Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа
"Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано1". Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Цель работы – исследовать конституционно-правовые основы системы законодательства в Российской Федерации.
Выше обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
проанализировать понятие и идентификация законов в теории права;
изучить классификацию законов;
охарактеризовать закон как форму права в Российской Федерации;
выявить основные принципы реализации законов Российской Федерации;
рассмотреть подзаконные нормативно-правовые акты.
Введение………………………………………………………… ………………….3
Глава 1. Закон в системе источников права… ……………… ………………6
1.1. Понятие и идентификация законов в теории права…………… ….…………6
1.2. Классификация законов: критерии, виды…………………… ……….……..14
Глава 2. Закон как форма права в Российской Федерации… ………….….20
2.1. Законы Российской Федерации и их реализация……………………………20
2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………………...24
Заключение…………………………………………….… ………………………30
Список литературы………………………………………..……………………..31
в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.
В соответствии; с действующим
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций Правительства Российской Федерации и нормативных правовых акте федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. у и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.17
Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решении задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.
Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей: Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.
Инструкции же, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или проставления грифа утверждения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системы республик как субъектов "Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления.
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие, постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма существенно расширены
полномочия органов местного самоуправления.
Их представительные органы (дума, муниципальный
совет и др.) по вопросам своего ведения принимают
коллегиальные решения, а главы органов
местного самоуправления'(главы администраций,
мэры, старосты) — постановления и распоряжения.
Форма опубликования данных актов определяется
уставом данной административно-
Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Тематический спектр нормативных установлений органов местного самоуправления весьма богат: это и акты об утверждении местного бюджета, и акты об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.
Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаются коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).
Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, с их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, Материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизациоиного характера.
Распоряжения же принимаются директором предприятия его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.
Правовая природа этих нормативных актов производна государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Система нормативно-правовых актов Российской Федераций была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида — директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
Заключение
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основным признаками:
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.
Список литературы
Учебно-методическая и периодическая литература
1 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право - 2007. - №3.- С.4
1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Репринтное издание.- СПб., 2009 С. 72
2 Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 71.
3 Там же С, 76
4 Шершневич Г. Ф. Общая теория права.- М., 2008 С. 15
5 Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорина – М., 2006 С. 317
6 Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии / отв. ред.1Р.Ф.Васильев М., 2009. С.35.
7 Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М-, 2007 С. 70
8 Любашиц В. Я. Закон как главный источник Российского права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2008. С. 34-38
9 Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии. С. 41-45