Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить и выявить пути решения проблемы в рамках компетенции социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: социальная работа в сфере социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.
2. Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.
Специалистам, работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как развиваются привязанности между детьми и родителями, и что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности на психическое развитие ребенка.
По мнению педагогов наиболее активно социализация протекает в детстве. Для каждого возрастного этапа развития личности можно выделить специфические задачи социализации. Эти задачи можно разделить на естественно- и социально-культурные, социально-психологические.
Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического развития, темпами полового созревания и т.д.).
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – отличаются спецификой в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформированностью мировоззрения, направленностью личности).
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение. На протяжении дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с окружающими людьми, научается самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция среди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах.
При этом если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и решениям.
В исследованиях социализации показано, что изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию человека в неудачную. Возможность личности достичь успеха зависит от ее умения адаптироваться к новым условиям. Социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.
Анализ психолого-педагогическо
Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:
Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.7
Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.
Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков.
Краткая характеристика
1.3. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.8
Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).9 Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. 10
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей(истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.11
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. (Пчелинцева, с.84) В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона. 12
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства.
В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:
1. Семейные формы устройства детей
- усыновление (удочерение)
- опека (попечительство)
2. Государственно-общественные формы устройства детей
- семейный детский дом (приемная семья)
- детские деревни SOS
- временная приемная семья
- фостеровская (замещающая семья)
- патронатная семья
3. Государственные формы устройства детей
- дом ребенка
- детский дом
- школа-интернат
- приют
- центры временного содержания детей.
Безусловно, самой предпочтительной и оптимальной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление.13
Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью.14 Это лучшая для ребенка, оставшегося без попечения родителей, форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. И правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».
Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей