Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить и выявить пути решения проблемы в рамках компетенции социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: социальная работа в сфере социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.
2. Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в том числе.
Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям.
Многие исследователи считают, что дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 17%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только треть имело место насилования посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.4
Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища, неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.
В целях улучшения
положения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
принято постановление
Как мы видим, этот серьезный
социальный недуг является острой проблемой
нашего общества, оттого и является
одной из приоритетных направлений деятельности государства, которое
законодательно пытается решить эту проблему.
Однако в силу того, что законы не всегда
действуют должным образом или же действуют
недостаточно эффективно, результаты
деятельности государства в этой сфере
не становятся лучше. Приюты переполнены,
а органы социальной опеки не справляются
с их своевременным созданием. Не для кого
не секрет, что молодежь, находясь на раннем
этапе развития, нуждается в особой заботе
и помощи в области физического, духовного,
социального развития, а так же правовой
защите. Чтобы определить пути решения
проблемы социального сиротства, надо
представлять особенности этой социальной
категории.
1.2. Особенности
психологического развития
Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.
Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.
Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.5
Известны случаи, когда
у детей, живущих в детдомах с
их негативным эмоциональным окружением,
а также у тех, кто жил в
семье с конфликтной атмосферой
Наихудшие последствия для эмоционального развития ребенка имеет его разлуку с матерью и воспитание в доме младенца через полгода-год после рождения, т.е. в период, когда достигает пика чувство привязанности. Если дети, воспитывающиеся в домах младенца, приютах т.д., были лишены возможности поддерживать стабильные отношения с одним взрослым, ухаживающим за ними, то они не способны к крепкой привязанности, как не могут и отличить незнакомца от того, кто их кормил и о них заботился.
У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцами, ни специфических привязанностей, подобных тем, какие есть у «домашних» детей. Фактически они становятся столь же равнодушными по отношению к другим, как воспитатели – к ним. Недостаточная социальная стимуляция и слабая привязанность приводят к тому, что пик улыбчивости наступает у них на 7 недель позже, чем у «домашних» детей.
По данным многих исследований, дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, отличаются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением ребенка в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).
В то же время, есть данные, которые показывают, что переживание детьми шоковых травмирующих ситуаций способствует утрате чувства безопасности. Эти ситуации отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни и благополучию ребенка. Они могут быть вызваны нападениями животных, особенно собак; появлением чужих людей: драками; пьяными попойками и разборками; избиением или убийством родных или близких в присутствии детей, последствиями перенесения катастроф, войн, взрывов, смерти близких, насилием, жестоким обращением с детьми;
При переживании психотравмирующих кратковременных ситуаций у ребенка утрачивается чувство защищенности. Такие переживания непродолжительны. Но они сильно воздействуют на психику ребенка. Такими ситуациями могут быть утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная семья, перемена места жительства, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и т.д.
При переживании постоянных психотравмирующих ситуаций у детей появляется беззащитность. Она может возникнуть при переживании ребенком семейных конфликтов, противоречий в воспитании, неуспеваемости, появлении нового члена семьи (отчима, мачехи, брата, сестры), враждебной, жестокой семьи, резкой смене типа воспитания, приемной семьи, при помещении ребенка в чужую семью, направление его в специальные учреждения, прохождение процедуры суда, отторжение из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, отрыв от семьи, смена школьного коллектива.
Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. Причиной этого может быть разлука с матерью, неспособность матери создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление его в детское учреждение, перенесение тяжелых заболеваний и другие.
Дети, оказывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных ситуаций, что приводит ко многим психологическим особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного рода психические травмы, очень трудно оценить с позиций нормального поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.
По данным ученых, обнаружить
последствия пережитых
По данным психологических исследований нарушения поведения и развития у детей, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.
Поведение детей характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.6
Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
По мнению зарубежных психологов причины психологических травм, объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни человека у него вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как, например, чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое показывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы открывает и обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учится, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И далее очень важно, что у ребенка последует за этим открытием. Если он сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше в своем развитии как личность. Если он не смог преодолеть трудности, стоящие перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых иллюзий и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, он останется надолго инфантильной личностью.
Нам представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви отношения между человеческими существами. Формируются они между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами и т.д. Привязанности могут образовываться как очень сильные и довольно продолжительные. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты.
Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей