Социально-правовой статус субъектов Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Это вызвало к жизни различные взгляды на статус субъекта РФ. Иногда он понимается достаточно широко и включает в себя весь объем их прав и обязанностей. Однако ближе к нормативному - узкое понимание статуса субъекта РФ как его предусмотренной Конституцией разновидности (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). С этой точки зрения изменение статуса субъекта РФ будет означать, например, переход края в статус республики, автономного округа - в статус области и пр.
Разработка вопросов статуса субъектов РФ в контексте современной конституционной теории позволяет уточнить рад характеристик, расширить представление о сути и перспективах развития федеративного устройства и отношений между РФ и ее субъектами.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации
1.2 Изменение состава субъектов Российской Федерации
Глава 2. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации
2.1 Классификация субъектов РФ
2.2 Особенности правового статуса республик
2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округов
2.4 Особенности правового статуса краев, областей, городов федерального значения
2.5 Об автономии в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

6_sistema_gmu (1).doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В 1999 г. принят Федеральный закон «О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации». Согласно ему субъекты РФ могут осуществлять связи с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями. С согласия Правительства РФ они могут осуществлять такие связи и с органами иностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ.

13) Субъекты  Федерации имеют свою символику -- герб и флаг, редко -- гимн (например, Саратовская область), имеют столицы (административные центры).

Наряду с  общими признаками в правовом положении  различных субъектов РФ есть свои особенности. Иногда они имеют единичный  характер (например, Степное уложение в Калмыкии), но в целом можно выделить три группы субъектов: республики; территориально-государственные образования по существу русскоязычного населения, хотя в них проживают лица разных национальностей (края, области, города федерального значения); территориально-государственные образования этнического характера, созданные малочисленными коренными народами.

«В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) федеральный  закон закрепляет принципы и порядок  заключения договоров о разграничении  полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий» Конституционное право России/Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - С. 299..

Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов  РФ обеспечивает им широкие возможности  по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

1.2. Изменение состава субъектов Российской Федерации

Российская  Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В составе  Российской Федерации в настоящее  время насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

В п.1 ст.65 Конституции  РФ все субъекты Российской Федерации перечислены не случайно. Включение название каждого субъекта Федерации в эту статью служит цели закрепления субъектов в составе РФ и является правовым основанием для использования его государственными органами конституционный прав.

Действующая Конституция закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношении с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они сами себе дали. В ст.137 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектов Федерации своего наименования, новое подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что вопрос наименования субъекта относится к компетенции самого субъекта.

Конституцией  установлено, что образование новых  субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным  конституционным законом (ч. 2 ст. 65). Изменение статуса субъекта Федерации, в том числе отказ субъекта от своего статуса в ходе объединения, производится по взаимному согласию Федерации и ее субъекта также в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66).

Федеральным конституционным законом «О порядке  принятия в Российскую Федерацию  и образования в ее составе нового субъекта Федерации» закрепляется: «образование нового субъекта Федерации может быть осуществлено в результате объединения двух и более субъектов Федерации, которые обязательно должны иметь общую границу» Федеральный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации» от 17 декабря 2001 г.//СЗ РФ. - 2001. - №52 (Ч.1). - Ст. 4916..

Из указания на то, что образование нового субъекта Федерации может повлечь за собой  прекращение существования объединяющихся субъектов, следует, что объединение возможно в двух формах:

1) слияния  с образованием нового субъекта  Федерации;

2) присоединения  одного субъекта к другому.

В результате таких объединений были образованы новые субъекты

Федерации:

1. В результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образован Красноярский край. Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 г. № 6-ФКЗ. Российская газета 19.11.2005 г.

2. В результате объединения Пермской области и Коми-Пермякского автономного округа был образован Пермский край. Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ ( с изменениями и дополнениями). Российская газета 2004, 2005, 2006 г.

3. В результате  объединения Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский край. Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 г. № 2-ФКЗ. Российская газета 30.06.2006 г

4. В результате  объединения Иркутской области  и Усть-Ордынского Бурятского  автономного округа был образован новый субъект Иркутская область. Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 г. № 6-ФКЗ. Российская газета 08.07.2007 г

5. В результате  объединения Читинской области  и Бурятского автономного округа  был образован Забайкальский  край. Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 г. № 5-ФКЗ. Российская газета 27.07.2007 г

Правда, данное положение Федерального конституционного закона, как представляется, не вполне согласовано с самим определением понятия «образование нового субъекта Российской Федерации. Получается, что надо исходить из того, что образование нового субъекта Федерации - это объединение двух и более субъектов Федерации, автоматически предполагающее прекращение существования каждого из них в отдельности.

Таким образом, важно, чтобы к объединению стремились, как минимум, два субъекта Федерации. При этом они не только должны стремиться, но и, разумеется, более или менее одинаково представлять последствия такого шага.

Глава 2. Особенности правового  статуса отдельных видов субъектов РФ

2.1 Классификация субъектов Российской Федерации

В содержании ст. 5 Конституции Российской Федерации  включены полный перечень видов субъектов  Российской Федерации с указанием  критериев их первосубъектности; конкретизация основ государственного устройства Российской Федерации (практически целостное закрепление ее федеративного статуса); характер взаимоотношений федеративной власти со всеми субъектами федерации.

Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их наименование в ст. 5: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Вместе с  тем, все виды субъектов федерации  могут быть интегрированы в более  общие группы и составить 3 типа субъектов:

национально государственный (республики в составе РФ);

административно-территориальный (края, области, города федерального значения);

национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная классификация основана, с одной стороны, на различном  объеме полномочий соответствующих  субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные -- государственного образования), с другой -- на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Таким образом, действующая Конституция РФ наделила административно-территориальные единицы высшего звена (края, области), а также города федерального значения качествами субъектов Федерации, гарантировала всем субъектам действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.

Субъекты Российской Федерации  различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных  отраслей промышленности и сельского  хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Классификация всех субъектов в качестве государственных  образований позволяет, с одной стороны устранить несправедливые градации в делении национальных субъектов на неравноправные разряды, с другой стороны - приравнять к ним прежние административно-территориальные единицы.

2.2 Особенности правового статуса  республик

В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.

В отличие  от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в  рамках, установленных федеральной  Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик  из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны.

С национальной точки зрения население республик  давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или  иной республики в самостоятельное  государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные  конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

До принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик - Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. - закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 384..

Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия.

Ошибочное представление  о суверенитете подталкивает некоторые  республики к провозглашению своей  собственности на землю, недра и  природные богатства, для чего нет  правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Информация о работе Социально-правовой статус субъектов Федерации