Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития нашего общества имеют место различные и многочисленные отрицательные тенденции в экономике и политике. Отражаясь в деятельности сотрудников органов внутренних дел, они порождают те негативные явления, которые имеют возможность наблюдать как представители этой системы, так и другие граждане российского общества.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.

Содержание работы

Введение
1. Социально-правовой статус сотрудников ОВД
1.1 Правовые основы деятельности сотрудников ОВД
1.2 Особенности профессиональной деятельности и
этики сотрудников ОВД
1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы
сотрудников ОВД
2. Организация социальной защиты сотрудников в системе ОВД
2.1 Теоретические аспекты организации социальной
защиты сотрудников ОВД
2.2 Современное состояние социальной защиты сотрудников ОВД
3. Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области
3.1 Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД по Амурской области
3.2 Рекомендации по организации и осуществлению социальной защиты сотрудников и членов их семей в УВД по Амурской области
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Соц. защита сотрудников МВД.rtf

— 475.91 Кб (Скачать файл)

Система государственной социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в настоящее время включает в себя три элемента (группы мер):

1) меры правовой защиты;

2) меры, направленные на обеспечение безопасности;

3) собственно меры социальной защиты.

Правовая защита сотрудников милиции заключается:

во-первых, в защите его как гражданина (так как права сотрудника милиции как гражданина своей страны в полной мере гарантированы Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами так же, как и права любого другого гражданина);

во-вторых, в специальной правовой защите (исходит из специфики деятельности органов внутренних дел как правоохранительных);

в-третьих, в защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел при прохождении ими службы.

Соответственно, меры правовой защиты сотрудников органов внутренних дел делятся на три группы:

1) предоставление сотрудникам определенных прав для эффективного выполнения ими служебных обязанностей;

2) ограничение вмешательства в служебную деятельность сотрудников;

3) установление ответственности за действия, препятствующие выполнению возложенных на сотрудников обязанностей, за деяния, нарушающие их права и свободы.

Под обеспечением безопасности сотрудников органов внутренних дел понимается совокупность мер, установленных и реализуемых государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, жилья и имущества сотрудников и их близких.

Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные.

Общими являются меры, которые государство и его органы устанавливают и применяют при приеме граждан на службу, а также в процессе прохождения ими службы в органах внутренних дел. К ним относятся, например, обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с его назначением его на должность; обеспечение при обострении оперативной обстановки круглосуточного патрулирования и усиленной охраны нарядами милиции мест компактного проживания семей сотрудников, а также зданий и помещений органов внутренних дел; периодическая проверка сотрудников на проф. пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Специальные меры обеспечивают безопасность сотрудников органов внутренних дел и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они применяются при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением их служебной деятельности. Специальные меры защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях - также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутренних дел либо принудить их к изменению их характера, либо из мести, за указанную деятельность.

Законом [21] установлены следующие виды мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких;

4) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

5) переселение на другое место жительства;

6) замена документов, изменение внешности.

Перечисленные меры безопасности применяются с учетом конкретных обстоятельств. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:

заявление указанного лица;

обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

К мерам социальной защиты (в узком значении - как "мер по оказанию субъектом социального взаимодействия социальных благ и услуг для обеспечения минимально-достаточных условий и общественно - одобряемого уровня и качества жизни объекта социального воздействия" [33, с. 315-316]) сотрудников органов внутренних дел относятся льготы, гарантии и компенсации, создающие сотрудникам (членам их семей) условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения.

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются:

а) подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел;

б) продолжительности службы (выслуги лет);

в) обязательное личного страхования « Россгосстрах»;

г) обеспечения жилой площадью УУМ;

д) оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий);

ж) отпусков;

з) продолжительности рабочего дня во вредных условиях;

и) санаторно-курортного обслуживания;

к) приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы);

л) увольнения из органов внутренних дел;

м) медицинского обслуживания;

н) использования личного автотранспорта в служебных целях;

о) содержания детей в дошкольных учреждениях;

п) отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.);

р) семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и др. [11, с. 25 - 26].

Одной из наиболее значимых гарантий социальной защиты является обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел. Денежное довольствие включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень, стоимость продовольственного пайка, другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации [24].

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Представления (рапорт) о предоставлении материальной помощи либо об установлении доплаты вносится руководителем соответствующего отдела (подразделения) милиции на имя руководителя органа внутренних дел [5].

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания "Специалист 1 класса", "Специалист 1 класса - наставник" и др.; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба [6, 7].

Таким образом, в Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

 

3. Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области

3.1 Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД

Амурской области

Смысл и назначение социальной защиты личного состава состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять защиту и поддержку объективно нуждающихся в этом сотрудников и членов их семей.

Социальная защита в системе органов внутренних дел призвана обеспечивать минимум условий, необходимых для процесса успешной профессиональной деятельности и социального функционирования сотрудников и членов их семей.

Если проанализировать работу по обеспечению социальной защиты личного состава и членов семей сотрудников, осуществляемую в Управлении внутренних дел Амурской области, то можно сказать, что руководство Управления внутренних дел делает все возможное для того, чтобы облегчить положение нуждающихся в социальной помощи сотрудников:

малообеспеченных работников (оказание материальной помощи и поддержки, предоставление временного жилья, земельного участка, др.);

побывавших в так называемых "горячих точках" (материальное стимулирование, оказание психологической помощи не только самим работникам, но и их родственникам);

членам семей погибших сотрудников (оказание помощи при погребении, материальная помощь, решение жилищного вопроса, трудоустройство неработающих членов семьи, мероприятия по оздоровлению детей и вдов, помощь в решении бытовых проблем, увековечивание памяти погибших и др.);

сотрудникам, имеющим проблемы в общении с коллегами (психологическое консультирование, организация вечеров-встреч и др.);

ветеранам и пенсионерам (помощь в протезно-ортопедической реабилитации инвалидов ВОВ, материальная помощь к памятным датам), а также иным категориям сотрудников.

В частности, были подготовлены и проведены следующие акции помощи. Семьям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей в Северо-Кавказском регионе, были выделены благоустроенные квартиры. Всем семьям погибших выплачены единовременные пособия, страховые суммы по утрате кормильца. Вдовам путевки в дома отдыха, а дети погибших сотрудников ежегодно обеспечиваются бесплатными путевками в оздоровительный лагерь УВД. Ветеранам органов внутренних дел в канун Нового года, 9 мая, Дня милиции обеспечиваются подарками и небольшими денежными премиями, ко Дню милиции совместно с редакцией "Комсомольской правды" в Приамурье" организован конкурс среди детей "Мой папа милиционер" ("Моя мама милиционер") [19, с.17]. Лучшие сочинения детей о своих родителях, работающих в органах внутренних дел, были опубликованы страницах газеты.

Важное место в работе с сотрудниками отводится деятельности по увековечиванию памяти погибших при исполнении служебных обязанностей. Устанавливаются надгробные памятники, памятные стелы Героям России Волошину А.В. и Бондареву С.С., имена погибших заносятся на мемориальную доску Управления внутренних дел Амурской области.

В совокупности все вышеперечисленные меры по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников должны обеспечивать их социальную защищенность.

В качестве критериев социальной защищенности используют ряд показателей:

1) показатели демографического развития, здоровья (продолжительность жизни, уровень рождаемости, смертности);

2) показатели уровня жизни (динамика реальных доходов, дифференциация населения по уровню доходов, удельный вес расходов на питание и др.);

3) показатели структуры занятости;

4) показатели развития социальной инфраструктуры (показатели развития здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, отраслей активного отдыха и т.п.);

5) размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, др.

В пункте 1.3 настоящей дипломной работы приведены данные о состоянии социального самочувствия сотрудников органов внутренних дел, полученные в ходе проведенного автором исследования. Социальная защищенность является одним из показателей социального самочувствия и предполагает отсутствие острых социальных проблем у респондентов. Выявленные в ходе исследования социальные проблемы, существующие у милиционеров г. Благовещенска, позволяют говорить о недостаточно успешной социальной защите сотрудников в системе органов внутренних дел Амурской области, особенно по таким направлениям, как оказание финансовой и материально-бытовой помощи и реализация принципов всеобщности и комплексности социальной поддержки.

И это при том, что Управление внутренних дел Амурской области входит в число сорока лучших в Российской Федерации по результативности работы.

Опрос сотрудников Управления внутренних дел Амурской области (Приложение В, Г), занимающихся непосредственно социальной защитой личного состава, позволил выявить следующие причины недостаточно успешной социальной защиты сотрудников в системе УВД Амурской области.

В первую очередь, недостаточное материальное обеспечение сотрудников ОВД. Финансирование органов внутренних дел за последние несколько лет довольно существенно сократилось. Кроме этого, в конце 2002 года правоохранителей лишили еще и части социальных льгот (например, права на компенсацию по оплате коммунальных услуг, за пользование электроэнергией, телефоном, газом).

Еще одна причина малоэффективной или недостаточно успешной социальной защиты в системе органов внутренних дел - слабое материально-техническое и информационное обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Также одной из причин недостаточно эффективно осуществляемой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, по мнению многих опрошенных специалистов УВД Амурской области, является ресурсная необеспеченность (малообеспеченность) федеральных законов и подзаконных актов, касающихся мер по улучшению социальной защищенности сотрудников ОВД, так как они (нормативно-правовые акты различного авторства) не предусматривают источников финансирования запланированных мероприятий или же к моменту реализации этих мер заранее оговоренные источники ресурсов оказываются истощены, использованы на другие цели. Поэтому ситуация оказывается такова, что многие из существующих в настоящее время законов, указов, постановлений, регламентирующих социально-правовое положение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, носят сугубо декларативный характер или же морально устарели; в результате, и те и другие не применяются на практике.

Информация о работе Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел