Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить и выявить пути решения проблемы в рамках компетенции социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: социальная работа в сфере социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.
2. Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.
Чрезвычайно актуальной
формой деятельности по предупреждению отказов от материнства является
конкретная работа в группах повышенного
риска. Одной из таких форм является женский
кризисный центр.
В нашей стране беременные получают исключительно
акушерско-гинекологическую помощь в
районных женских консультациях, в то
время как большой круг проблем, с которыми
сталкивается женщина в период беременности
и родов, имеет психологическую природу,
т. к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь
ребенка, совершенно не защищена психологически.
Она тяжелее переживает семейные конфликты,
связанные с развитием семьи, непонимание
молодого супруга, родителей. Беременные
вообще острее переживают постоянно существующую
в обществе агрессию, отсутствие деонтологической
культуры и психологической поддержки
у медицинского персонала, работающего
с беременными. Глобальный страх за свое
будущее, за будущее своего ребенка становится
характерным для всех беременных женщин
и особенно для женщин из социально незащищенных
слоев общества и может подтолкнуть их
к отказу от активной борьбы за свое будущее
- к отказу от своего ребенка. Поэтому,
исходя из жизненной необходимости решения
проблемы профилактики отказов от материнства
в нашей стране, группа специалистов и
исследователей врачей, психологов, юристов,
социальных работников - объединились
для реализации программы под общим названием
- "Профилактика раннего социального
сиротства". Впервые в нашей стране
предпринимается попытка помочь женщинам,
находящимся в тяжелом жизненном кризисе,
способном подтолкнуть ее к роковому поступку,
создается служба, способная возвратить
ребенка его биологической матери. Разработанная
программа носит отчетливо профилактическую
направленность. С учетом сложности каждой
ситуации и трудностей ее коррекции система
профилактики построена как многоступенчатая
модель, позволяющая длительно находиться
в постоянном контакте с молодыми родителями,
особенно с матерями, с тем, чтобы иметь
возможность оказать ей медико-социальную
помощь в любом необходимом объеме с учетом
всех причинных компонентов ситуации
отказа от материнства. Исходя из поставленных
задач, к осуществлению программы привлекаются
специалисты разных областей медицинские
работники (акушеры-гинекологи, психиатры,
педиатры и др.), психологи, психотерапевты,
социальные работники, экономисты; каждый
из которых на разных этапах профилактической
деятельности имеют свои четко очерченные
задачи. Для решения этой главной задачи
необходимо: соблюдение законности, прав
человека и строгой добровольности в работе
с "отказницами"; - принимая во внимание
тот факт, что психологический кризис,
который приводит будущую мать к отказу
от своего ребенка, развивается задолго
до родов; важно как можно раньше выявить
таких женщин; учитывая многообразие вариантов
"отказного поведения", в каждом конкретном
случае необходимо глубоко разобраться
в его причинах, разработать и осуществить
соответствующие мероприятия. Привлечь
для этих целей самый широкий круг специалистов:
психологов, врачей, социальных работников,
юристов; - оказать социальную, психологическую
и другие виды помощи беременным и молодым
матерям, оказавшимся в состоянии душевного
кризиса, угрожающего нарушить связь с
младенцем, но способным при определенной
поддержке найти в себе силы в будущем
организовать свою жизнь; оказать нуждающимся
медицинскую и психокоррекционную помощь,
предпринять попытку к реабилитации и
помочь женщинам с преходящими психическими
нарушениями адаптироваться к роли матери,
научить их правильному взаимоотношению
с ребенком; мы должны разработать четкие
критерии, которые позволили бы как можно
раньше выявить женщин, вообще не готовых
выполнять материнские функции. Способствовать
скорейшему усыновлению детей, рожденных
от таких матерей, оказать им соответствующую
помощь; разработать механизм объективизации
отбора женщин для прерывания беременности
по "социальным" показаниям; необходимо
стремиться нормализовать психологический
и социальный климат в семьях бывших "отказниц"
и тем самым способствовать профилактике
рецидивов, учредить институт социально-психологического
патронажа таких семей; - одним из главных
направлений всей профилактической политики
должно стать улучшение качества наблюдения
за беременными женщинами. Особое внимание
следует уделять ведению беременности
несовершеннолетних женщин, матерей-одиночек,
женщин из социально незащищенных слоев
общества. Добиваться внедрения современных
форм и методов пренатальной поддержки,
включающей обязательную социально-психологическую
помощь беременным женщинам, в том числе
и стационарную; - важную роль должно сыграть
санитарное просвещение в т. н. группах
высокого риска (выпускницы интернатных
заведений, ПТУ и т. д.) по вопросам полового
воспитания, основ планирования семьи,
использования контрацептивов; - необходимо
добиваться повсеместного внедрения современных
принципов контрацептивной политики по
отношению к женщинам с хроническими психическими
заболеваниями; - глубоко изучить законодательный
опыт зарубежных стран в области предупреждения
социального сиротства, внедрить его современные
формы, в том числе институт анонимных
родов. В нашей стране для реализации намеченных
задач пока отсутствует необходимая материальная
база. 19
Необходимо создать такую психолого-социальную службу, которая
включает в свой состав психолога, психиатра,
социального работника. По вызовам она
выезжает в родильные дома для выяснения
на месте причин отказа, для оказания экстренной
социально-психологической помощи матерям-"отказницам"
и решения вопроса о дальнейшем реабилитации.
В родильном доме группа специалистов
постоянно работает с социально незащищенными
группами женщин, помогая им преодолеть
психологические конфликты, корригируя
нервно-психические нарушения, формируя
у них положительную установку на вынашивание
беременности, на материнство, обучая
навыкам взаимодействия с будущим младенцем.
В процессе такой превентивной психотерапевтической
работы выявляются женщины, угрожаемые
по деструктивному материнскому поведению,
осуществляется интенсивная психокоррекционная
и социальная помощь.
2.2 Профилактика социального сиротства в РХ, в г.Абакане
В Абакане проживает около восьмисот детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Органам, осуществляющим управление в сфере образования в городе Абакане, предложено обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. Особое внимание следует обратить на улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа. Реформирование деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе должны стать ведущими направлениями в работе по выполнению Указа Президента РФ.
На приобретение квартир из республиканского бюджета было перечислено 29 миллионов 345 тысяч рублей. С 2011 года детям–сиротам, достигшим совершеннолетия, в случае если их родители не имели никакого жилья, приобретаются отдельные однокомнатные квартиры.
Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация – самые тонкие и чуткие (в кавычках) психологи советского государства. Создатели системы не сомневались, что неблагоприятные случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой профилактике социального сиротства в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.
В последние годы в Хакасии наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных и беспризорных детей. Эта проблема эффективно решается программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программно-целевой метод обеспечивает достаточный уровень межведомственной координации, обеспечивает взаимодействие при выработке общих подходов по социальной поддержке и улучшению положения детей. Данная республиканская целевая программа разрабатывается в составе подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты». Общий объем финансирования на 2008-2010 гг. - 86 миллионов 400 тысяч рублей.
Особой защиты общества требуют дети, которых в силу жизненных обстоятельств не могут защитить родные родители. А число таких детей, оставшихся без попечения родителей, год от года растёт. Сегодня в Хакасии среди всех детей в возрасте до 18 лет - 4 % -сироты. Получается, что каждый 20-ый ребёнок в нашей республике воспитывается без родителей. Причём, большая часть таких детей 83 % - социальные сироты, их родители живы.
Сейчас в Хакасии существуют три формы воспитания, которые могут заменить детям родную семью - усыновление, опека и попечительство и приёмная семья. Таким образом, 17 % детей воспитываются в государственных учреждениях образования, а 83 % в замещающих семьях. На сегодняшний день в Хакасии 357 приёмных семей.
Как такового центра профилактики социального сиротства в Абакане нет. Однако этим занимаются такие учреждения, как детский дом «Малышок». Наряду с этим разработаны несколько целевых программ, такие как: «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Дети Хакасии».
На основе всех этих данных можно сделать такой прогноз: так как количество социальных сирот уменьшается, то возможно, что к 2014 году процентное соотношение социальных сирот к количеству детей-сирот уменьшится до 80 % и менее.
Заключение.
Анализируя изложенный выше материал, можно сделать некоторые основные выводы.
Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях приемной семьи.
Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.
Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
Особое значение имеет изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.
Одним из самых важных является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.
Наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.
Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.
В целом, очевидно, что
государство должно скоординировать
действия большого количества социальных
служб, возможно и создать новую,
для оказания своевременной психосоциальной
помощи как детям – сиротам и детям оставшимся без попечения
родителей, так и родителям, которые по
каким-то причинам отказались или намерены
отказаться от своих детей, выявлять такие
случаи, а в большинстве и предотвращать
их. И одним из главных направлений работы
должно быть формирование семейной политики,
нацеленной на укрепление семьи, как социального
института, пропаганда семейных ценностей
в средствах массовой информации.
Библиографический список
1. Закон РФ от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости РСФСР. 1991№29. ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. №46 ст. 2618 см.: П.7 ст. 53, п.6 ст.64 и п.6 ст.75
2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.
3. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
4. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.
5. Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г.№732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006годы.
7. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796., подп. 20 п.5 Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ
8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.
9. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.
10. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 3 июня 2006).
11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 10 января 2003года)
13. Федеральный закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995 См.: П.1 ст.1 №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378
14.http://spb-tei.ru/referats/
15.http://ecsocman.hse.ru/
16.http://do.gendocs.ru/docs/
17.http://www.educat.
18.http://books.google.ru/
19.http://www.pedlib.ru/Books/
20.http://ru.calameo.com/read/
21.http://www.bibliofond.ru/
22. Сафонова Т.Я. - Реабилитация детей в приюте. – М., 1995
1 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с26
2 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. С 260-272
Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей