Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:58, реферат
Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.
Сегодня любой из нас испытывает на себе как непосредственное воздействие некоторых неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное - через окружающую социальную среду. Например, в Москве в среднем 5 из 10 жителей в той или иной степени нуждаются в помощи психиатра, а в северо-восточном округе столицы - 7 из 10. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей.
При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса.
Для большинства молодых психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами). Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека.
Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы.
Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа.
В практике социальной работы сложился даже специальный термин - social casework, указывающий на проведение индивидуальной социальной работы с одним клиентом, где основным методом является терапевтическое воздействие на клиента (а не группу) чисто психологическими техниками.
Симбиоз психоаналитиков и социальных работников в США просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения.
Так, например, Вильгельм Райх - последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет».
Постепенно в социальные службы стало приходить новое поколение психологов, в большей степени ориентированных на решение социальных проблем общества. Так, Карл Роджерс, начинавший свою профессиональную деятельность именно в этот период, вспоминал об этих годах своих исканий: «Психиатры в области социальной службы, казалось, говорили на моем языке, и я стал проявлять интерес к социальной работе и перебрался работать в учреждения местного и даже государственного масштаба».
Работа в социальных службах стимулировала разработку новых технологий и методов. Того же К. Роджерса работа с трудными подростками, по большей части происходившими из бедных семей, для которых психоаналитическая модель была явной неадекватной, привела к мысли о необходимости создания теории клиенториентированной терапии.
В целом заметное присутствие в социальной работе в эти годы методов психологии привело к оформлению в теории социальной работы концепции психосоциального подхода, ставившей во главу угла проведение социальной терапии на микро-уровне, т.е. на уровне индивидуальной терапии и коррекции личности и поведения клиента.
В этот же период начал развиваться интерес к групповой работе как технологии социальной работы. В США возникновение этого интереса привело к образованию в 1936 г. Национальной ассоциации по изучению групповой работы. Вскоре под эгидой этой ассоциации начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе».
После второй мировой войны социальные предпосылки социальной работы резко изменились. Значительная доля работы социальных работников оказалась связанной с оказанием помощи по залечиванию душевных травм, нанесенных войной, по адаптации и социальной реабилитации солдат, прибывших с войны, восстановлению нарушенных войной их социальных и семейных связей. Работая над этими задачами, многие специалисты независимо друг от друга начали приходить к убеждению, что содействие индивиду в оптимальной адаптации эффективнее происходит при выходе на его ближайшее социальное окружение, прежде всего - семью.
К середине 1950-х годов в социальной работе окончательно утвердился новый вид социальной терапии с малой группой - семейная терапия.
Примерно в эти же годы в США и некоторых других развитых западных странах стали активно разворачиваться различные социальные программы «помощи бедным». В связи с этим возникла актуальность разработки методов и форм, эффективных применительно к работе с этой категорией населения.
Постепенно специалисты-практики пришли к убеждению, что в работе с бедными слоями населения индивидуальные формы и методы, основанные преимущественно на вербальном воздействии, не эффективны. Фрэнк Ризман в своей книге «Душевное здоровье бедняков» объяснил этот феномен тем, что «бедняки хуже владеют словом, чем средние слои, и действие вообще органично для их среды обитания». Ф. Ризман считал, что более эффективным в этих случаях является ролевая игра, т.е. метод, основанный на действии.
Другим эффективным методом, в котором вербальное воздействие не играло практически никакой роли, стала арт-терапия.
Стремление вовлечь в терапевтический контекст малообеспеченные категории населения влекло значительные финансовые издержки и требовало привлечения достаточно большого количества квалифицированных специалистов, которых не хватало, что вместе привело к повсеместному распространению групповых форм работы.
Работа в группах позволила психологам и социальным работникам прийти к удивительному открытию, что многим людям с проблемами для восстановления нужна просто подходящая обстановка, в которой они могут проработать свои проблемы. С одной стороны, это привело к изменению традиционных микро-отношений «клиент - оказывающий помощь», где клиент фактически являлся «зависимым придатком своего терапевта».
В групповой работе обнаружилось, что клиент не обязательно должен быть пассивным объектом профессиональных воздействий специалиста.
Напротив, он способен проявлять активность и изменять себя - самостоятельно или с помощью группы. Открытие возможностей групповых форм работы позволило сделать прорыв из сети психотерапевтических техник к более широкому пониманию предназначения терапевтического воздействия в рамках социальной работы.
