Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и выявить пути решения проблемы в рамках компетенции социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: социальная работа в сфере социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.
2. Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайно актуальной формой деятельности по предупреждению отказов от материнства является конкретная работа в группах повышенного риска. Одной из таких форм является женский кризисный центр.  
В нашей стране беременные получают исключительно   акушерско-гинекологическую   помощь в районных женских консультациях, в то время как большой круг проблем, с которыми сталкивается женщина в период беременности и родов, имеет психологическую природу, т. к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь ребенка, совершенно не защищена психологически. Она тяжелее переживает семейные конфликты, связанные с развитием семьи, непонимание молодого супруга, родителей. Беременные вообще острее переживают постоянно существующую в обществе агрессию, отсутствие деонтологической культуры и психологической поддержки у медицинского персонала, работающего с беременными. Глобальный страх за свое будущее, за будущее своего ребенка становится характерным для всех беременных женщин и особенно для женщин из социально незащищенных слоев общества и может подтолкнуть их к отказу от активной борьбы за свое будущее - к отказу от своего ребенка. Поэтому, исходя из жизненной необходимости решения проблемы профилактики отказов от материнства в нашей стране, группа специалистов и исследователей врачей, психологов, юристов, социальных работников - объединились для реализации программы под общим названием - "Профилактика раннего социального сиротства". Впервые в нашей стране предпринимается попытка помочь женщинам, находящимся в тяжелом жизненном кризисе, способном подтолкнуть ее к роковому поступку, создается служба, способная возвратить ребенка его биологической матери. Разработанная программа носит отчетливо профилактическую направленность. С учетом сложности каждой ситуации и трудностей ее коррекции система профилактики построена как многоступенчатая модель, позволяющая длительно находиться в постоянном контакте с молодыми родителями, особенно с матерями, с тем, чтобы иметь возможность оказать ей медико-социальную помощь в любом необходимом объеме с учетом всех причинных компонентов ситуации отказа от материнства. Исходя из поставленных задач, к осуществлению программы привлекаются специалисты разных областей медицинские работники (акушеры-гинекологи, психиатры, педиатры и др.), психологи, психотерапевты, социальные работники, экономисты; каждый из которых на разных этапах профилактической деятельности имеют свои четко очерченные задачи. Для решения этой главной задачи необходимо: соблюдение законности, прав человека и строгой добровольности в работе с "отказницами"; - принимая во внимание тот факт, что психологический кризис, который приводит будущую мать к отказу от своего ребенка, развивается задолго до родов; важно как можно раньше выявить таких женщин; учитывая многообразие вариантов "отказного поведения", в каждом конкретном случае необходимо глубоко разобраться в его причинах, разработать и осуществить соответствующие мероприятия. Привлечь для этих целей самый широкий круг специалистов: психологов, врачей, социальных работников, юристов; - оказать социальную, психологическую и другие виды помощи беременным и молодым матерям, оказавшимся в состоянии душевного кризиса, угрожающего нарушить связь с младенцем, но способным при определенной поддержке найти в себе силы в будущем организовать свою жизнь; оказать нуждающимся медицинскую и психокоррекционную помощь, предпринять попытку к реабилитации и помочь женщинам с преходящими психическими нарушениями адаптироваться к роли матери, научить их правильному взаимоотношению с ребенком; мы должны разработать четкие критерии, которые позволили бы как можно раньше выявить женщин, вообще не готовых выполнять материнские функции. Способствовать скорейшему усыновлению детей, рожденных от таких матерей, оказать им соответствующую помощь; разработать механизм объективизации отбора женщин для прерывания беременности по "социальным" показаниям; необходимо стремиться нормализовать психологический и социальный климат в семьях бывших "отказниц" и тем самым способствовать профилактике рецидивов, учредить институт социально-психологического патронажа таких семей; - одним из главных направлений всей профилактической политики должно стать улучшение качества наблюдения за беременными женщинами. Особое внимание следует уделять ведению беременности несовершеннолетних женщин, матерей-одиночек, женщин из социально незащищенных слоев общества. Добиваться внедрения современных форм и методов пренатальной поддержки, включающей обязательную социально-психологическую помощь беременным женщинам, в том числе и стационарную; - важную роль должно сыграть санитарное просвещение в т. н. группах высокого риска (выпускницы интернатных заведений, ПТУ и т. д.) по вопросам полового воспитания, основ планирования семьи, использования контрацептивов; - необходимо добиваться повсеместного внедрения современных принципов контрацептивной политики по отношению к женщинам с хроническими психическими заболеваниями; - глубоко изучить законодательный опыт зарубежных стран в области предупреждения социального сиротства, внедрить его современные формы, в том числе институт анонимных родов. В нашей стране для реализации намеченных задач пока отсутствует необходимая материальная база. 19

Необходимо создать такую психолого-социальную службу, которая включает в свой состав психолога, психиатра, социального работника. По вызовам она выезжает в родильные дома для выяснения на месте причин отказа, для оказания экстренной социально-психологической помощи матерям-"отказницам" и решения вопроса о дальнейшем реабилитации. 
В родильном доме группа специалистов постоянно работает с социально незащищенными группами женщин, помогая им преодолеть психологические конфликты, корригируя нервно-психические нарушения, формируя у них положительную установку на вынашивание беременности, на материнство, обучая навыкам взаимодействия с будущим младенцем. В процессе такой превентивной психотерапевтической работы выявляются женщины, угрожаемые по деструктивному материнскому поведению, осуществляется интенсивная психокоррекционная и социальная помощь.

