Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития нашего общества имеют место различные и многочисленные отрицательные тенденции в экономике и политике. Отражаясь в деятельности сотрудников органов внутренних дел, они порождают те негативные явления, которые имеют возможность наблюдать как представители этой системы, так и другие граждане российского общества.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.

Содержание работы

Введение
1. Социально-правовой статус сотрудников ОВД
1.1 Правовые основы деятельности сотрудников ОВД
1.2 Особенности профессиональной деятельности и
этики сотрудников ОВД
1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы
сотрудников ОВД
2. Организация социальной защиты сотрудников в системе ОВД
2.1 Теоретические аспекты организации социальной
защиты сотрудников ОВД
2.2 Современное состояние социальной защиты сотрудников ОВД
3. Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области
3.1 Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД по Амурской области
3.2 Рекомендации по организации и осуществлению социальной защиты сотрудников и членов их семей в УВД по Амурской области
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Соц. защита сотрудников МВД.rtf

— 475.91 Кб (Скачать файл)

а) достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, а потому никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (статья 21);

б) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22);

в) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (статья 23);

г) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (статья 24);

д) жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основаниях судебного решения (статья 25) [14].

Одним из основных законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, является Закон Российской Федерации "О милиции" [41]. В нем раскрываются права и обязанности милиции, регулируется применение органами внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

"Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" [28, с. 4] определяет профессиональный статус сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии с этим Положением сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в законодательно установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел.

В данном Положении раскрываются служебные права и обязанности сотрудников органов внутренних дел, а также определяются условия их службы.

Следующий закон, регулирующий деятельность органов внутренних дел, - Федеральный Закон Российской Федерации "О безопасности" [2]. Этот закон в качестве основного объекта безопасности определяет "личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность" (статья 1).

Защите прав и свобод граждан при обеспечении безопасности посвящена статья 7 настоящего закона, в которой говорится, что их ограничение возможно только в исключительных случаях, предусмотренных законом. При этом отмечается, что граждане, общественные или иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность, а должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, вышеперечисленные международные и российские законодательные акты являются основными, определяющими правовой статус сотрудника органов внутренних дел и отражающими те нормы и принципы, которые представляют собой регулирующий механизм в деятельности органов внутренних дел.

Кроме того, на территории России действуют и другие нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты деятельности органов внутренних дел. Например, Приказ МВД РФ от 13.06.2007 года № 519 « Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок» , Приказ МВД РФ от 05.10.2006 г. "Об организации служебных командировок сотрудников ОВД и ВВ МВД на территории РФ», Приказ МВД РФ от 17.11.1999 г. "Об утверждении инструкции о порядке выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение" и другие нормативно-правовые акты [17].

1.2 Особенности профессиональной деятельности и этики сотрудников

ОВД

Профессиональная деятельность работников органов внутренних дел (милиции) является разновидностью социальной практики.

Всякой профессиональной деятельности присуща общая внутренняя структура, основными элементами которой выступают:

объект деятельности;

субъект деятельности;

содержание деятельности (цели, задачи, принципы, средства, методы, формы);

результат деятельности.

В деятельности милиции эти элементы весьма специфичны и каждому из них присуще соответствующее нравственное содержание. Эта специфика выражается в следующем.

Объектом профессиональной деятельности сотрудников милиции являются различные категории лиц [3, с. 33]:

а) нарушители законности и правопорядка (то есть лица, покушавшиеся на государственную, общественную и личную собственность, на жизнь, свободу, честь и достоинство граждан);

б) должностные лица учреждений, предприятий, организаций, действия которых связаны с нарушением финансовой, трудовой дисциплины и тому подобного;

в) члены неблагополучных семей, которые при определенных условиях могут стать на путь нарушения законности и правопорядка;

г) лица, привлекающиеся по делу в качестве свидетелей, понятых и другие;

д) лица, способствующие поддержанию правопорядка и раскрытию преступлений;

е) лица, обращающиеся в милицию по делам, не связанным с правонарушениями (оформление и обмен паспортов, водительских прав, виз для выезда за границу и так далее).

По своей социальной направленности, общественному содержанию (политическому, правовому, нравственному и эстетическому) сознание и действия этих категорий лиц различны.

Например, действия первой группы лиц прямо противоположны гуманным целям и нормам социально-правового государства, его нравственным ценностям, а потому само существование этой группы людей обусловливает общественную необходимость существования органов внутренних дел; специфику целей, задач, средств и методов борьбы с правонарушителями; специфику правовых норм, регламентирующих служебную деятельность; особые требования, предъявляемые к политической, правовой, нравственной культуре сотрудников милиции.

В числе людей, находящихся в сфере внимания органов внутренних дел, встречаются лица с деформированными нравственными устоями, с антиобщественными установками, с исковерканными судьбами и лица, попавшие в трагические обстоятельства. Эти люди, как правило, находятся в возбужденном или беспомощном состоянии, часто в сильной степени опьянения, что нередко служит поводом для конфликтов с окружающими и оказания сопротивления (неповиновения) сотруднику, обеспечивающему правопорядок. Именно в такой ситуации чаще всего встречаются нарушения этических норм со стороны сотрудников органов внутренних дел. Их частые столкновения с уродливыми (асоциальными, неэтическими) явлениями жизни человека и общества вызывают необходимость выработать способность к противостоянию негативному воздействию. Основой такого противостояния может быть нравственная стойкость сотрудника, осознание необходимости и общественной важности своей работы.

