Социальная терапия, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:58, реферат

Описание работы

Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.
Сегодня любой из нас испытывает на себе как непосредственное воздействие некоторых неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное - через окружающую социальную среду. Например, в Москве в среднем 5 из 10 жителей в той или иной степени нуждаются в помощи психиатра, а в северо-восточном округе столицы - 7 из 10. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей.

Файлы: 1 файл

Социальная терапия.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

) анализ динамики развития  внутригрупповых отношений с  выходом на проблематику отдельного  участника;

) коррекция отношений, закрепление  достижений;

) обсуждение результатов  терапии, подведение итогов;

) рефлексия.

Социодрама - также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.

Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама - техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Такой вид социальной терапии, как арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д.

Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) - это форма терапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.

Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Семейная терапия - это деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.

И, наконец, особое место среди различных методов и форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние годы начинает получать распространение и у нас, в России.

Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При лечении алкоголизма главную терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.

В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т. к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.

Многие специалисты также считают, что создание терапевтических общин, или коммун - это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна - представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.

Чаще всего социальная терапия связанна с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной сфере, нуждающихся в определенной коррекции и активизации их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.

Социально-терапевтическая и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.

Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.

Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

Следующая глава посвящается рассмотрению того, как проводится социальная терапия в деятельности стационарных социальных учреждений в отношении пожилых граждан и инвалидов.

 

2. Социальная терапия  и методика её осуществления

 

.1 Подходы и  методы социальной терапии

 

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться.

Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

. Административные. Характерными  особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным  нормам и правилам, существующим  в обществе (законы, инструкции, положения  и т.п.).

Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения.

Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений.

Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.

. Экономические методы. Данная  группа методов социальной терапии  предполагает, что в процессе  их использования могут быть  учтены и проанализированы экономические  интересы и экономическое положение  того или иного социального  субъекта. Примерами подобных методов  являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические  санкции. Эффективность экономических  методов социальной терапии значительно  возрастает, когда их использование  сопровождается применением и  ряда других методов.

. Психолого-педагогические  методы. В отличие от административных  и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.

Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.

Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.

 

2.2 Эволюция понятия  социальной терапии в теории  и практике социальной работы

 

Понятие социальной терапии в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Прежде всего, это связано с исторической эволюцией термина «терапия».

В переводе с греческого слово «терапия» буквально означает «забота, уход, лечение». По традиции, берущей свое начало еще со времен становления древнегреческой медицины, употребление этого термина было неразрывно связано с деятельностью врача, как основного субъекта терапевтического воздействия.

Объектом же терапевтического воздействия в таком традиционном взгляде на понятие терапии являлся больной, т.е. человек, нуждающийся в лечении. Таким образом, понятие терапии, начиная с древнегреческого периода и вплоть до XVI-XVII веков носило исключительно медицинский характер.

В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем.

Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п.

В 1870-е годы в США, а затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности.

Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту - с психокоррекцией.

В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем.

В работе М. Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе.

С этого времени практическая социальная работа все чаще стала осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи.

Информация о работе Социальная терапия, ее сущность