СОБСТВЕННОСТЬ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование вопросов права собственности.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие, подходы и формы права собственности;
рассмотреть систему законодательства, регулирующую право собственности
изучить историю возникновения права собственности;
проанализировать влияние закона о праве собственности на экономику в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
6
1.1 Система законодательства, регулирующая право собственности
6
1.2 Понятие и подходы к определению прав собственности
12
1.3 Возникновение прав собственности
17
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ
24
2.1 Влияние закона о праве собственности на экономику в РФ
24
2.2 Экономическая оценка административных барьеров
27
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
30
3.1 Рекомендации по совершенствованию правового регулирования собственности
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35

Файлы: 1 файл

экономический аналз права курсовая.docx

— 94.82 Кб (Скачать файл)

Специфика российской экономики прошлого десятилетия, определяющаяся тотальным  господством государственной собственности, диктовала необходимость разгосударствления и приватизации как основного  метода перехода к реальному многообразию форм собственности, как основа формирования рыночного хозяйства, как метода оптимизации структуры предпринимательства. Поэтому в широких масштабах  производилась, и производиться  по сей день, разгосударствление предприятия государственного сектора преобразуются в акционерные общества, арендные и коллективные предприятия, принадлежащие трудовым коллективам. Значительная часть государственной собственности, в первую очередь, мелкие и средние предприятия, сферы обслуживания, приватизируются, то есть переходят в частную собственность граждан. Таким образом, выбор эффективной формы собственности и типа предприятия зависит в смешанной экономике от многих факторов, таких как, отрасли бизнеса, характер и масштабы производства, перспектива рынка, величина капитала.

 

 

2.2 Экономическая оценка административных барьеров

23Одной из актуальных проблем российской экономики является высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности. Административные барьеры в экономике - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет.

Административные барьеры можно  сгруппировать следующим образом:

- При получении доступа  к ресурсам и правам собственности  на них (регистрация предприятия,  регистрация изменений в статусе  предприятия, его уставных документах, получение права на аренду  помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и другое);

- При получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и другое);

- При текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот).

Подобный «барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий для экономики.

Во-первых, он ведет к серьезным  экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте  цен, так и косвенным, связанным  с недопроизводством валового внутреннего  продукта из-за неэффективного использования  ресурсов.

24Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективным методов государственного регулирования.

В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную  почву для рентоориентированного  поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный»  бизнес.

Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной  деятельности, складываются из двух составных  частей:

-  трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - прямые потери;

- снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики) - косвенные потери.

Прямые потери возникают  из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального  выполнения правил, устанавливающих  административные барьеры. Эти выплаты  по своей экономической природе  представляют разновидность трансакционных издержек, поскольку представляют собой  не плату за ресурсы как таковые, а плату за право пользования  ими.

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

3.1 Рекомендации по совершенствованию правового регулирования собственности

Как и многие законы в  нашей стране закон о праве  собственности так же имеет недостатки. Поэтому рассмотрим проблему на примере  приватизации жилых помещений. Жилищный Кодекс, Закон о приватизации квартиры - Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», который был принят в 1991г.  – все эти документы регулируют вопросы: приватизация жилья, документы, условия приватизации. Многочисленные изменения и поправки постоянно вносятся в закон о приватизации квартир (2010г., а затем и 2013г. – вот сроки бесплатной приватизации жилищного фонда).

Для начала рассмотрим положительные  и отрицательные стороны приватизации жилых помещений.

Приватизация муниципальной  квартиры, (помещений государственного жилищного фонда) позволяет распоряжаться  ей в свободной форме. Человек  может продать жилье, подарить, передать по наследству, сделать перепланировку, совершить обмен, сдать - совершать  с собственностью любую сделку. В  случае развода на государственное  жилье оба бывших супруга имеют  одинаковые права на пользование  квартирой. Если кто-то один до брака  приватизировал квартиру и является ее собственником, то и после развода  он продолжает быть единственным ее владельцем. Но в случае долга человека перед  банком, например, невозможностью выплатить  кредит, государственную квартиру не могут отобрать, а вот своей  собственностью гражданин рискует - жилье можно потерять, отдав  его, чтобы решить возникшие денежные проблемы. В этом состоит минус  приватизации.  Следует отметить, что приватизация жилья (квартиры) по договору социального найма возможна лишь в том случае, если жилье было передано в пользование после 01 марта 2005г.

Есть еще один нюанс, на который стоит обратить внимание. Представим ситуацию: дом подлежит сносу. Всем жильцам, проживающим в  этом доме, должны предоставить соответствующее  жилье. По московским нормам на человека приходится 18 кв.м. Если у кого-то общая  площадь квартиры больше, то приватизировать  жилье следует. В этом случае при  сносе дома предоставят жилье  с такой же общей площадью. Но, если норма по метражу выходит  меньше, то проживающие имеют шанс бесплатно улучшить жилищные условия  при расселении и с приватизацией  лучше подождать. Проблемы могут возникнуть, если в муниципальном доме будет приватизирована лишь часть квартир, и встанет вопрос об ответственности за эксплуатацию инженерного оборудования и мест общего пользования - выделить доли собственности каждому из общего имущества невозможно, а неопределенная ответственность может провести к разрушению дома. Многие дома подлежат капитальному ремонту, а средств в бюджете, на его проведение нет. Продать эти дома и переселить из них жителей также невозможно (сокращение государственного жилищного строительства).

Так же проблемы могут возникнуть и в том случае, если весь дом перейдет в собственность граждан. Одинаковых людей не бывает, одни захотят нормально содержать жилье, другие не захотят, третьи просто не могут, в результате могут возникнуть конфликты, беспорядки, судебные споры. Категория пьющих собственников уже осуществляет, и будет осуществлять свое право собственности в сиюминутных интересах, а как следствие возможен неуправляемый процесс скупки жилья для его использования в целях спекуляции и наживы, увеличение числа бездомных, что, в свою очередь, породит еще одну проблему создания ночлежек для лиц, лишившихся жилья, и усугубит криминальную обстановку.

Приведем  пример из жизни, в городе Березники  в данный момент идет переселение  домов, и все жители квартир, которые  не приватизировали вовремя свое жилье, должны  жить в аварийном доме до тех пор, пока государство не предоставило им жилье. В итоге люди жили на свой страх и риск в аварийных домах продолжительное время. А когда жители не приватизированных квартир дожидаются очереди на жилье, их ожидает разочарование, так как обычно квартиры дают не в лучшем состоянии.

25Следует обратить внимание, что согласно ст. 158 ЖК РФ собственник обязан оплачивать расходы по содержанию, ремонту жилого помещения. А также платить налоги и сборы, установленные законодательством РФ. Налог на приватизированную квартиру (налог на имущество физических лиц) обязателен для уплаты собственниками жилья. Что касается приватизации кооперативной квартиры, то в соответствии со ст. 129 ЖК РФ после окончательной выплаты паевого взноса член жилищного кооператива становится собственником жилого помещения. Это подтверждается справкой о выплате пая. В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация служебной квартиры, а также жилого помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, запрещена. 

Многих  граждан волнует: возможна ли приватизация специализированного, ведомственного жилья? Существует категория граждан, желающих приватизировать свое жилье, но столкнувшихся со множеством проблем - это военнослужащие. Приватизация квартиры военнослужащим, приватизация служебного жилья довольно сложный процесс и решить его под силу бывает лишь квалифицированному специалисту. Дома, предоставленные для проживания военнослужащим, не имеют собственника (управляющей компании). Жилье построено на средства Министерства обороны, на него нет прав, техпаспортов. Поэтому приватизация жилья военнослужащими становится затруднительной. Но есть выход – обратиться за помощью к юристу, судебное рассмотрение дела, и приватизация военного жилья может стать осуществимой.