Деятельность органов внутренних дел многообразна, и это многообразие находит отражение в соответствующей структурной организации работы органов субъектов правоохранительной деятельности [30, с. 41].

Органы внутренних дел подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности и собственно Управление внутренних дел, которое занимается координационно-распорядительной и информационно-разъяснительной работой, отвечает за работу с кадрами (аттестация персонала, воспитательная работа, социальная защита сотрудников, т.п.) [24].

Характер профессиональной деятельности криминальной милиции определяется, прежде всего, соответствующими задачами, стоящими перед сотрудниками данной службы, среди которых основными являются следующие:

- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и другие подразделения, необходимые для решения указанных задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).

Среди этических аспектов осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений, следует отметить возможность использовать только те меры и средства, которые предусмотрены законодательствами и ведомственными нормативными актами. При этом рекомендуется "предпринимать в первую очередь меры оперативно-розыскного характера по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явки с повинной, что позволяет наиболее полно выполнить основную задачу по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства, охране общественного порядка и общественной безопасности" [12, с. 112].

Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются также те, которые имеют определенное нравственное содержание:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений;

- оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, учреждениям, предприятиям, организациям и т.д. [3, с. 41 - 42]

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, патрульно-постовая служба (ППС), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), участковые инспекторы милиции и другие подразделения [16].

Сотрудники данных служб по роду своих обязанностей вступают в многочисленные контакты с гражданами, и их деятельность осуществляется на виду у всего общества. Соответствующая специфика обязывает представителей указанных подразделений иметь не только необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется - и самой жизни для выполнения своего служебного долга.

Для успешного выполнения оперативно-служебных задач необходимо:

знание личным составом своих обязанностей и прав, прав и законных интересов граждан;

оперативное реагирование на сигналы о преступлениях, умелые и активные действия по их пресечению;

знание начальником своих подчиненных, постоянная забота о них, высокая требовательность к личному составу, организация систематического контроля за несением службы [16, с. 45].

Все указанные требования носят не только профессионально-необходимый характер, но и этический.

Профессиональными обязанностями сотрудников милиции общественной безопасности являются следующие:

"знание законов и правовых актов Российской Федерации;

предотвращение, пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению;

оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений;

соблюдение законности, тщательность и внимательность разбирательства на месте с нарушителями общественного порядка;

при применении мер административного порядка к правонарушителям - разъяснение им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое правонарушение они применяются.

Этический характер деятельности милиции общественной безопасности заключается в необходимости:

вести борьбу с правонарушениями среди несовершеннолетних;

выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства, родителям или лицам, их заменяющим" [1, с. 13].

Следует отметить, что в современных условиях в основе работы милиции общественной безопасности сохраняется курс на усиление профилактики, организации работы на улице, в других общественных местах.

Независимо от структурного подразделения, вся служебная деятельность в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, справедливости.

Принцип законности подразумевает строжайшее соблюдение и правильное применение законов. Вся деятельность милиции носит строго нормативный характер, так как ее цели, задачи, средства, методы и формы регламентированы Законом "О милиции", Присягой, различными правовыми кодексами, уставами, приказами, инструкциями и наставлениями.

Однако нарушение законности всегда означает причинение вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. Поэтому руководством правоохранительных органов принимаются необходимые меры для предупреждения преступлений и правонарушений среди сотрудников милиции (в первую очередь это меры духовно-нравственного воспитания личного состава).

Принцип гуманизма, являясь одним из важнейших принципов морали, составляет сердцевину профессиональной морали сотрудников милиции и означает человеколюбие, человечность, защиту чести и достоинства людей, уважение их права на достойную жизнь. В профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов принцип гуманизма занимает одно из основных мест и закреплен практически всеми ведомственными нормативно-правовыми актами, в профессиональном кодексе. Нормы гуманизма являются объективной качественной характеристикой, основой деятельности органов внутренних дел, их социальной направленности.

Принцип справедливости означает соответствие между практической деятельностью людей (социальных групп) и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением за труд, заслугами и их признанием, правонарушением и ответственностью за него. Равные права и свободы граждан - высшее проявление принципа справедливости. Названный принцип требует, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был бы осужден.

Милиция - та "силовая" государственная структура, которая для выполнения своей основной задачи по защите человека и его законных прав от преступных посягательств чаще каких-либо других органов вынуждена действовать методами, прямо или косвенно ограничивающими эти права. Это, разумеется, не значит, что лица, вовлеченные в сферу деятельности органов внутренних дел, и, прежде всего, преступившие закон, теряют все свои права человека и гражданина и не могут рассчитывать на гуманное к ним отношение. Напротив, уважение прав человека наряду с законностью, гуманизмом и гласностью является важнейшим принципом профессиональной деятельности сотрудников милиции" [32, с. 32-33].

Информация о работе Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел