Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:58, реферат
Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.
Сегодня любой из нас испытывает на себе как непосредственное воздействие некоторых неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное - через окружающую социальную среду. Например, в Москве в среднем 5 из 10 жителей в той или иной степени нуждаются в помощи психиатра, а в северо-восточном округе столицы - 7 из 10. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей.
К сожалению, для наших, российских домов-интернатов и других стационарных учреждений, предназначенных для проживания стариков, такие случаи не являются редкостью. С печалью следует констатировать, что российские дома-интернаты слишком бедны и убоги, и большинство их жильцов, имей они такую возможность, с радостью бы ушли без оглядки оттуда. Остается констатировать, что нам еще очень далеко до того уровня, который достигнут в по-настоящему цивилизованных странах.
Например, в тех же США, когда наступает такой момент, что старый одинокий человек уже не может отвечать сам за себя и нуждается в постоянном присмотре и помощи, его помещают в дом для престарелых - т.н. «нёрсен-хоум».
Следует отметить, что в американских домах для престарелых никогда нет свободных мест. Наоборот, люди в очереди стоят. Сегодня человек умер, а завтра на его кровати уже очередной клиент. «Нёрсен-хоумы» бывают государственные и частные. Месяц пребывания в этом заведении стоит примерно 4000 долларов. Это намного больше, чем нужно в месяц на питание и лечение одному старому человеку. Так что это довольно выгодный бизнес.
Весь персонал «нерсен-хаусов», даже социальные работники, считается медицинскими работниками. Это прежде всего связано с тем, что в США все профессии, так или иначе имеющие отношение к медицине, оплачиваются гораздо выше. Поэтому даже обыкновенная санитарка зарабатывает очень высоко, особенно если учитывать, страховки и прочие выгодные условия.
Кстати, должность американской санитарки солиднее - «нёрсен-ассистант». Но даже ля того, чтобы работать санитаркой (менять памперсы, водить стариков в туалет, перестилать им постель, кормить с ложечки и т.п.), нужно закончить специальные трехмесячные курсы и сдать экзамен. И получить специальный сертификат.
В американских домах старости, в отличие от наших, всегда тихо, уютно, чисто. Палаты небольшие, на двоих. Каждая кровать отделена занавесками. По коридорам неслышно разъезжают на креслах-колясках старички и старушки, некоторые засыпают посреди коридора.
Здесь все - и страдающие потерей памяти, и парализованные, и инвалиды с рождения, и просто тихо умирающие от старости. У каждого из стариков - свой индивидуальный план: массаж, лечение. Почти никто из них уже сам не ходит. Все они в памперсах, которые круглосуточно сменяются каждые два часа. Кормят хорошо. Каждую неделю парикмахер завивает старушкам букли и делает им маникюр (даже если они не просят об этом или вообще не осознают, где они и что с ними). В специальном зале показывают кино. Чаще всего - это фильмы времен их молодости.
Регулярно в дома-интернаты приезжают проповедники и священники разных конфессий, дабы пожилые люди имели возможность отправлять свои религиозные потребности. Часто приезжают туда и волонтеры-то детский хор привезут, то домашний зверинец, то специально обученных собак из волонтерской службы «помощи умирающим». Считается, что общение с ласковыми животными немного облегчает страдания.
Заключение
Социальная терапия - сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике. Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья - состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Методы социальной терапии - это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.
Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.
Для большинства из них социальная терапия - это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Собственно говоря, сегодня в социотерапевтической помощи нуждается большинство россиян. Однако в условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый из них может рассчитывать на получение этого вида помощи.
Объяснить это можно целым рядом причин.
Во-первых, это связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы. Как показано в заключительной главе данной работы, качественное оказание социотерапевтической помощи часто возможно только в таких условиях, на создание которых у современной российской системы социальной защиты населения денег просто нет.
Следовательно, сегодня для повсеместного внедрения социальной терапии как технологии социальной работы в практическую деятельность социальных служб и учреждений необходим или дополнительный приток значительных финансовых средств в государственную систему социального обслуживания населения в целом, или переход какой-то доли из этих служб и учреждений в частную собственность, с тем, чтобы иметь возможность окупать свои расходы и изыскивать доходы на улучшение материальных условий.
Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. Лишь малая доля из тех социальных работников, которые сегодня работают в учреждениях социального обслуживания, обладают достаточным багажом таких знаний.
В-третьих, причиной несколько смутных перспектив внедрения социальной терапии в практическую деятельность российских социальных служб и учреждений является методологическая не разработанность ее осуществления как технологической процедуры.
Прежде всего, не ясно, какую из моделей следует взять за основу при ее внедрении в практику - макро-уровневая модель, находящаяся на уровне общественного целеполагания и направленная на оказание широкой социотерапевтической помощи нуждающимся социальным группам; или индивидуально-ориентированная, направленная на оказание помощи конкретному нуждающемуся клиенту.
В первом случае существует достаточно серьезная опасность слишком расширенного понимания социальной терапии, которое, в свою очередь, может свести ее осуществление к демагогии. Во втором случае, как мы можем судить по западному опыту, социальная терапия рискует сузиться до психотерапии.
Не совсем ясен также вопрос, кто конкретно, какие именно специалисты должны заниматься оказанием социотерапевтической помощи - весь штатный персонал учреждений социального обслуживания, или только те, кто входит в «ближний круг» этой области (а он может быть весьма широк - специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги, трудотерапевты, библиотекари, культорганизаторы, медицинский персонал и т.д.), или этой деятельностью должны заниматься избирательно-то есть только психологи и психотерапевты.
Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности служб и учреждений социального обслуживания пока еще почти не осуществляется (или осуществляется по большей части «на бумаге»). Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, устранения пробелов в нормативной базе, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.
Список литературы
терапевтический терапия социальный инвалид
1. Психология социальной работы: Учебное пособие /О.В. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.
. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию /Пер. с англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. -672 с.
. Социальная работа /Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс, 2000. - 576 с.
. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
. Технология Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
. Филозоп А.А. Психокоррекционные возможности танцевальной терапии в работе с лицами пожилого возраста. // Психология зрелости и старения. - 2002, №1 (17). - С. 105-110.
. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. - СПб.: «Речь», 2001. - 160 с.
. Черносвитов Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей. // Психология зрелости и старения. - 2000, №1 (9). - С. 19 - 39.
. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.
. Технология социальной работы. Ч. 1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
. Решетников О.В. Концепция
социального служения в
. Федеральный закон «О
благотворительной
. Ерусланова Р.И. «Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие» Издательство: Дашков и К, 2007.
. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Изд-вo ДВГТУ, 2006.
. Справочное пособие по социальной работе /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.