Система социальной защиты участников ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.
Современный этап общемирового развития концепции социально-экономических прав человека начался после второй мировой войны.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовой статус ветеранов Великой Отечественной войны 4
2. Содержание государственной политики в отношении ветеранов в
настоящее время 7
3. Государственная социальная защита ветеранов ВОВ 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Юшачков И. Социальная защита ВОВ.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению  является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.). Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у  граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию  является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но и служит формой поощрения и  признания заслуг перед обществом  и государством (инвалиды и участники  ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть  их была заменена ежемесячными денежными  выплатами, часть льгот предоставляется  в виде набора социальных услуг, а  некоторые предоставляются в  натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры  социальной поддержки».

К группе мер социальной поддержки, не подлежащих замене ежемесячными денежными выплатами, можно отнести:

- оплата в размере 50% занимаемой жилой площади жилых  помещений (в коммунальных квартирах  - занимаемой жилой площади);

- оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотвод, вывоз бытовых и  других отходов, газ, электрическая  и тепловая энергия - в пределах  нормативов потребления указанных  услуг, установленных органами  местного самоуправления);

- проживающим в домах,  не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах  норм, установленных для продажи  населению, и транспортных услуг  для доставки этого топлива;

- обеспечение протезами  (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими  изделиями в порядке, установленном  Правительством РФ;

- обеспечение за счет  средств федерального бюджета  отдельных категорий граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных  условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущества по установке  квартирного телефона;

- преимущество при вступлении  в жилищные, жилищно-строительные, гаражные  кооперативы, садоводческие, огороднические  и дачные некоммерческие объединения  граждан;

- прием вне конкурса  в государственные образовательные  учреждения высшего и среднего  профессионального образования,  на курсы;

- использование ежегодного  отпуска в удобное время, отпуска  без сохранения заработной платы;

- преимущества по пользованию  всеми видами услуг учреждений  связи, культурно-просветительных  и спортивно-оздоровительных учреждений;

- преимущества при приеме  в учреждения социального обслуживания.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются отдельным  категориям граждан в объеме, соответствующем  их льготному статусу.

Как сказано в Федеральном  законе «О ветеранах», социальная поддержка  ветеранов предусматривает осуществление  системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в  соответствии с законодательством  РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

При наличии у ветерана права на получение одной и  той же формы социальной поддержки  по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством.

Реформирование системы  льгот и замена их денежными выплатами, так называемая «монетизация льгот», осуществляется с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Что же представляет собой  монетизация льгот? Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес изменения в 154 федеральных закона, в том числе и в закон «О ветеранах». Закон № 122-ФЗ получил второе название – «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы понимаются как меры социальной поддержки, а большинство льгот заменяются ежемесячными денежными выплатами, вводимыми на федеральном уровне. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничил компетенцию РФ и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Кроме того, в рамках этого закона предусмотрено перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами РФ (региональные льготники). Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов. К федеральным льготникам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, относятся: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий; жители блокадного Ленинграда; граждане, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; несовершеннолетние узники концлагерей. К региональным льготникам относятся: ветераны труда и приравненные к ним лица; труженики тыла. Меры социальной поддержки федеральных льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники имеют право на следующие меры социальной поддержки: - в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации); - в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника; - в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной  войны.

 Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 данного закона, предоставляются:

- льготы по пенсионному  обеспечению в соответствии с  законодательством;

- обеспечение за счет  средств федерального бюджета  жильем участников ВОВ, нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в  соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Участники ВОВ, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ;

- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых  помещений (в коммунальных квартирах  - занимаемой жилой площади), в  том числе членами семей участников  ВОВ, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по  оплате жилья предоставляются  лицам, проживающим в домах  независимо от вида жилищного  фонда;

- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотведение, вывоз бытовых  и других отходов, газ, электрическая  и тепловая энергия - в пределах  нормативов потребления указанных  услуг, установленных органами  местного самоуправления); участникам  ВОВ, проживающим в домах, не  имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах  норм, установленных для продажи  населению, и транспортных услуг  для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников ВОВ производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

- внеочередная установка  квартирного телефона;

- преимущество при вступлении  в жилищные, жилищно-строительные, гаражные  кооперативы, садоводческие, огороднические  и дачные некоммерческие объединения  граждан;

- сохранение обслуживания  в поликлиниках и других медицинских  учреждениях, к которым указанные  лица были прикреплены в период  работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание  медицинской помощи по программам  государственных гарантий оказания  гражданам РФ бесплатной медицинской  помощи в федеральных учреждениях  здравоохранения (в том числе  в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством  РФ, а в поликлиниках и других  медицинских учреждениях субъектов РФ - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- обеспечение протезами  (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими  изделиями в порядке, установленном  Правительством РФ;

- использование ежегодного  отпуска в удобное для них  время и предоставление отпуска  без сохранения заработной платы  сроком до 35 календарных дней  в году;

- преимущественное пользование  всеми видами услуг учреждений  связи, культурно-просветительных  и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов  на все виды транспорта, внеочередное  обслуживание предприятиями розничной  торговли и бытового обслуживания;

- внеочередной прием в  дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, центры социального  обслуживания, на обслуживание отделениями  социальной помощи на дому.

Участникам ВОВ, ставшим  инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых  наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в  соответствии с установленной группой  инвалидности без дополнительного  экспертного медицинского освидетельствования.

Также следует добавить, что п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что проживающим  на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных  фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются  ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные  для участников ВОВ из числа военнослужащих. Также согласно ст. 16-19 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей  погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий (погибшие (умершие)), предоставляются  нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении  и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством  РФ. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника ВОВ, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника ВОВ или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко. В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. льготы по бесплатному обеспечению лекарственных средств для инвалидов и участников ВОВ, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, работавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах входят в состав социального пакета и заменяются денежной компенсацией, включая расходы на транспорт и санаторно-курортное лечение в размере 450 рублей в месяц.

Санаторно-курортное лечение  также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с  медицинской помощью. Однако оно  является самостоятельным видом  социального обеспечения и предполагает социальное обеспечение граждан  путевками на санаторно-курортное  лечение, бесплатное или со скидкой. Льготы по обеспечению путевками  в санатории и профилактории  предоставляются: инвалидам – участникам ВОВ; ветеранам боевых действий на территории других стран; гражданам, работавшим в  блокадном Ленинграде; ветеранам  труда; другим категориям граждан. Инвалиды Великой Отечественной войны  по желанию вместо путевки имеют  право получить один раз в два  года компенсацию ее стоимости. В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. льготы по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками для инвалидов и участников ВОВ, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, работавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах входят в состав социального пакета и заменяются денежной компенсацией (включая расходы на транспорт и лекарственное обеспечение) в размере 450 рублей в месяц. Также внес свои коррективы и Указ Президента РФ от 03.03.2007 № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы».

 

 

Заключение

 

В ходе  работы было неоднократно сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный  закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Этот закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов.

В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее  время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением  категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются  основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское  обслуживание, транспортные льготы).

В качестве основных последствий  подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий  жизни отдельных категорий ветеранов  и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и  поддержки граждан, объясняемое  несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных  правил применения отдельно взятых законодательных  положений и т.д.

Информация о работе Система социальной защиты участников ВОВ