Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:52, контрольная работа
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; рассмотреть соотношение понятий «Социальное обеспечение» и «Социальная защита».
Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие социального обеспечения………………………..4
Глава 2. Предмет права социального обеспечения………………...9
Глава 3. Социальное обеспечение и социальная защита………….18
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...25
______________________________
17Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004.
Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.
Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обоих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившая в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия но беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение — все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.
Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.
Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.
Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных, отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития — совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.
Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:
Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения.
Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.
Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.
Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.
Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.
Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.
Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.
Список использованной
Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека, 1948.
2. Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по
случаю потери кормильца». - 1967.
3. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального
обеспечения». -1952.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах человека и гражданина // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291.
5. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным
Советом РСФСР 22.11.91 // Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №52.
6. Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения
13.03.92 // Пенсионное законодательство: сборник нормативных актов и
документов. - М., 1996.
7. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ от 30.12.2008, №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) от
30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. -
05.12.1994. - №32. - ст. 3301.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред.
04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. - №1. – ст.16.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. –
2002. – № 46. – ст.4532.
11. Об основах социального
обслуживания населения в
Федерации:федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ (в ред. 21.07.2014) //
Собрание законодательства РФ. - 1995. - №50 - ст. 4872.
13. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17
декабря 2001 № 173 –ФЗ (в ред. 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собрание Законодательства РФ - 2002. - № 52 Ч.1. - Ст. 4920.
14. О государственной социальной помощи: федеральный закон РФ от 17
июля 1999 №178-ФЗ (в ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ –
1999. - №29. – Ст. 3699.
Специальная литература:
16. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004.
6Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2008. - С. 57.
16Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - С. 36.
Информация о работе Социальное обеспечение и социальная защита