Социально-правовой статус субъектов Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Это вызвало к жизни различные взгляды на статус субъекта РФ. Иногда он понимается достаточно широко и включает в себя весь объем их прав и обязанностей. Однако ближе к нормативному - узкое понимание статуса субъекта РФ как его предусмотренной Конституцией разновидности (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). С этой точки зрения изменение статуса субъекта РФ будет означать, например, переход края в статус республики, автономного округа - в статус области и пр.
Разработка вопросов статуса субъектов РФ в контексте современной конституционной теории позволяет уточнить рад характеристик, расширить представление о сути и перспективах развития федеративного устройства и отношений между РФ и ее субъектами.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации
1.2 Изменение состава субъектов Российской Федерации
Глава 2. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации
2.1 Классификация субъектов РФ
2.2 Особенности правового статуса республик
2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округов
2.4 Особенности правового статуса краев, областей, городов федерального значения
2.5 Об автономии в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

6_sistema_gmu (1).doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется её законом.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. Законодательные (представительные) органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, законодательный (представительный) орган и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

Согласно  Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

В сфере экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими  природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

Российская  Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно  Конституции РФ, по предметам совместного  ведения Федерации и её субъектов  издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения  направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных  органов государственной власти и к совместному ведению федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Определёнными особенностями характеризуется  статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе столицы РФ». Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций  столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв.

2.5 Автономии в Российской Федерации

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они учреждаются соответственно на общих собраниях, конференциях и  съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. ФЗ "О национально-культурной автономии" от 22.06.96 г .№ 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Национально-культурная автономия имеет право:

- получать  поддержку со стороны органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, необходимую  для сохранения национальной  самобытности, развития национального  (родного) языка и национальной  культуры;

- обращаться  в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы  местного самоуправления, представляя  свои национально-культурные интересы;

- создавать  средства массовой информации  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

- сохранять  и обогащать историческое и  культурное наследие, иметь свободный  доступ к национальным культурным  ценностям;

- следовать  национальным традициям и обычаям,  возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

- создавать  образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать  их функционирование в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

- участвовать  через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

- устанавливать  на основании законодательства  и поддерживать без какой-либо  дискриминации гуманитарные контакты  с гражданами, общественными организациями  иностранных государств

Федеральными  законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены  и иные права в сфере образования  и культуры. Участие или неучастие  в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко  зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

 

Заключение

В настоящее  время не возникла потребность, и  не появились политико-правовые основания для принятия федерального конституционного закона позволяющего изменять статус субъектов РФ. Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемых субъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новой модели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципу равноправия субъектов РФ.

Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения).

Видовой состав субъектов федерации  предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации  могут быть образования только установленной  формы республика, край, область, город федерального, значения, автономная область, автономный округ.

К предметам исключительного ведения  субъектов Российской Федерации  относится круг тех полномочий, которые  находятся вне пределов ведения  РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство, наградные знаки и т.д.

Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной  властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные  акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.

Автономные округа имеют возможность  самостоятельно решать вопрос о вхождении  в Российскую Федерацию, Конституция  РФ предусматривает, что по представлению  законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  Российской Федерации 1993 г. (с  изменениями и дополнениями - М.: Известия, 1995. - 147 с.

2. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» от 6 октября 1999 г. (в  редакции от 25 октября 2006 г.)//СЗ РФ. - 2006.

Информация о работе Социально-правовой статус субъектов Федерации