КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Факультет: |
«Экономики и управления» |
Специальность: |
«Государственное и
муниципальное управление» |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Система ГМУ
Тема: «Социально-правовой статус субъектов
Федерации»
Выполнил: |
Студентка 5 курса,
5-1531/5-5 группы
Блинова Е. А |
Проверил: |
Иванова Л. В. |
г. Красноярск, 2013 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового
статуса субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание конституционно
правового статуса субъектов Российской
Федерации
1.2 Изменение состава субъектов Российской
Федерации
Глава 2. Особенности правового
статуса отдельных видов субъектов
Российской Федерации
2.1 Классификация субъектов РФ
2.2 Особенности правового статуса
республик
2.3 Особенности правового статуса
автономной области и автономных
округов
2.4 Особенности правового статуса
краев, областей, городов федерального
значения
2.5 Об автономии в Российской
Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российская
Федерация - сложносоставное государство,
имеющее в своем составе согласно
Конституции шесть разновидностей
субъектов РФ. В правовой науке
на сегодняшний день отсутствует
единообразное понимание самого термина
«статус субъекта РФ». Конституция упоминает
о статусе субъектов РФ, не раскрывая данного
понятия. Предусматривается только, что
статус субъекта РФ может быть изменен
в соответствии с федеральным конституционным
законом. Несовершенным является и действующее
законодательство, регулирующее вопросы
федеративных отношений, и в частности
разграничения полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ,
формы и процедура разграничения компетенции
по предметам совместного введения.
Это вызвало
к жизни различные взгляды
на статус субъекта РФ. Иногда он понимается
достаточно широко и включает в себя
весь объем их прав и обязанностей.
Однако ближе к нормативному - узкое понимание
статуса субъекта РФ как его предусмотренной
Конституцией разновидности (республика,
край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ).
С этой точки зрения изменение статуса
субъекта РФ будет означать, например,
переход края в статус республики, автономного
округа - в статус области и пр.
Разработка
вопросов статуса субъектов РФ в
контексте современной конституционной
теории позволяет уточнить рад характеристик,
расширить представление о сути и перспективах развития
федеративного устройства и отношений
между РФ и ее субъектами.
С принятием
Конституции РФ 1993 года во многом удалось
приблизиться к гармонизации как
самой модели федерализма, так и
фактических отношений Федерации
и ее субъектов, но к сожалению пока еще не в
полной мере.
Особую значимость
обретают роль и место субъекта Федерации
в Российской Федерации. На протяжении
90-х годов наша страна переживала
период децентрализации; субъекты Федерации
обособлялись от центра и друг от друга,
даже пытались добиваться
«суверенитета».
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового
статуса субъектов Российской Федерации
Конституционно-правовая формула
современного российского федерализма
является следствием реформ, проводимых
в России в последнее десятилетие,
и сформировалась под влиянием развития,
как отечественной государственности,
так и государственности зарубежных стран.
Она отразила особенности истории развития
федеративных отношений в России, а также
попытку соединить общемировые подходы
к федерализму с российскими ценностями
и традициями.
Первоочередными целями развития России
в начале XXI века были выдвинуты создание
эффективного, стабильного демократического
государства; возвращение России статуса
сильной державы, которая обладает
авторитетом власти государства внутри
страны и способной повлиять на политику
других государств. Одним из действенных
способов для достижения поставленных
целей стоит отметить разумную организацию
федеративного устройства России.
Совершенствование федеративных
отношений выражается в повышении роли
федерального закона и соответствующем
снижении влияния двустороннего договора
на регулирование системы разграничения
власти по вертикали, который нарушает
принцип равноправия субъектов Российской
Федерации.
Ещё один важнейший аспект формирующихся
тенденций развития федеративной государственности
- учёт современных вызовов цивилизации,
коснувшихся и России. В современных условиях
человечество сталкивается с новыми вызовами
не только в международных отношениях,
политике и мировой экономике, но и в реализации
федеративной идеи. Среди таких вызовов
можно отметить: угроза терроризма, влияющего
на безопасность и жизнь людей; опасность
экологической катастрофы; рост миграции,
вызывающей социально-экономическую напряженность
и провоцирующей конфликты культур.
1.1. Понятие и содержание
конституционно-правового статуса Российской
Федерации
«Субъекты РФ
- государственно-правовые образования
(общности), образующие в совокупности
Российскую Федерацию. Конституция
РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ
- республика в составе РФ, край, область,
город федерального значения, автономная
область, автономный округ. Все они равноправны
в отношениях с федеральными органами
власти. Однако в государственно-правовом
статусе субъектов РФ разных видов имеются
определенные различия, установленные
Конституцией РФ, Федеративным Договором,
а также специальными договорами между
Российской Федерацией и ее отдельными
субъектами » Большой юридический словарь/Под
ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М,
2001. - С. 595..
Конституционно-правовое
положение субъекта РФ характеризуется
с одной стороны, общими чертами,
присущими всем субъектам как
составным частям Федерации, с другой,
- различные виды субъектов имеют
свои особенности.
1) Все субъекты - неотъемлемые части Российской
Федерации. Они не обладают государственным
суверенитетом и правом выхода из состава
РФ. Конституционный Суд РФ 7 июня 2000 г.
постановил, что в федеративном государстве
не может быть двух уровней суверенных
властей.
2) Субъекты РФ обладают собственной
государственной властью. Однако эта власть
имеет ограниченный и иерархически подчиненный
характер. Это выражается в том, что важнейшие
вопросы общественной и государственной
жизни отнесены Конституцией РФ к исключительным
предметам ведения Федерации, в принципе
верховенства федерального права, в возможности
использования федерального принуждения
по отношению к субъектам РФ в случае нарушения
ими федеральных Конституции и законов.
3) Статус субъекта
Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем
порядке, он не может быть изменен и самим
субъектом. Народ может выбрать новую
форму самоопределения РФ, но изменение
статуса государственного образования
в составе Федерации -- ее субъекта требует
согласия обеих сторон -- Федерации и субъекта.
Создание федеральных округов с назначенными
в них полномочными представителями Президента
РФ не изменяет Конституции РФ и юридически
не меняет конституционного статуса субъектов
Федерации.
4) На всех
субъектов Федерации распространяется принцип территориальной
целостности. В данном случае следует,
однако, различать изменение границ, связанное
с изменением территории РФ (например,
уступка части территории субъекта РФ
иностранному государству) и изменение
границ между субъектами внутри государственной
территории РФ. О первом случае говорилось
уже выше: такое изменение невозможно
без согласия Федерации. Границы между
субъектами РФ могут быть изменены с их
взаимного согласия (ч. 3 ст. 67), порядок
такого изменения должен установить федеральный
конституционный закон, который пока что
не принят, при участии Федерации, поскольку
такие изменения утверждаются Советом
Федерации, но последний -- это представительство
субъектов в парламенте РФ. Такие изменения
обусловлены прежде всего экономическими
связями районов, тяготением населения
к определенным центрам, характером путей
сообщения с ними. Внутренние же административные
границы субъектов (между районами, муниципальными
образованиями и др.) изменяются субъектами
без участия федеральных органов. Абдулатипов
Р.Г. Федералогия. СПб.:, 2004 г. С.320
5) Субъекты
Федерации самостоятельно устанавливают
деление своей территории, создают
административно-территориальные единицы,
излагают: законы о местном самоуправлении
и организуют его. Это законодательство
должно соответствовать федеральной
Конституции и основным принципам федерального
закона о местном самоуправлении.
6) Конституция
РФ устанавливает, что все субъекты
РФ равноправны, в том числе
и в отношениях с федеральными
органами государственной власти.
Все субъекты имеют свои представительства
при Правительстве РФ, на всех субъектов
в равной мере распространяются федеральные
гарантии.
7) Субъекты
Федерации самостоятельно создают
собственные органы государственной
власти -- законодательные собрания
(есть иные названия), избирают президентов
(только в республиках, и не во всех), создают
свои правительства (далеко не все). Собственной
судебной системы и прокуратуры у них
нет, но все-таки мировые судьи назначаются
ими (законодательными органами). Создавая
свои органы, субъекты должны действовать
в соответствии с принципами Конституции
РФ и исходить из федеральной схемы отношений
органов законодательной и исполнительной
власти, как это постановил Конституционный
Суд РФ в решении от 18 января 1996 г. В 1999
г. 22 сентября принят Федеральный закон
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации». Автономов А.С. Иванов В.В.
Новое в конституционном праве России:
договоры, как источники регулирования
объединения субъектов Российской Федерации.
Государство и право. - 2007.-с.25-31
8) Субъекты
обладают собственной разветвленной
правовой системой, которая позволяет
им полностью регулировать вопросы
их собственного ведения, а
также вопросы совместного
ведения с Федерацией, если они не урегулированы
ею. В основе правовой системы республик
находятся их конституции, других субъектов
Федерации -- уставы. В настоящее время
в некоторых республиках приняты различные
кодексы, во всех субъектах -- законы, акты
президентов, правительств и т.д. При всех
условиях, однако, правовая система каждого
из субъектов Федерации является частью
федеральной системы и не может находиться
в противоречии с ней.
9) Субъекты
Федерации имеют собственную
сферу предметов ведения. Как отмечалось,
за пределами исключительной компетенции
Федерации и в сфере совместной компетенции,
в той части, где не приняты федеральные
законы, они вправе самостоятельно регулировать
соответствующие отношения. В сфере совместной
компетенции действует примат федерального
права, но в сфере исполнительной (остаточной)
компетенции субъектов верховенство имеет
закон субъекта РФ.
10) Субъекты
участвуют в решении федеральных
вопросов. Для этого они имеют
равное количество представителей
в Совете Федерации, право законодательной
инициативы в федеральном парламенте,
постоянные представительства республик
в центре, вправе участвовать в разработке
федеральных нормативных актов по предметам
совместного ведения. При нарушении этих
прав они могут обратиться за защитой
в Конституционный Суд РФ. Колесников
Е.В., и др.. Конституционное право Российской
Федерации. - М.: Высшее образование. 2008.
- с. 365
11) Субъекты
РФ имеют свою собственность.
В их собственности может находиться
различное имущество, кроме отнесенного к исключительной
федеральной собственности . Федеральное
имущество может передаваться в собственность
субъектов, их владение, пользование и
распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной
собственности могут делиться между Федерацией
и соответствующим субъектом (субъектами)
в определенной пропорции, если эта собственность
находится, в частности, на территории
субъекта. Собственность субъекта может
передаваться в муниципальную собственность,
во владение, пользование, распоряжение
муниципальных образований. Однако в соответствии
с постановлением Конституционного Суда
РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не
вправе объявлять своим достоянием природные
ресурсы на своей территории (эти вопросы
Конституцией РФ отнесены к совместному
ведению РФ и ее субъектов). Конституционно
право. Отв.ред. В.В.Лазарев. М.: Юристъ.
2005. - с.592
12) Все субъекты
РФ вправе участвовать в международных
и внешнеэкономических связях, а
также заключать внутрифедеративные
договоры, в том числе с Федерацией.
Однако субъекты не могут заключать между
собой и с другими государствами договоры
политического характера, образовывать
внутренние федерации. Что же касается
других Договоров, то согласно Федеральному
закону «О международных договорах Российской
Федерации» от 15 июля 1995 г, международные
договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся
к ведению субъекта, заключаются по согласованию
с органами власти заинтересованного
субъекта. При подготовке договоров РФ
с другими государствами, если положения
договоров относятся к предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов, учитываются
мнения заинтересованных субъектов, а
представители последних по согласованию
с федеральными органами могут участвовать
в переговорах. Торгово-экономические
договоры, заключенные субъектами с другими
государствами, должны предварительно
согласовываться с Министерством иностранных
дел РФ, что, однако, делается далеко не
всегда.