Социальное обеспечение и социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; рассмотреть соотношение понятий «Социальное обеспечение» и «Социальная защита».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие социального обеспечения………………………..4
Глава 2. Предмет права социального обеспечения………………...9
Глава 3. Социальное обеспечение и социальная защита………….18
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Конт. Соц.обеспеч..doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

_________________________________________________

17Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004.

Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обоих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившая в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия но беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение — все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.

Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных, отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития — совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:

Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения.

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

 

 

 

                                  Заключение

 

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

 

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях:экономической,политической,демографической,реабилитационной и других. Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся:

- отношения по материальному  обеспечению в старости, при наступлении  инвалидности, в случае потери  кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице;

- отношения по материальной  поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании  и воспитании детей;

- отношения по предоставлению  денежной помощи малоимущим лицам;

- отношения по оказанию  бесплатной медицинской помощи  и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования;

- отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений. Это - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения.

Процедурные отношения могут:

- предшествовать материальным  отношениям (например, по установлению  юридических фактов);

- существовать одновременно  с ними (например, по изменению  группы инвалидности);

- приходить на смену  одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии  на другую).

 

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

государственные пенсии (трудовые и социальные);

пособия;

социальные услуги;

социальные выплаты и пособия.

 

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

 

Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

 

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. В настоящее время не существует единого кодифицированного нормативного акта, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением. На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с "непрозрачностью" схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне "бюджет региона - бюджет Российской Федерации", что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Но в будущем, проводя дальнейшее реформирование социального законодательства, которое не прекращается и посей день, возможно приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.

 

                Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация  прав человека, 1948.

2. Конвенция МОТ № 128 «О  пособиях по инвалидности, по  старости и по

случаю потери кормильца». - 1967.

3. Конвенция МОТ №102 «О  минимальных нормах социального

обеспечения». -1952.

4. Международный пакт  об экономических, социальных и  культурных

правах человека и гражданина // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291.

5. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным

Советом РСФСР 22.11.91 // Ведомости Съезда народных депутатов и

Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №52.

6. Соглашение о гарантиях  прав граждан государств –  участников

Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

13.03.92 // Пенсионное законодательство: сборник нормативных актов и

документов. - М., 1996.

7. Конституция Российской  Федерации (с учетом поправок, внесенных

Законами РФ от 30.12.2008, №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание

законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.

8. Гражданский кодекс  Российской Федерации : (часть первая) от

30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. -

05.12.1994. - №32. - ст. 3301.

9. Семейный кодекс Российской  Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред.

04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. - №1. – ст.16.

10. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от

14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. –

2002. – № 46. – ст.4532.

11. Об основах социального  обслуживания населения в Российской

Федерации:федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ (в ред. 21.07.2014) //

Собрание законодательства РФ. - 1995. - №50 - ст. 4872.

13. О трудовых пенсиях  в Российской Федерации: федеральный закон от 17

декабря 2001 № 173 –ФЗ (в ред. 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собрание Законодательства РФ - 2002. - № 52 Ч.1. - Ст. 4920.

14. О государственной социальной  помощи: федеральный закон РФ  от 17

июля 1999 №178-ФЗ (в ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ –

1999. - №29. – Ст. 3699.

Специальная литература:

15. Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №6. С. 24.

16. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004.

17. Зверева, Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России / Н.В. Зверева. // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2006. №2. С. 7.

18. Иванова, Р.И.Предмет и метод советского права социального обеспечения/ Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8.С. 32.

19. Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2005. №3. С. 16.

20. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2006. - С. 18.

21. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2009. - 36 с.

22. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф.Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009. - С. 158. 

23. Силакова,О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ/ О. Силакова. // Власть судебная. 2005. № 2 (12).С. 62.

24. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 28.

 

 

 

 

1Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2006. - С. 18.

 

2 Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №6. С. 24.

 

3Иванова, Р.И.Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8.С. 32.

 

4Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2009. - 36 с.

 

5Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №6. С. 26.

 

6Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2008. - С. 57.

7Силакова,О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ/ О. Силакова. // Власть судебная. 2005. № 2 (12).С. 62.

 

8Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №6. С. 25.

 

9Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 28.

 

10Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2005. № 2 (12).С. 63.

 

11 Зверева, Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России / Н.В. Зверева. // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2006. №2. С. 7.

 

12Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение - на уровень правового государства /  В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2005. № 2. С. 15.

 

13Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2005. №3. С. 16.

 

14Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2006. - С. 29.

 

15Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф.Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009. - С. 158. 

 

16Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - С. 36.

Информация о работе Социальное обеспечение и социальная защита