С другой стороны, открытие терапевтических ресурсов группы позволило включить в число субъектов социальной терапии не только психотерапевтов и социальных работников, но и саму группу и ее членов, как самостоятельных и иногда самодостаточных условий проведения эффективной социальной терапии. Отсюда уже оказалось недалеко до признания факта важности в социальной терапии роли общины, а также различных факторов социальной среды, окружающей объект или объекты терапевтического воздействия.
Так постепенно социальная терапия как технология социальной работы освободилась от излишнего налета психологичности, акцента в сторону индивидуальных форм терапевтического, преимущественно психотерапевтического воздействия.
Обогатив свой методический арсенал широким диапазоном психологических и психотерапевтических средств и приемов, теория и практика социальной работы в конце концов перешла к пониманию социальной терапии, как более масштабной и комплексной технологии, призванной охватывать все стороны социальных отношений и деятельности как на микро-, так и макро-уровне социальной действительности.
В современной теории и практике понятие социальной терапии имеет два значения. В первом значении социальная терапия понимается как процесс, происходящий в макро-масштабах-то есть как целенаправленный процесс практического воздействия общества и государства в лице государственных структур, общественных организаций и объединений, включая религиозные, на конкретные формы проявления социальных отношений или действий.
Во втором, более узком значении, социальная терапия подразумевает терапевтическую активность социальных работников и социальных терапевтов, ведущуюся в рамках собственно социальной работы. В этом значении социальная терапия является одной из технологий социальной работы, и состоит из совокупности практических терапевтических приемов, форм и методов из таких областей, как терапия средой, занятостью, трудотерапия, реабилитация и т.д.
2.3 Особенности
практического осуществления
Дом-интернат для престарелых и инвалидов - это медико-социальное учреждение стационарного типа, предназначенное для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В основном в него принимаются пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп (в возрасте от 18 до 40 лет), не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Однако при наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься также на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев.
Основными направлениями деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов является оказание следующих видов услуг:
. Бытовое обслуживание, в том числе:
- материально-бытовое
организация рационального, в том числе диетического питания, с учетом возраста и состояния здоровья;
создание для них условий жизни, приближенных к домашним; организация благоприятного микроклимата, т.е. проведение комплекса мероприятий по терапии средой.
2. Специализированное
- уход за проживающими с учетом рекомендованного режима;
организация консультативной помощи специалистов, диспансеризация и лечение проживающих, госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
осуществление (согласно медицинским рекомендациям) комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих.
3. Социально-трудовая
- организация и проведение культурно-массовой работы;
активное содействие в социально-трудовой адаптации престарелых и инвалидов психически больных;
осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов;
лечебно-трудовая и активирующая терапия.
Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный работок. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Именно поэтому при проведении социальной терапии с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями в условиях домов-интернатов и других стационарных учреждений широко используются методы лечебно-трудовой и активирующей терапии.
Как правило, контингент проживающих в домах-интернатах и других учреждениях для пожилых и инвалидов делится на две категории (хотя практически провести границу между двумя этими группами не всегда просто).
На группу относительно «нормальных» для их возраста, и на группу пожилых жильцов, с теми или иными патологическими отклонениями, страдающих главным образом склерозом сосудов или заболеваниями, сопровождающимися процессами деградации.
Лечебно-трудовая и активизирующая терапия предназначены, главным образом, группе «нормальных» проживающих, то есть тем из них, для кого посильная трудовая деятельность соответствует их физическим возможностям и предписана медицинскими показаниями.
Для осуществления лечебно-трудовой и активизирующей терапии в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обычно создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские или подсобные хозяйства (в сельской местности).
Согласно статьям 1 - 6 Порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности (утвержденного постановлением правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1285), основными задачами лечебно-трудовой деятельности являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии и в соответствии с их физическими возможностями и медицинскими показаниями.
Таким образом, в домах-интернатах, а также других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности.
В сельской местности лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах, организуемых при стационарных учреждениях.
Лечебно-трудовая деятельность граждан в домах-интернатах и других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.
Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день. На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.
С той же группой жильцов, которые по состоянию своего здоровья не могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности, социальная терапия проводится в направлении создания благоприятной среды обитания. Для этой группы жильцов, большинство из которых - «лежачие», основная опасность - это поддаться т.н. «синдрому госпитализма», когда прикованным к своим постелям пожилым людям стены дома-интерната начинают казаться тюрьмой, а единственной возможностью вырваться из нее становится смерть. И смерть в таких случаях становится желанной: многие из таких лежачих жильцов ее с нетерпением ждут и уже одним этим ожиданием значительно приближают ее приход.