Содержание
Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие социального
обеспечения………………………..4
Глава 2. Предмет права социального
обеспечения………………...9
Глава 3. Социальное обеспечение
и социальная защита………….18
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...25
Введение
Социальное обеспечение всегда
занимало и занимает одно из ключевых,
определенных мест в жизни государства
и общества. Оно непосредственно зависит
от развития экономики и теснейшим образом
связано с политикой и социальным благополучием
людей и неработающих слоев населения.
Выделяют несколько критериев, в соответствии
с которыми тот или иной вид обеспечения
следует называть социальным:
Первый критерий - источники
финансирования.
В настоящее время финансирование
социального обеспечения происходит за
счет специальных внебюджетных фондов:
Фонда социального страхования, Федерального
Фонда обязательного медицинского
страхования, Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации,
а также средств государственного бюджета,
республиканского и территориальных фондов
социальной поддержки населения.
Второй критерий - круг лиц,
подлежащих обеспечению.
С юридической позиции установлено,
что обеспечение за счет общества должно
осуществляться не для всех граждан. А
лишь для определенных их категорий, установленных
в законе. На сегодняшний день таковыми
являются: нетрудоспособные (по старости,
инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие
кормильца; беременные женщины; дети; семьи,
имеющие детей; безработные; лица, имеющие
статус беженцев и вынужденных переселенцев;
ветераны войны; лица, пострадавшие от
радиации; лица награжденные и т.д.
Третий критерий - условия предоставления
обеспечения.
Право на тот или иной вид обеспечения
устанавливается для определенных групп
вышеперечисленных граждан только при
наступлении соответствующих обстоятельств,
указанных в законе (достижение определенного
возраста, инвалидность, смерть, рождение
гражданина и т.д.)
Четвертый критерий - цель предоставления
обеспечения.
Следует полагать, что основной
целью каждого вида обеспечения является
выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными
членами общества. Таким образом, под социальным
обеспечением в настоящее время следует
понимать форму выражения социальной
политики государства, направленной на
материальное обеспечение определенных
категорий граждан из средств госбюджета
и специальных внебюджетных государственных
фондов в случае наступления событий,
признаваемых государством на данном
этапе своего развития социально-значимыми,
с целью выравнивания социального положения
этих граждан по сравнению с остальными
членами общества.
Исходя из этого определения,
к системе социального обеспечения современной
России следует относить все виды пенсий,
пособий, компенсационных выплат, социальное
обслуживание, медицинскую помощь и лечение,
а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
Целью написания данной работы
является более глубокое изучение составляющих
социального обеспечения, а точнее вышеуказанных
критериев, которым соответствует определение
социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе
были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие социального обеспечения
и выделить его виды; рассмотреть соотношение
понятий «Социальное обеспечение» и «Социальная
защита».
Теоретической основой исследования
являются труды советских и российских
ученых, среди которых можно выделить
труды М.Ю. Барщевского, К.Н. Гусова, К.В.
Добромыслова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой,
В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой и других авторов.
Глава 1.
Понятие социального обеспечения
Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек
находится в опасности перед наступлением
обстоятельств, которые могут самым непосредственным
образом отразиться на состоянии его здоровья
и привести к утрате заработной платы
- основного источника средств существования.
К таким обстоятельствам относятся: болезнь,
старость, инвалидность, потеря кормильца
и другие. Преодолеть их самостоятельно
во многих случаях невозможно, поскольку
они предопределены объективными социально-экономическими
условиями, тесно связаны с производственной
деятельностью, практически не зависят
от воли отдельного человека. Но они прямо
влияют на социальную стабильность общества,
поэтому государство принимает на себя
определенную долю ответственности за
их наступление и создает систему социальной
защиты, предоставляет государственные
пенсии, социальные пособия и услуги.
Концепция социальной защиты
населения России применительно к новым
политическим и экономическим условиям
находится в процессе разработки. По многим
ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной
защитой в широком смысле понимают деятельность
государства, направленную на обеспечение
процесса формирования и развития полноценной
личности, на выявление и нейтрализацию
негативных факторов, воздействующих
на личность, на создание условий для самоопределения
и утверждения в жизни1.
В узком смысле социальную
защиту рассматривают как совокупность
законодательно закрепленных экономических
и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение
важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого
уровня жизни.
_______________________________
1Право социального обеспечения:
Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ
Грачев С.М., 2006. - С. 18.
Но при всей новизне эта концепция
должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых,
ранее исследовавших такие важнейшие
составные элементы социальной защиты,
как социальное обеспечение и социальное
страхование.
В 20-30-е годы изучением социального
обеспечения и социального страхования
занимались H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В.
Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др. В. Дурденевский
рассматривал социальное обеспечение
как деятельность публичной администрации,
направленную на устранение социальных
опасностей, угрожающих жизни и уровню
существования различных слоев населения,
путем предоставления им денежной или
социальной помощи. А социальное страхование
- как систему ослабления риска посредством
разложения его на участников общественного
процесса производства, составную часть
трудового права2.
Л.В. Забелин считал социальное обеспечение
родовым понятием по отношению к социальному
страхованию. Поэтому, с его точки зрения,
все особенности социального обеспечения
в равной степени характерны и для социального
страхования.
В 50-60-е годы большой вклад
в развитие теории социального обеспечения
и социального страхования внесли Н.Г.
Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан,
В. Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай и
др.
B. C. Андреев называл
социальным обеспечением проводимую
государством или им поддерживаемую
совокупность определенных
социально-экономических мероприятий
по обеспечению граждан в старости и при
нетрудоспособности, обеспечению детей,
медицинскому обслуживанию и лечению
граждан.
____________________________________________
2 Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной
поддержки населения / Е. Гонтмахер,
В. Трубин. // Проблемы теории и практики
управления. 2007. №6. С. 24.
В дальнейшем исследования
в области социального обеспечения проводили
такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова,
A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин,
А.И. Ставцева, В. Б. Тарасова и др.
Важное теоретическое значение
имеет разработка понятия социального
обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую
ценность, произведенная Р.И. Ивановой.
По ее мнению, социальное обеспечение
это форма распределения материальных
благ не в обмен на затраченный труд с
целью удовлетворения жизненно необходимых
личных потребностей (физических, социальных,
интеллектуальных) стариков, больных,
инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших
кормильца, безработных, всех членов общества
в целях охраны здоровья и нормального
воспроизводства рабочей силы за счет
специальных фондов, создаваемых в обществе,
в случаях и на условиях, установленных
в социальных, в том числе правовых, нормах3. Данное определение является
универсальным и отражает сущность социального
обеспечения независимо от конкретно-исторических
условий (экономического и политического
строя), в которых оно организуется. В его
основе лежат следующие устойчивые признаки:
- объективные основания, вызывающие потребность
в особом механизме социальной защиты,
направленной на поддержание или предоставление
определенного уровня жизнеобеспечения;
- особые фонды, источники социального
обеспечения; - особые способы предоставления
средств к существованию; - закрепление
правил предоставления социального обеспечения
в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее
рельефно проявляется в его функциях:
экономической, политической, демографической,
реабилитационной и других4.
__________________________________________________
3Иванова, Р.И.Предмет и метод
советского права социального обеспечения
/ Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское
государство и право. 1978. № 8.С. 32.
4Право социального обеспечения:
Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова,
Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2009. - 36
с.
Экономическая функция социального
обеспечения заключается в замещении
заработка (дохода или содержания), утраченного
в связи с возрастом, нетрудоспособностью
или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных
расходов при наступлении определенных
жизненных обстоятельств, а также оказании
минимальной денежной или натуральной
помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования
для ее осуществления служат государственные
(централизованные) внебюджетные
фонды социального назначения, которые
образуются по территориальному принципу.
К внебюджетным фондам социального назначения
относятся: пенсионный, занятости, обязательного
медицинского страхования, социального
страхования, социальной поддержки5.
1) Политическая функция социального
обеспечения способствует поддержанию
социальной стабильности в обществе, в
котором имеются значительные различия
в уровне жизни различных слоев населения.
2) Демографическая функция
призвана стимулировать воспроизводство
народонаселения, необходимое для нормального
развития страны.
3) Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление
общественного статуса нетрудоспособных
граждан и других социально слабых групп
населения, позволяющего им ощущать себя
полноценными членами общества.
______________________________________________
5Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной
поддержки населения / Е. Гонтмахер,
В. Трубин. // Проблемы теории и практики
управления. 2007. №6. С. 26.
Таким образом, социальное обеспечение
представляет собой совокупность общественных
отношений по распределению внебюджетных
фондов социального страхования и перераспределению
части государственного бюджета в целях
удовлетворения потребностей физических
лиц в случаях утраты заработка или трудового
дохода, несения дополнительных расходов
по содержанию и воспитанию детей, поддержке
других членов семьи, нуждающихся в уходе,
отсутствия средств в объеме прожиточного
минимума по объективным социально значимым
причинам, а также по оказанию медицинской
помощи и социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей
может осуществляться с помощью: - назначения
денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций)
на безэквивалентной, но нормированной
основе, либо бесплатно (алиментарно) вне
связи с трудовой деятельностью и уплатой
взносов; - предоставление бесплатных
для потребителя медицинских услуг по
программам ОМС; - оказания бесплатных
для потребителя социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов,
а сверх них - по льготным тарифам6.
Существование указанного
комплекса отношений обусловлено объективными
причинами, поэтому государство заинтересовано
в их развитии и осуществляет их правовое
регулирование. Что касается соотношения
государственных систем социальной защиты
и социального обеспечения, то вторую
следует рассматривать как составную
часть первой. Помимо социального обеспечения,
социальная защита включает гарантии
по охране труда, здоровья и окружающей
природной среды, минимальной оплате труда
и другие меры, необходимые для нормальной
жизнедеятельности человека и функционирования
государства.
_______________________________
6Согласование интересов работников,
работодателей и государства в регулировании
трудовых отношений: Сборник статей / Под
ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2008. - С. 57.
Глава 2 Предмет права социального обеспечения.
Совокупность правовых норм,
регулирующих отношения по материальному
обеспечению из внебюджетных фондов социального
страхования или за счет средств государственного
бюджета лиц, достигших установленного
возраста, нетрудоспособных, потерявших
кормильца, безработных, семей с детьми,
лиц с доходами ниже прожиточного минимума,
по оказанию бесплатной медицинской помощи
в соответствии с базовыми программами
обязательного медицинского страхования,
по бесплатному социальному обслуживанию
на основании Федерального и территориальных
перечней и некоторые другие отношения,
а также тесно связанные с ними процедурные
и процессуальные отношения, образует
самостоятельную отрасль права - право
социального обеспечения7.
В настоящее время объективная
необходимость выделения указанной совокупности
правовых норм, обладающих рядом специфических
признаков, в самостоятельную отрасль
права уже не вызывает никаких сомнений
у отечественных специалистов. До 60-х годов считалось,
что отношения по материальному обеспечению
граждан в старости и в случае утраты трудоспособности
регулируются нормами трудового, колхозного,
административного права. Главным критерием
для включения данных отношений в предмет
той или иной отрасли служил характер
общественно-полезной деятельности граждан
в прошлом или настоящем: труд на основании
трудового договора, труд в качестве члена
колхоза, служба в армии, в органах государственной
безопасности или внутренних дел и пр8.
______________________________________________
7Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано
основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть
судебная. 2005. № 2 (12).С. 62.
8Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной
поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики
управления. 2007. №6. С. 25.
Нормы, регламентирующие
отношения в области медицинского обслуживания,
а также содержания и воспитания детей
в детских учреждениях, ни в одной отрасли
права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались
лишь в контексте административного или
семейного права. Впервые мысль о том,
что право социального обеспечения является
самостоятельной отраслью права высказал
B. C. Андреев на симпозиуме в Праге в 1966
г. Затем он сформулировал понятия предмета
и метода отрасли права социального обеспечения,
разработал принципы правового регулирования
отношений по социальному обеспечению9. Андреев предложил относить
к предмету права социального обеспечения
те отношения, которые соответствуют следующим
критериям: - одним из субъектов этих отношений
является гражданин, а другим государство
в лице его органов управления либо профсоюзов,
наделенных государством соответствующими
полномочиями, или органы колхозов; - отношения
между субъектами носят алиментарный
характер, причем обязанным предоставлять
соответствующие виды обеспечения выступает
государство: - посредством этих отношений
обеспечение осуществляется за счет фондов
для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых
на просвещение и здравоохранение. Отношения,
возникающие в связи со сбором средств
на социальное обеспечение, относятся
к финансовому праву, а отношения по управлению
социальным обеспечением - к административному
праву. Думается, что названные критерии
сохраняют свою научную ценность и в современный
период. С учетом новых социально-экономических
условий, появления новых социальных опасностей
и других факторов, они в несколько преобразованном
виде по-прежнему могут и должны служить
главными ориентирами при характеристике
предмета права социального обеспечения.