2.2 Профилактика социального сиротства в РХ, в г.Абакане

В Абакане проживает  около восьмисот  детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Органам, осуществляющим управление в сфере образования  в городе Абакане, предложено обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. Особое внимание следует обратить на улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа. Реформирование деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе должны стать ведущими направлениями в работе по выполнению Указа Президента РФ.

На приобретение квартир  из республиканского бюджета было перечислено 29 миллионов 345 тысяч рублей. С 2011 года детям–сиротам, достигшим совершеннолетия, в случае если их родители не имели никакого жилья, приобретаются отдельные однокомнатные квартиры.

Профилактикой социального  сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация – самые тонкие и чуткие (в кавычках) психологи советского государства. Создатели системы не сомневались, что неблагоприятные случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой профилактике социального сиротства в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.

В последние годы в  Хакасии наметилась тенденция к  сокращению количества безнадзорных и беспризорных детей. Эта проблема эффективно решается программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программно-целевой метод обеспечивает достаточный уровень межведомственной координации, обеспечивает взаимодействие при выработке общих подходов по социальной поддержке и улучшению положения детей. Данная республиканская целевая программа разрабатывается в составе подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты». Общий объем финансирования на 2008-2010 гг. - 86 миллионов 400 тысяч рублей.

Особой защиты общества требуют дети, которых в силу жизненных  обстоятельств не могут защитить родные родители. А число таких  детей, оставшихся без попечения  родителей, год от года растёт. Сегодня в Хакасии среди всех детей в возрасте до 18 лет - 4 % -сироты. Получается, что каждый 20-ый ребёнок в нашей республике воспитывается без родителей. Причём, большая часть таких детей 83 % - социальные сироты, их родители живы.

Сейчас в Хакасии  существуют три формы воспитания, которые могут заменить детям  родную семью - усыновление, опека и попечительство и приёмная семья. Таким образом, 17 % детей воспитываются в государственных учреждениях образования, а 83 % в замещающих семьях. На сегодняшний день в Хакасии 357 приёмных семей.

Как такового центра профилактики социального сиротства в Абакане нет. Однако этим занимаются такие учреждения, как детский дом «Малышок». Наряду с этим разработаны несколько целевых программ, такие как:  «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Дети Хакасии».

На основе всех этих данных можно сделать такой прогноз: так как количество социальных сирот  уменьшается, то возможно, что к 2014 году процентное соотношение социальных сирот к количеству детей-сирот  уменьшится до 80 % и менее.

 

Заключение.

Анализируя изложенный выше материал, можно сделать некоторые  основные выводы.

Оказание  помощи этой категории  детей может осуществляться  как в  учреждениях интернаторного типа,  так  и    в   условиях приемной   семьи.

Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это  будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка  навыков независимой самостоятельной жизни.

Особое значение имеет изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания. 

Одним из самых важных является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.

Наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Самыми распространенными  формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения  детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

В целом, очевидно, что  государство должно скоординировать  действия большого количества социальных служб, возможно и создать новую, для оказания своевременной психосоциальной  помощи как детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, так и родителям, которые по каким-то причинам отказались или намерены отказаться от своих детей, выявлять такие случаи, а в большинстве и предотвращать их. И одним из главных направлений работы должно быть формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. 

Библиографический список

1. Закон РФ от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости РСФСР. 1991№29. ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. №46 ст. 2618 см.: П.7 ст. 53, п.6 ст.64 и п.6 ст.75

2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.

3. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

4. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.

5. Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г.№732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006годы.

7. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796., подп. 20 п.5 Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ

8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

9. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

10. Семейный  кодекс РФ от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 3 июня 2006).

11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 10 января 2003года)

13. Федеральный закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995  См.: П.1 ст.1  №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378

14.http://spb-tei.ru/referats/436-problema-sirotstva-reabilitacija-detejj.html

15.http://ecsocman.hse.ru/data/424/147/1211/Rykun_Yuzhaninov_Profilaktika_soc.sirotstva.pdf

16.http://do.gendocs.ru/docs/index-306062.html

17.http://www.educat.samregion.ru/activity/podderzhka/

18.http://books.google.ru/books/about/Мир_входящему.html?id=HgjXAAAACAAJ&redir_esc=y

19.http://www.pedlib.ru/Books/6/0120/6_0120-27.shtml

20.http://ru.calameo.com/read/00141762190d1363cc619

21.http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=440686

22. Сафонова Т.Я. - Реабилитация детей в приюте. – М., 1995

1 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с26

2 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. С 260-272

Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей