Система правоохранительных органов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, правоохранительный орган - это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.
К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие.
Более подробно мы рассмотрим судебные органы, органы прокуратуры и органы внутренних дел.и нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………3
1.Понятие и признаки правоохранительных органов………………..……..4
2. Система правоохранительных органов………………………………...…8
Заключение…………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………...…..23

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНАЯ!!!.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Альметьевский государственный  нефтяной институт

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Правоведение»

 

на тему: «Система правоохранительных органов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 19-12

Юсупова А.А.

 

Проверил: Сабаева Э.К.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013 г

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3

1.Понятие и признаки  правоохранительных органов………………..……..4

2. Система правоохранительных  органов………………………………...…8

Заключение…………………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………...…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительный орган - это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и  государственных институтов от противоправных посягательств.

К правоохранительным органам  относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие.

 Более подробно мы  рассмотрим судебные органы, органы  прокуратуры и органы внутренних  дел.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и  признаки правоохранительных органов

В законодательстве нет специально сформулированного понятия "правоохранительные органы", хотя этот термин употребляется  даже в Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить  в различных документах ненормативного характера. Характерная особенность  правоохранительного органа (как  и все органы государства, он наделен  государственно-властными полномочиями, компетенцией, обладает организационной  самостоятельностью, которая предусмотрена  законом) состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме его  деятельности является доминирующей (преобладающей).

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).1

Защита прав и свобод гражданина и человека - конституционная обязанность  государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные  государственной властью структуры, именуемые правоохранительными  органами. Что же следует считать  правоохранительными органами? Сам  термин «правоохранительные органы»  в последнее время активно  используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение  данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного  права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание  правонарушителя.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а  также других объектов, в частности  окружающей среды. Нарушенное право  порождает обязанность государства  проявить соответствующую реакцию  в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в  случае установления всех обстоятельств  правонарушения.

Выяснением реальной картины  противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными  лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы  их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать  не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.2

Названные признаки присущи  всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным. Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди  относятся:

· право применения норм уголовного закона;

·осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное. Опираясь на приведенные выше признаки, можно  сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.3

Под приведенное определение  подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у  отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать  некоторые признаки. В качестве примера  можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков  к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально  такие органы нельзя назвать правоохранительными.

Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности. Для  того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов  и в то же время показать, что  в узком понимании они не являются правоохранительными, представители  нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы».

Этот термин образован  при помощи латинской приставки  «квази-», имеющей два значения:

а) мнимый, ненастоящий;

б) почти, близко.

В данном случае указанная  частица применена во втором значении. Таким образом, квазиправоохранительные  органы - это государственные органы, общественные организации и частные  институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно  обеспечивающие правовую помощь гражданам  и юридическим лицам. К квазиправоохранительным  органам кроме названной уже  адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и  охранной деятельности; юридическую  службу предприятий и организаций.

 

2. Система правоохранительных органов

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие  системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные  структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной  власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для  осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы  юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И  только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость  в применении соответствующих мер  юридического воздействия подключаются правоохранительные органы. 4

Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой  полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные  организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные  структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция  и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно  государственные интересы (политические, экономические и др.).

Это правоохранительные органы "узкой компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции . В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

Правоохранительная функция  в органах ГТК выполняется  специальными подразделениями, входящими  в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб  и контролирующих органов состоит  в целях их деятельности. Если для  первых защита прав и свобод граждан  от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей  групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

Однако с правоохранительными  органами их объединяет наличие сходных  подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют  в своем составе оперативные  подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью  производства оперативно-розыскных  мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.5 Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов  общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Информация о работе Система правоохранительных органов России