. 38 Конституции Литовской Республики. Там же. С. 156; Ст. 44 Конституции Румынии. Там же. С.277.
В конституциях стран - членов СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Туркменистана) закреплено право на брак женщин и мужчин по достижении указанного в законе брачного возраста на основе добровольного согласия. Причем в Конституции Республики Таджикистан особо оговорено, что запрещается многобрачие*. В Конституции Грузии брак назван добровольным союзом**. В ст. 48 Конституции Республики Молдова закреплено, что семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины***. Аналогичная норма закреплена в ст. 63 Конституции Республики Узбекистан и ст. 51 Конституции Украины****.
Наряду с условиями заключения брака, Кодекс устанавливает препятствия к заключению брака, то есть обстоятельства, при наличии которых государственная регистрация заключения брака невозможна и неправомерна. Брак же, заключенный при наличии препятствий, может быть признан судом недействительным. Препятствия к заключению брака перечислены, в ст. 14 СК и принципиально не изменились по сравнению с ранее действующим законодательством (ст. 16 КоБС). Их перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и включает в себя следующие обстоятельства:
а) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Вместе с тем, фактические (не зарегистрированные) супружеские отношения не являются препятствием к заключению брака.
Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, что было обязательным в семейном праве в дореволюционной России. Как справедливо отмечал еще Шершеневич Г. Ф., "вступать в брак может только холостой, вдовый или разведенный"*.
*См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 413.
Необходимо отметить, что принцип
моногамии закреплен в законодательстве
большинства зарубежных стран. Исключение
составляют страны, где сильно влияние
ислама и соответственно обычаев, традиций,
допускающих многоженство. Непременным
условием заключения действительного
брака является несостояние в другом браке.
Принцип моногамии нашел свое отражение
также в ставшем "классическим" определении
брака как "добровольного пожизненного
союза одного мужчины и одной женщины
при исключении всех остальных...", сформулированном
судьей Пензансом в 1866 г. в связи с делом Hyde v. Woodmansee*.
В отечественном семейном праве принцип
моногамии не только обоснованно связывается
с европейской культурой и религиозной
традицией**, но и рассматривается
как своеобразное средство охраны здоровья
супругов и их потомства, а также обязательный
элемент упорядочения отношений в области
брака и семьи***. В этой связи следует
заметить, что эпизодически появляющиеся
предложения об отказе от принципа единобрачия
и законодательном разрешении полигамных
браков (многоженстве) путем внесения
соответствующих изменений в СК**** выглядят
совершенно неприемлемыми, как противоречащие
основным началам семейного законодательства
и традициям русского народа.
* См.: Хазова О. А. Указ. соч. С. 20.
** См.: Антокольская М. В. Указ. соч. С. 121.
*** См.: Нечаева А. М. Брак, семья, закон. М., 1984. С. 10.
**** См. напр.: Юферова Я. Хотим трех жен и оркестр в придачу // Известия. 1996. 24 окт.
В целях предотвращения случаев многоженства законом (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния) предусматривается обязательное указание в заявлении лиц, желающих вступить в брак, состоял ли каждый из них в другом браке или нет. Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным;