Система социальной защиты участников ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.
Современный этап общемирового развития концепции социально-экономических прав человека начался после второй мировой войны.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовой статус ветеранов Великой Отечественной войны 4
2. Содержание государственной политики в отношении ветеранов в
настоящее время 7
3. Государственная социальная защита ветеранов ВОВ 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Юшачков И. Социальная защита ВОВ.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

Под органами государственной  власти следует понимать представительные и исполнительные органы власти и  управления РФ и ее регионов. При  этом особенность формирования таких  структур по делам ветеранов основывается на принципе централизации власти, что, в свою очередь, допускает возможность  их существования во всех территориальных  подразделениях государственных органов. Рассматриваемые формирования представляют собой самостоятельные структурные  подразделения органов власти и  управления, подчиненные непосредственно  их руководителю. В настоящее время  в структуре большей части  органов государственной власти созданы и функционируют подразделения  по делам ветеранов. Кроме того, Указом Президента РФ от 03.05.1995 № 437 «О государственной  службе по делам ветеранов» предусмотрено, что в целях структурного и  организационного обеспечения реализации положений Федерального закона «О ветеранах» предусматривается возможность  создания государственной службы по делам ветеранов, реализация функций  которой возлагается на федеральные  органы исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом координация  деятельности соответствующих функциональных структур возлагается на органы социальной защиты населения.

Реализация мер социальной поддержки, установленных данным законом  и иными нормативными правовыми  актами для ветеранов и членов их семей, является одним из наиболее важных в практическом плане направлений  государственной политики в данной сфере и представляется в качестве самостоятельных форм, одной из которых  являются разработка и исполнение целевых  государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Это предусматривает формирование системы организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения ветеранов и повышения степени их социальной защищенности, в частности: оказание адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам войны; улучшение социального обслуживания ветеранов и предоставления им необходимых социальных услуг; контроль за предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством, в пределах утвержденных ассигнований; укрепление взаимодействия исполнительных органов власти с общественными организациями ветеранов в решении проблем ветеранов; выработка общих принципов согласованной политики, направленной на смягчение социально-экономических и общественно-политических последствий, связанных с увольнением ветеранов и инвалидов боевых действий и гибелью военнослужащих, и адаптацию их к гражданской жизни в современных экономических условиях; создание и развитие специализированных учреждений по оказанию социальной помощи ветеранам.

В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности ветеранов  и решения поставленных задач  планируется системный анализ законодательства РФ, что позволит создать базис  для актуализации правовых норм в  обеспечении конституционных прав и свобод ветеранов. Сравнительный  анализ законодательства РФ, международных  правовых актов и законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты ветеранов.

Выраженные особенности  диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и  реабилитации заболеваний у ветеранов  обусловливают необходимость специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.

Предлагается разработать  и внедрить систему физкультурно-оздоровительных  мероприятий, создать экспериментальные  центры по апробации современных  оздоровительных технологий и организационно-управленческие модели физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди ветеранов, что послужит снижению стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.

Оптимизация среды жизнедеятельности  ветеранов связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной  среды с учетом ограничений, обусловленных  возрастными изменениями, поддержания  особых условий для проживания и  специальных форм обслуживания. Предполагается разработка новых и корректировка  действующих нормативов, методик  и рекомендаций на строительство, реконструкцию  и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура).

Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание ветеранов. Учтена также  необходимость укрепления материально-технической  базы учреждений социального обслуживания, оснащения их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим  оборудованием и инвентарем, автотранспортом, что, в свою очередь, явится стимулом для развития российской индустрии  технических средств обслуживания и реабилитации ветеранов.

Информационное обеспечение  патриотического воспитания - утверждение  патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших  ценностей в сознании и чувствах граждан; активное использование элементов  патриотического воспитания в средствах  массовой информации; преодоление при  этом сложившихся стереотипов и  комплексов негативного плана; противодействие  всем попыткам дискредитации, девальвации  патриотических ценностей в средствах  массовой информации, литературе и  искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых федеральных органов исполнительной власти.

В условиях отечественной  экономической системы достижению положительного результата в реализации указанных мероприятий во многом будет способствовать достаточное  бюджетное финансирование разрабатываемых  проектов. Выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер  социальной поддержки, также является составляющей частью государственной  политики в отношении ветеранов. Как правило, бюджетные расходы  на реализацию соответствующих программных  мероприятий предусматриваются  при разработке соответствующей  целевой социальной программы и  включаются в ее содержание.

Организационные основы реализации функций органов государственной  власти по делам ветеранов заключаются  в том, что реализация государственной  политики в отношении ветеранов  осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Во исполнение соответствующего законодательства наиболее целесообразным представляется создание структурных  подразделений органов законодательной  и исполнительной власти, всех их уровней, основными задачами которых будет  являться определение приоритетных направлений, создание условий и  предпосылок их реализации, а равно  практическое воплощение последних  в части, касающейся обеспечения  мер социальной поддержки ветеранов.

На сегодняшний день государственная  политика в отношении ветеранов  в большей степени реализуется  органами социальной защиты населения, которые: организуют работу государственных  учреждений социального обслуживания по реализации прав граждан на социальные услуги; обеспечивают развитие форм и  видов социального обслуживания с учетом потребностей населения; осуществляют контроль за текущей деятельностью государственных учреждений социального обслуживания; осуществляют практическую деятельность по предоставлению через свои структурные подразделения, а также на основе договоров с организациями различных форм собственности социальных, бытовых, социально-медицинских, социально-реабилитационных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании; занимаются выявлением отдельных категорий граждан и семей, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг; осуществляют социально-трудовую реабилитацию граждан в лечебно-трудовых мастерских, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении учреждений, в соответствии с законодательством о труде и охране труда РФ; осуществляют развитие форм и видов социального обслуживания, дополнительных социальных услуг с учетом потребностей населения и состояния социальной инфраструктуры; участвуют в реализации областных и местных программ по социальной защите населения.

Выработка государственной  политики по нормативно-правовому регулированию  в сфере здравоохранения, социального  развития труда и защиты прав потребителей возлагается: на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, на Федеральное  агентство по здравоохранению и  социальному развитию, на Министерство здравоохранения и социального  развития.

В целях защиты прав и  законных интересов ветеранов в  соответствии с законодательством  создаются общественные объединения  ветеранов. Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов. Все решения по вопросам социальной поддержки ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов  принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений ветеранов.

Современная социальная политика разграничивает ветеранов на две  категории льготников: федеральные, социальная помощь финансируется из средств федерального бюджета, и  региональные - из средств бюджетов субъектов РФ.

Меры социальной поддержки  инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов  боевых действий, военнослужащих, проходивших  военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей  армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Ветераны имеют право  на обращение в суд за защитой  прав, установленных законом «О ветеранах», другими федеральными законами и  нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ мер социальной поддержки.

В субъектах Федерации  принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение  сохранения и возможного повышения  ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики  их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В  данных законах, как правило, установлены меры социальной поддержки для следующих категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву в ходе вооруженных конфликтов на территории России, республик бывшего СССР и иностранных государств; граждан, получающих пенсию по старости; приемных семей; граждан, страдающих отдельными категориями заболеваний; работников социальной сферы; работников образовательных организаций, организаций здравоохранения, физической культуры и спорта и пенсионеров из их числа, а также иных категорий граждан. Таким образом, законодательство субъектов федерации направлено на обеспечение государственной политики в отношении ветеранов. А должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, согласно ст. 26 этого закона, в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах.

Что же касается изменения  законодательства о ветеранах, то в  Государственную Думу вносятся все  новые законопроекты, призванные улучшить положение ветеранов и заполнить  некоторые пробелы в законодательстве.

 

4 Государственная  социальная защита ветеранов  ВОВ

 

Социальная защита ветеранов  предусматривает осуществление  системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое  и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» делят все  льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и  труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

В семантическом понимании  льгота – это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Льготы имеют место  там, где нет условий для равного  удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготой также считается преимущество одной льготы лиц перед другими.

Информация о работе Система социальной защиты участников ВОВ