Право на приватизацию квартиры имеют  все граждане, проживающие на территории РФ, которые еще ни разу не воспользовались  им.

26Согласно ст. 11 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» человек может стать собственником один раз. При этом несовершеннолетние дети также могут участвовать в приватизации, но это не лишает их права после 18 лет еще раз участвовать в этом процессе. 

Следует помнить, приватизация возможна лишь в том случае, когда все наниматели на нее согласны. Здесь могут возникнуть проблемы – упрямство кого-то из родных, отсутствие бывшего мужа (жены), которые после развода не были выписаны из квартиры и др. Без их согласия приватизация невозможна. Дети, прописанные в квартире, также становятся участниками приватизации. При этом возможна приватизация квартиры на ребенка. Родители должны подготовить заявление и заручиться согласием органов опеки и попечительства. Отказ от приватизации квартиры – это неиспользование своего права на приватизацию. Любой человек, прописанный в квартире, может отказаться от участия в процессе приватизации в пользу других собственников. Но бывают и обратные ситуации, когда отказ от приватизации означает в целом несогласие на нее. Особенно это характерно для лиц пожилого возраста, считающих ее необязательной и ненужной. В этой ситуации приватизация невозможна. 

При оформлении квартиры в частную  собственность ее можно разделить  на доли между собственниками. Долевая  приватизация квартиры позволяет каждому  собственнику распоряжаться своей  долей по своему усмотрению. Многие юристы считают долевую собственность более подходящей и удобной. Например, при разводе можно будет избежать ситуации, связанной с разделом собственности. 

Несмотря на все минусы приватизации жилья, по статическим данным с каждым годом все больше людей приватизируют свои жилые помещения. Рассмотрим данное утверждение на примере таблицы 3.

27Таблица 3 – приватизация жилых помещений

 

Приватизировано жилых  
помещений 
в 2011 г.,  тыс.

Приватизировано жилых помещений  с начала  
приватизации на 1 января 2012 г.

 
 тыс.

в процентах от общего числа  
жилых помещений,  
подлежащих приватизации

Российская Федерация

340,1

28897,4

75,8

Центральный федеральный  округ

98,4

7962,1

73,5

Белгородская область

2,3

235,2

86,7

Брянская область

2,8

224,0

80,1

Владимирская область

4,1

371,2

76,0

Воронежская область

7,5

366,1

76,7

Ивановская область

2,6

257,9

75,7

Калужская область

3,0

243,3

75,5

Костромская область

2,2

166,5

73,6

Курская область

2,1

175,6

65,3

Липецкая область

2,0

213,9

77,6

Московская область

19,6

1523,7

67,9

Орловская область

1,9

138,6

79,4

Рязанская область

2,4

254,4

80,1

Смоленская область

2,7

232,3

72,5

Тамбовская область

1,7

175,9

75,6

Тверская область

4,6

346,3

81,0

Тульская область

4,5

406,1

73,1

Ярославская область

4,0

346,6

79,2

г. Москва

28,2

2284,4

71,9

Приволжский федеральный  округ

75,5

6087,4

78,2

Республика Башкортостан

10,4

695,6

83,5

Республика Марий Эл

1,7

132,0

68,6

Республика Мордовия

1,6

135,6

73,4

Республика Татарстан

9,6

741,0

84,7

Удмуртская Республика

4,2

328,2

70,5

Чувашская Республика

3,2

194,2

78,0

Пермский край

9,5

622,8

75,1

Кировская область

4,5

294,5

63,2

Нижегородская область

8,7

755,9

81,6

Оренбургская область

3,3

365,3

82,7

Пензенская область

1,9

255,0

82,5

Самарская область

7,6

770,9

82,6

Саратовская область

5,5

546,4

71,9

Ульяновская область

3,9

249,8

77,7

Уральский федеральный  округ

34,3

2931,5

76,7

Курганская область

2,3

192,6

86,6

Свердловская область

14,6

1238,2

77,3

Тюменская область

9,0

708,2

69,8

Информация о работе СОБСТВЕННОСТЬ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