Система законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

"Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано1". Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Цель работы – исследовать конституционно-правовые основы системы законодательства в Российской Федерации.
Выше обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
проанализировать понятие и идентификация законов в теории права;
изучить классификацию законов;
охарактеризовать закон как форму права в Российской Федерации;
выявить основные принципы реализации законов Российской Федерации;
рассмотреть подзаконные нормативно-правовые акты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………… ………………….3
Глава 1. Закон в системе источников права… ……………… ………………6
1.1. Понятие и идентификация законов в теории права…………… ….…………6
1.2. Классификация законов: критерии, виды…………………… ……….……..14
Глава 2. Закон как форма права в Российской Федерации… ………….….20
2.1. Законы Российской Федерации и их реализация……………………………20
2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………………...24
Заключение…………………………………………….… ………………………30
Список литературы………………………………………..……………………..31

Файлы: 1 файл

Система законодательства в РФ- курсовая - оригинал.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии; с действующим законодательством  Правительство РФ для осуществления  своих полномочий по управлению обществом  принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются  и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью прав применительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций Правительства Российской Федерации и нормативных правовых акте федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. у и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.17

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решении задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой  функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.

Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей: Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.

Инструкции же, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных  подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или  проставления грифа утверждения.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, прошедшие  государственную регистрацию в  Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию  в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системы республик как субъектов "Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

В ряде областей, краях и городах  федерального значения сформированы правительства, принимающие, постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены  полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный  совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления'(главы администраций, мэры, старосты) — постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Тематический спектр нормативных установлений органов местного самоуправления весьма богат: это и акты об утверждении местного бюджета, и акты об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Специфика этих актов заключается  в том, что они имеют также  локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.

Решения, как правило, имеют нормативное  содержание и принимаются коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).

Приказы нормативного и индивидуального  значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, с их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, Материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизациоиного характера.

Распоряжения же принимаются директором предприятия его заместителями  и руководителями структурных подразделений  для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

Действующее законодательство не устанавливает  конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они  определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.

Правовая природа этих нормативных  актов производна государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.

Система нормативно-правовых актов  Российской Федераций была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди международно-правовых актов  можно выделить два основных вида — директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

 

Заключение

 

Законы занимают главное место  в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основным признаками:

  • законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
  • обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон кроме органа, который его издал;
  • законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
  • законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
  • законы принимаются в особой процессуальном порядке.

Федеральные законодательные  нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные  нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются  в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление  законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.

 

Список литературы

 

Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М., 1999.

  1. Конституция Французской республики от 4 октября 1958 г. // Конституции государств Европейского Союза. М., 2007

  1. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. // СЗ РФ 1994 №18 Ст. 3289
  2. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций Правительства Российской Федерации и нормативных правовых акте федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.// СЗ РФ 1996 №23 Ст. 4519

Учебно-методическая и периодическая  литература

  1. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А.  Конституционное право Российской Федерации.  Курс лекций. Часть  I. Основы теории  конституционного права.  М., 2002
  2. Алексеев С. С. Теория права. - Харьков, 2006.
  3. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 2007.
  4. Балин Л.Е. и др. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: «Книжный мир». 2008.
  5. Закон: создание и толкование / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2006
  6. Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии / отв. ред.Р.Ф.Васильев М., 2009.
  7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права.- М: ”Теис”, 2006.
  8. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Репринтное издание.- СПб., 2009.
  9. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право - 2007. - №3.- С.4-9
  10. Любашиц В. Я. Закон как главный источник Российского права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2008.
  11. Любашиц В. Я. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2007.
  12. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 2007.
  13. Теория государства и права. \ Под. ред. Фассолова М. М. - М.- Инфра.- М.,2006.
  14. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М-, 2007
  15. Чиркин А. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2006.
  16. Шершневич Г. Ф. Общая теория права.- М., 2008.
  17. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорина – М., 2006. 

1 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право - 2007. - №3.- С.4

1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Репринтное издание.- СПб., 2009 С. 72

2 Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 71.

3 Там же С, 76

4 Шершневич Г. Ф. Общая теория права.- М.,  2008 С. 15

5 Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорина – М., 2006 С. 317

6 Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии / отв. ред.1Р.Ф.Васильев М., 2009. С.35.

7 Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М-, 2007 С. 70

8 Любашиц В. Я. Закон как главный источник Российского права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2008. С. 34-38

9 Законодательный процесс. Понятие, институты, стадии. С. 41-45

Информация о работе Система законодательства в РФ