Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития нашего общества имеют место различные и многочисленные отрицательные тенденции в экономике и политике. Отражаясь в деятельности сотрудников органов внутренних дел, они порождают те негативные явления, которые имеют возможность наблюдать как представители этой системы, так и другие граждане российского общества.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.

Содержание работы

Введение
1. Социально-правовой статус сотрудников ОВД
1.1 Правовые основы деятельности сотрудников ОВД
1.2 Особенности профессиональной деятельности и
этики сотрудников ОВД
1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы
сотрудников ОВД
2. Организация социальной защиты сотрудников в системе ОВД
2.1 Теоретические аспекты организации социальной
защиты сотрудников ОВД
2.2 Современное состояние социальной защиты сотрудников ОВД
3. Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области
3.1 Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД по Амурской области
3.2 Рекомендации по организации и осуществлению социальной защиты сотрудников и членов их семей в УВД по Амурской области
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Соц. защита сотрудников МВД.rtf

— 475.91 Кб (Скачать файл)

Независимо от личности потерпевшего или совершившего правонарушение, занимаемой им должности или уровня доходов, в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов не должно быть разделения на дела "большие" и "мелкие", первостепенной и второстепенной важности. Поэтому справедливость, законность, гласность и уважение прав человека являются необходимыми качествами деятельности сотрудников данной профессиональной среды [8].

Конечно, многое зависит от конкретного контингента лиц, с которыми приходится иметь дело сотрудникам милиции: подход ко всем этим людям различен. Однако в любом случае сотрудник правоохранительных органов обязан уважать честь и достоинство граждан, проявлять твердость и выдержку, относиться к потерпевшим с вниманием и чуткостью, а к подследственным - с терпением и непредвзятостью.

Милиция - это орган не для принуждения, насилия, ее цель - защита, обеспечение личной безопасности граждан, государства и общества в целом. И хотя милиция и имеет более широкий, чем другие органы государственного управления, объем прав на применение принудительных мер, их использование не является единственным средством, имеющимся в распоряжении работников органов внутренних дел.

Средства, которые используются сотрудниками милиции в их профессиональной деятельности, специфичны. По своему составу они весьма многообразны и включают средства убеждения, пресечения,

задержания, привода, заключения под стражу, применения оружия, физической силы и других специальных средств. Также можно выделить средства специальные юридические и технические, материальные и интеллектуальные.

В качестве средств, используемых сотрудниками ОВД, можно рассматривать и все социальные нормы и принципы (в том числе и моральные), юридические факты и доказательства, другие явления и предметы, служащие достижению целей профессиональной деятельности и получения ее результатов.

Исключительное значение имеет уровень профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел (характеризующийся степенью овладения профессией, уровнем специальной подготовки), который, в свою очередь, определяется уровнем развития права, профессиональным сознанием, качеством и эффективностью правоприменительной деятельности.

В данной профессиональной сфере, где от ее представителей "зависят судьбы и жизни, безопасность людей", желателен "высокий и высший уровень интеллектуальной активности, поскольку существует прямая зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника" [9]. Кроме того, необходимо, чтобы каждый сотрудник обладал достаточным объемом правовых знаний и мог легко и быстро найти те источники права, в которых содержатся интересующие его принципы и нормы.

Также необходимо, чтобы "знания переросли в убеждения и образовали систему устойчивых, положительных правовых и ценностных ориентаций, а умения и навыки - в привычку соблюдать правовые предписания" [2].

Вступая по долгу службы в целый ряд сложных отношений с лицами асоциального поведения, склонными к совершению преступлений, ранее нарушившими закон, с членами их семей, сотрудники милиции должны обладать такими качествами, как терпимость, выдержка, объективность и непредвзятость суждений. Степень развития эмоциональной сферы сотрудников имеет исключительное значение для успешности их профессиональной деятельности, так как неумение владеть собой, держать себя в руках в напряженной обстановке при провоцирующих действиях правонарушителей (их родственников, потерпевших) ведет нередко к нарушениям законности. Бывает, что мгновенно вспыхнувшая антипатия, ненависть, гнев, вызванные нанесенным ущербом или горем, оказываются сильнее, чем чувство служебного долга, обязанность строго и неуклонно следовать букве закона.

Важнейшей особенностью деятельности сотрудников милиции выступает и то, что выполнение сотрудниками своих обязанностей требует особой служебной дисциплины, высокого напряжения всех интеллектуальных, нравственных, моральных и физических сил.

Немаловажной особенностью деятельности милиции является и то, что она представляет собой важное средство воспитания человека. Это предполагает выработку специфических навыков, социально-педагогической работы, умение реализовывать идейно-воспитательную функцию органов, владеть основными приемами социально-психологического воздействия.

Специфичен по своему нравственному воспитанию итог, результат профессиональной деятельности милиции. Он может быть как ближайшим, непосредственным, так и опосредованным, утверждению нравственного идеала и общественного порядка.

Этот результат многозначен:

"по отношению к гражданам - это предотвращенное убийство или ограбление (или иное противоправное деяние), защищенные честь и достоинство, жизнь и здоровье человека;

по отношению к правонарушителям - это установленная по делу истина, справедливое наказание, перевоспитание и возвращение человека к нормальной общественно значимой трудовой деятельности;

по отношению к самим сотрудникам - это нравственная "закалка", способ формирования их нравственной культуры как составной и важнейшей стороны их профессиональной культуры;

по отношению к обществу - это искоренение причин и условий, порождающих аморализм и правонарушения, утверждение в жизни гуманистической морали, социальной справедливости и законности, гармонизации отношения между обществом и личностью" [10].

Все элементы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, начиная от цели и заканчивая результатом, имеют глубоко нравственное содержание, которое является внутренне необходимым компонентом этой деятельности и обеспечивает ее нравственную правомерность и эффективность.

Таким образом, органы внутренних дел (милиция) представляют собой закрытую систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, законные права и свободы граждан, их собственность, общественные и государственные интересы от преступных и иных противоправных посягательств. В силу специфики целей и задач профессиональной деятельности, получившей законодательное закрепление в международных и российских нормативно-правовых актах, сотрудники органов внутренних дел наделены правом применения мер физического и административного принуждения, а потому (для определения границ и правомочности их применения) при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются профессиональным Кодексом, сборником профессионально-этических норм поведения.

1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы сотрудников

ОВД

Рассматривая социальное положение сотрудников ОВД в современном российском обществе, невозможно обойти вниманием вопрос о социальных рисках, сопутствующих профессиональной деятельности в органах внутренних дел, а также прямо или косвенно воздействующих на социальное самочувствие родных и близких сотрудников ОВД.

Вообще риск в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел - это "такие действия, когда при выполнении профессиональных обязанностей работник достигает результата по предотвращению, либо раскрывает преступление, хотя и может при этом нанести определенный ущерб (окружающим, их интересам, себе лично)" [1]. При этом важно отметить, что любым другим способом результат недостижим. Поэтому не являются риском действия, связанные с нарушением подзаконных актов, законности (необоснованное задержание, привод, обыск и др.). [2[

Необходимо отметить, что многие оперативные мероприятия ставят работника органов внутренних дел в ситуацию риска. Если проанализировать некоторые из форм риска, то можно выделить:

1) риск нарушения законности, прав и законных интересов граждан при проведении оперативной работы (к примеру, во время проведения поисковых мероприятий с целью выявления очевидцев преступления, а также лиц, подозреваемых в его совершении могут быть ошибочно задержаны граждане, не имеющие отношения к делу, но по ряду внешних признаков - следы на одежде, поведение, приметы - похожих на разыскиваемых лиц);

2) риск в процессе применения оружия - множество ситуаций профессиональной деятельности, связанной с возникающей возможностью превышения пределов необходимой обороны, когда наступает ответственность за правомерность таких действий сотрудников;

3) риск необъективной, ошибочной оценки информации, принятия неправильных решений - огромное количество "мертвых" версий, искусно преподносимой преступниками дезинформации и т.п. ставит под угрозу не только сам факт раскрытия преступления, но и престиж органов дознания;

4) риска в применении методов борьбы с теми видами преступности, которые еще не нашли отражение в законодательных актах - проведение динамичных, "острых" действий в условиях нестандартных по нейтрализации экстремальных ситуаций чревато опасностью нарушения закон, а потому важно, чтобы примененный риск был оправдан, то есть точно рассчитан, хорошо обеспечен и организован.

Социальные риски подразумевают "меру ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия" [3], "учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей" [4].

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий производится путем выявления факторов риска, их интенсивности, величины ущерба. Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов социального риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы как минимум натуральные показатели, характеризующие опасность [35, с. 138-139].

Интенсивность риска - это вероятность (частота) реализации опасности для заданного промежутка времени, т.е. число рассматриваемых случаев (например, гибели сотрудников, заболеваний, т.п.) в единицу времени, отнесенное к численности контингента.

Величина ущерба характеризуется перечнем результирующих показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Индикаторы социального риска - показатели, свидетельствующие об его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с потенциальными клиентами (пользователями предоставляемых благ и услуг), удовлетворенность человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищенностью и внутрисемейными отношениями, а также многое другое [6].

Социальные показатели ущерба - это показатели смертности либо последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам. Экономические показатели ущерба - это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Все факторы социального риска для сотрудников органов внутренних дел можно определить, используя следующие индикаторы (показатели).

1. Семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья сотрудника - это "своеобразный тыл, обеспечивающий его работу". Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и т.п. - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.

2. Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника. Качество жилищно-бытовых условий жизни, а также наличие постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах (комнатах). Примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу.

3. Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника). В течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий сотрудников органов внутренних дел. Тенденция к снижению доходов работников милиции наблюдается и в последние годы: средняя зарплата рядового милиционера составляет 10 000 - 12 000 рублей, офицера спец. подразделения в звании старшего лейтенанта - порядка 20 000 рублей, начальника спец. подразделения в звании подполковника - 25 000 рублей. Пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел при 5-10- кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными.

4. Условия труда. Сотрудники органов внутренних дел вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников милиции в "горячие точки" находится на самом низком уровне, практически все необходимое - продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и т.д. и т.п. - приходится вести с собой.

5. Интенсивность труда. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в 2 и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Аналогичное положение складывается в ППС, ГИБДД и других подразделениях криминальной милиции и милиции общественной безопасности. В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники милиции все чаще стали привлекаться к охране общественного порядка (в том числе в выходные и праздничные дни). В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие "горячие точки" для охраны конституционного строя и сохранения территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений органов внутренних дел.

Информация о работе Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел